Дочь режиссера-сказочника Льва Атаманова Анна: «В образе Оле-Лукойе художник Леонид Шварцман изобразил папу»
Ни режиссер Лев Атаманов, ни художники-постановщики Александр Винокуров и Леонид Шварцман, создавшие советский мультфильм, который в 1957 году получил престижную премию на Венецианском фестивале, никогда не бывали в Датском королевстве. И даже мечтать об этом, работая над экранизацией знаменитой сказки, не могли. Дни напролет они проводили в московских библиотеках, черпая идеи из альбомов скандинавских художников, фотоматериалов о Копенгагене и книг по истории. А потом около месяца оттачивали фантазию в командировке в Прибалтике, которая в культурном и архитектурном отношении была близка к Скандинавии. Работали в Таллинне, Риге и Тарту. Улочки, лестницы, переходы старались тут же запечатлеть. Работа над мультфильмом длилась два года.
*Лев Атаманов — режиссер мультипликационных фильмов «Снежная королева», «Аленький цветочек», «Золотая антилопа», «Пастушка и трубочист», «Балерина на корабле», нескольких выпусков «Котенок по имени Гав» и многих других…
Советская экранизация сказки произвела настоящий фурор. Одна за другой последовали награды: первая премия Венецианского кинофестиваля в 1957 году, первые премии Каннского и Римского кинофестивалей в 1958-м, в том же году — особый приз Всесоюзного. А еще спустя год работа была признана фильмом года на фестивале фестивалей в Лондоне.
«Александр Винокуров, нарисовавший к мультфильму пейзажи, видел лишь одним глазом. Второй потерял в бою под Сталинградом»
— Никто из создателей «Снежной королевы» на вручении этих премий не присутствовал, — рассказывает художник-декоратор студии «Союзмультфильм» Анна Атаманова, дочь режиссера-сказочника Льва Атаманова, известного также по мультипликационным фильмам «Аленький цветочек», «Золотая антилопа», «Пастушка и трубочист», «Балерина на корабле», нескольким выпускам «Котенок по имени Гав» и многим другим. — А еще один из потрясающих призов до отца и киностудии и вовсе не дошел. Из Италии прислали помещенные под стеклянный колпак в сосуде с каким-то специальным воздухом две вечноживые красную и белую розы, напоминающие те, что росли в горшочке у Кая и Герды..
Но в те времена было не принято вручать награды режиссеру лично. Эти розы отец даже не видел. Узнал о награде случайно из письма, пришедшего на киностудию «Союзмультфильм».
— Советская экранизация сказки Андерсена имела огромный успех в десятках стран мира.
— Да, зрители были в восторге. Ведь до этого на Западе нашей мультипликации практически не знали.
— Сколько лет вам было в то время? Помните свои впечатления от первого просмотра?
— Мне было 11 лет, сестре Наташе — 15. Я на студии «Союзмультфильм» буквально выросла, бывала там очень часто, даже, признаюсь, прогуливала школу. Все казалось невероятно интересным. В небольших комнатках перед огромными зеркалами гримасничали и жестикулировали люди — шел рабочий процесс… Ежегодно для детей на студии устраивали потрясающие новогодние утренники — это была настоящая сказка!
Взрослые нам клеили колпаки, украшали их звездами, а подарки раздавали в красочных пакетах, изготовленных на студии. Мы с нетерпением ждали, что кому достанется.
Дома тоже у нас всегда стояла нарядная елка. Мама с папой украшали ее накануне праздника мандаринами, конфетами и грецкими орешками в серебристой фольге… А «Снежную королеву» я увидела еще на этапе подготовки. Художники Александр Винокуров и Леонид Шварцман, с которыми папа дружил, часто приходили к нам домой и работали. Мы жили тогда в полуподвальном помещении, фактически в одной комнате, которая разделялась фанерной стеной. Но у нас всегда было тепло и уютно. Александр Винокуров создавал пейзажи и образы разбойников, а Леонид Шварцман — всех остальных персонажей и датский город.
К слову, в марте Александру Винокурову исполнилось бы 90 лет. Трудно поверить, что, создавая свои шедевры, он видел только одним глазом. Второй потерял в бою под Сталинградом, поэтому носил черную повязку.
Какие впечатления были от мультфильма? Меня очень растрогал эпизод, когда Герда попала к маленькой разбойнице. Я плакала. Как и отец, я человек сентиментальный.
Мы беседуем с Анной Львовной у огромного портрета, на котором изображен добрый сказочник Оле-Лукойе.
— В образе Оле-Лукойе Леонид Шварцман изобразил папу, — продолжает Анна Львовна. — Этот дружеский шарж художник подарил отцу к 70-летнему юбилею.
— Каким человеком ваш папа был в жизни?
— Необыкновенно мягким и добрым. Когда порою мама ругала меня и сестру за детские шалости, мы прятались за папину спину. А когда отец уезжал в командировки, ждали его возвращения с нетерпением. Так было и когда для создания «Снежной королевы» почти на месяц уехал в Прибалтику. Без этой поездки выполнить работу с такой достоверностью было бы невозможно.
«Никита Богословский встряхнул ручкой, и на белой рубашке отца появилась клякса… и тут же исчезла»
— В жизни Льва Константиновича случались чудеса, как в сказках?
— Его история знакомства с мамой напоминает рождественскую сказку. Он нашел маму в своем доме… под елочкой. Она, приглашенная на праздник папиной сестрой, сладко спала под деревцем. Ей было лет восемнадцать, он на пятнадцать лет старше. Мама — настоящая красавица, в нее нельзя было не влюбиться. Папа тоже был хорош собой. Они прожили вмести почти полвека. Всю жизнь он дарил ей цветы. На каждую годовщину свадьбы 5 апреля приносил гиацинты. Торопился домой с букетиком, пряча его от холода в пальто. Это было очень трогательно, ведь такого разнообразия цветов, как сейчас, в те годы не существовало, а он находил и мимозу, и фиалки… Видите, на шкафу фарфоровый ослик с бочонком стоит? В этом бочонке весной всегда стояли подснежники.
*Анна Атаманова: «Этот дружеский шарж художник Леонид Шварцман подарил отцу к 70-летнему юбилею». Фото автора
— Какие увлечения были у отца?
— Он обожал цирк, балет, оперу. И, нам, детям привил любовь к искусству. Когда стал ездить за границу, непременно посещал знаменитые музеи. Одно из увлечений отца — лошади, он был хорошим наездником.
— Что-то коллекционировал?
— Покупал книги, привозил их отовсюду, где бывал. Один из его любимых писателей — Чарльз Диккенс. А хрусталь и золото родителей не интересовали. Знаете, у них ведь даже обручальных колец не было.
— Лев Атаманов работал над созданием фильмов с такими известными людьми, как композиторы Альфред Шнитке, Никита Богословский, Артемий Айвазян, датский художник-каррикатурист Бидструп, актер Ростислав Плятт…
— Действительно, окружение интересное. Например, Никита Богословский — известный шутник. Как-то работали с отцом у него дома. Никита вдруг и говорит: «Ой, Лева, что-то ручка не пишет!» И как встряхнет ею. Бум — и у папы на белой рубашке тут же появилась клякса. Оказалось, это была хохма -- через несколько минут пятно исчезло… Папа, к счастью, понимал шутки, да и сам любил пошутить.
— Как ваш отец познакомился с легендарным художником-карикатуристом Бидструпом?
— Папа создал два фильма по его произведениям — «Скамейка» и «Это в наших силах». Бидструп приезжал в Москву в 1970-х годах. Очень уважал отца, ему нравились его работы, они переписывались. Даже дома у нас был!
— Сегодня ваши внуки смотрят мультипликационные фильмы, созданные прадедушкой?
— Мои внуки еще очень маленькие, а вот сын папины мультфильмы в детстве обожал смотреть.
P.S. «ФАКТЫ» благодарят за содействие в организации интервью Государственную галерею на Солянке, организовавшую выставку «ХОЛОД И КРАСОТА. СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЕ-55».
1577Читайте нас у Facebook