ПОИСК
Культура та мистецтво

Дочь Александра Галича: «За несколько месяцев до гибели отца бабушке пришло письмо, где было написано: «Вашего сына хотят убить»

7:00 14 грудня 2012
35 лет назад погиб известный поэт, автор и исполнитель песен

За свою жизнь Александр Галич дал в СССР всего лишь один открытый концерт — в Новосибирске в 1968 году. Но его имя знала вся страна. Магнитофонные пленки с записями песен, за которые автор-исполнитель был лишен советского гражданства, поклонники его таланта передавали из рук в руки и слушали подпольно в узком кругу друзей.

15 декабря 1977 года мировые СМИ объявили, что Александр Галич погиб в Париже от поражения электротоком при подключении антенны к телевизору.

Однако до сих пор дочь Александра Аркадьевича — заслуженная артистка России Алена Архангельская-Галич (на фото), которая живет в Москве, — не верит в то, что это был несчастный случай, и склоняется к мысли, что его убили.

О судьбе отца она рассказала «ФАКТАМ» накануне 35-й годовщины со дня его гибели.

РЕКЛАМА

— Алена Александровна, что в вашем доме напоминает об отце?

— Письма, которые папа писал мне и бабушке из эмиграции, фотографии, рукописи. Личных вещей сохранилось очень мало. Пиджак, водолазка... Остались и кое-какие отцовские подарки. Например, золотая цепочка с медальоном, которую папа подарил мне на день рождения.

РЕКЛАМА

— На могилу отца в Париж поедете?

— Я давно уже не была там — двенадцать лет. Трудно материально. Откладывала деньги на поездку, но недавно меня обокрали. Пришли «газовщики», заявили, что в доме утечка газа, нужно проверить трубы. Пока с одним я беседовала на кухне, второй отправился в комнату обследовать систему отопления. А когда «газовщики» ушли, я обнаружила, что исчез конверт с деньгами. И хоть в доме системы видеонаблюдения, воров так и не нашли. Так что в день смерти отца пойду с цветами к мемориальной доске на доме по улице Черняховского, 4, где он жил.

РЕКЛАМА

— Что заставило вас усомниться в том, что гибель вашего отца не просто несчастный случай?

— Я абсолютно уверена в том, что папу в Париже убили. Его не хоронили десять дней — якобы велось расследование. А потом вызвали Ангелину Николаевну (вторая жена Александра Галича. — Авт.), с которой он уехал, и сказали: если она будет настаивать на продолжении выяснения обстоятельств смерти мужа, то ее лишат ренты квартиры. И она дала согласие на то, чтобы расследование прекратили. У нее не было другого выхода: ее дочь к этому времени умерла, и она сама могла оказаться на улице. Много вопросов осталось без ответа. Напряжение в сети было очень слабое — меньше 110 вольт, а у отца обе ладони оказались обожжены. Кроме того, папа очень хорошо разбирался в технике. У него и в Москве всегда была хорошая аппаратура, которую обычно приобретал в комиссионном магазине. В тот злополучный день 15 декабря 1977 года отец устанавливал антенну, чтобы быть в курсе новостей на родине. Ведь советские радиостанции тоже «глушили» на Западе, как и иностранные у нас.

— По одной из версий, Александра Галича могли убить агенты КГБ, обвинявшие его в антисоветской деятельности. По другой — это могли сделать и спецслужбы ЦРУ, боявшиеся, что в случае возвращения на родину Галич подорвет имидж радио «Свобода», на котором работал. Где истина?

— Не знаю. Но за несколько месяцев до гибели отца бабушке пришло письмо, где было написано «Вашего сына Александра хотят убить». Надпись сложили из букв, вырезанных из газет. Письмо подбросили в почтовый ящик. Штемпеля не было. Но отцу тогда казалось, что уже наступает время послабления. Он даже надеялся, что, быть может, меня и бабушку выпустят к нему ненадолго.

— Именно тогда ведь было принято решение ЦК вернуть Александра Галича и Виктора Некрасова в Советский Союз с условием их покаяния?

— Да, хоть и неединогласное. В Париж был командирован человек, который должен был уговорить Галича и Некрасова вернуться, пообещав им хорошие квартиры, деньги, разные льготы. Знали, что оба они очень тоскуют по родине. Папа каждый день видел Москву во сне.

— Александр Аркадьевич отказался вернуться?

— Отцу не успели предложить. Когда человек, прилетевший с этой миссией в Париж, спускался с трапа самолета, ему сообщили, что Галича уже нет — он погиб. Но, уверена, если бы папа был жив, никакого покаяния от него бы не дождались.

— И все же трудно представить, как вашего отца могли убить. Если предположить, что в момент подключения антенны дали сильное напряжение, кто знал о том, чем он занимается?

— Папа жил в доме, напротив которого находилась пожарная каланча. Окна хорошо просматривались, так как улица очень узкая — по ней могла проехать лишь одна машина. Вероятно, увидели, что он возится с аппаратурой, пустили ток посильнее — да и все дела. Отцу было только 59 лет.

— А ведь до того, как стать неугодным властям, все у Александра Аркадьевича складывалось блестяще. Его пьесы с успехом шли в театрах. Фильм «Верные друзья» получил Гран-при в Каннах. А за сценарий к фильму «Государственный преступник» его даже наградили грамотой КГБ... Наверняка и материально ваш отец жил неплохо?

— У него не было многого из того, что имели другие писатели, — ни машины, ни дачи. Имел лишь небольшую трехкомнатную квартиру. Правда, были другие привилегии — любовь и почитание людей мыслящих, думающих, беспокоящихся о судьбе родины. Например, он дружил с лауреатом Нобелевской премии Львом Ландау и на 60-летие ученого из всех писателей был приглашен один. Поэтому зависть в писательских кругах росла пропорционально его известности. Также дружил с Андреем Сахаровым, был в хороших отношениях с Петром Капицей.

— А с первыми лицами советского государства был знаком?

— Нет. И никогда к этому не стремился.

— Из-за чего началась травля вашего отца?

— После того как запретили его пьесу «Матросская тишина», он начал писать песни, которые были расценены как антисоветские. В 1968 году выступил с ними в Новосибирске, потом пел по домам. Песни посвящал Михоэлсу, Пастернаку, Фриде Викторовой, которая стенографировала процесс Иосифа Бродского... Его предупредили, чтобы он прекратил это домашнее творчество. Но он не послушался. А вскоре в мюнхенском издательстве «Посев» без ведома отца вышла книжка с его песнями с пленок и с биографией, в которой было все перепутано, например, написали, что он сидел, хотя на самом деле этого не было. За ним установили наблюдение. А спустя время исключили из Союза писателей, потом — и из Союза кинематографистов, перестали публиковать его произведения, пьесы изъяли из репертуара театров — таким образом лишив средств к существованию.

Отец зарабатывал тем, что доводил до ума чужие сценарии — серые, слабые, неинтересные. Выступал с домашними концертами в квартирах академиков, где всегда было много народу. Слушатели собирали деньги, которые совались папе в карман. Ежемесячно академики поддерживали отца еще и опуская в почтовый ящик конверт со ста рублями. Так же помогали и Солженицыну, и Дудинцеву.

— Финальным аккордом стало лишение вашего отца советского гражданства. Уехав на Запад, он больше не смог приехать на родину ни разу?

— Что вы! В Советском Союзе он был персоной нон грата. Василий Аксенов вспоминал, как Александр Галич, приехав в Америку, пришел к нему в гости. Был хорошо одет. «Но более несчастного человека я не видел в своей жизни», — рассказывал Василий Аксенов. Отец тогда ему сказал: «Страшнее разлуки с родиной нет ничего. Лучше бы меня сожгли на костре или отправили в лагеря». И это при том, что жил папа безбедно. Радиостанция «Свобода», где он работал, снимала ему дорогую квартиру в самом центре Парижа. Он продолжал писать книги, но песен больше не создавал — его слушатель остался на родине.

— Первым пристанищем Александра Галича была Норвегия. Позже он переехал в Мюнхен, затем — в Париж.

— У него был так называемый нансеновский паспорт, позволяющий жить человеку, где он хочет. Кроме, СССР, конечно. Это был паспорт беженца. «И полосками паспорта беженца перекрещено сердце мое», — писал он. Тяжело ему было. Он мечтал вернуться домой. Отец уехал, когда мне было 24 года. Больше я его не видела. Иногда он звонил нам с бабушкой. Тайком передавал мне подарки: то свитерочек, то туфли, то еще что-то модненькое... А о том, чтобы поехать к нему, не могло быть и речи. Кто бы меня выпустил к нему? Мне-то и в Москве жить и работать не разрешали. Даже на похороны отца я не могла поехать.

— А он ведь вас фактически вырастил?

— Да, с мамой они расстались, когда я была маленькой. Мама была актрисой, очень красивой женщиной. Не сойдясь характером с бабушкой, она уехала работать в Иркутск. Я периодически ездила к ней на побывку. Расставаться с папой мама не собиралась. А потом вдруг узнала о его романе с другой женщиной. Папа сказал, что все это не имеет значения, что им с мамой нужно продолжать жить вместе, хотя бы ради меня. Она ответила: «Ради Алены мы вместе жить не будем». Характер у нее был очень сложный. Расставшись, они не общались. Мама вышла замуж, папа женился. Но детей у них, кроме меня, не было. Когда отец умер, мама безудержно рыдала. Думаю, она любила его всю жизнь.

— Чем он увлекался?

— Театр и литература являлись основными увлечениями отца. У него была потрясающая библиотека. Много исторических книг, философских... А еще любил сочинять музыку, играл на нескольких инструментах: на скрипке, фортепиано, гитаре. Увлекался творчеством Шаляпина. И даже написал сценарий к трехсерийному фильму «Федор Шаляпин». Фильм при жизни отца был запущен в производство, но, когда папу исключили из Союза писателей и Союза кинематографистов, сценарий сожгли и картину запретили. Однако, как известно, рукописи не горят.

Один из вариантов сценария — режиссерский, с разметкой — я неожиданно обнаружила на Киностудии имени Горького, где должны были снимать фильм. Теперь остается только найти спонсора.

1033

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів