«Портрет девушки кисти Николая Пимоненко знатоки живописи называют украинской Джокондой»
Всеукраинская выставка «Велике i Величне», открывшаяся в «Мистецькому Арсеналi», стала центральным культурным событием празднования
Впрочем, у каждой медали есть обратная сторона. Если бы «Страшный суд» Кузнецова не тронули, его увидели бы тысячи, а так эта картина оказалась в центре всеобщего внимания — по телевидению, в Интернете, прессе ее с интересом посмотрели миллионы людей. Автор стал еще более известным.
Возле оригинала Пересопницкого Евангелия разместили его копию, которую может полистать каждый желающий
— На нынешней выставке зрители увидят большое количество произведений высочайшего художественного уровня, которые из-за своих больших размеров либо по иным причинам хранятся в запасниках, — говорит главный хранитель «Мистецького Арсеналу» Виктория Величко. — В музеях просто нет места, а у нас площадей много. Выставка «Велике i Величне» разместилась на 12 тысячах квадратных метров. Здесь представлены порядка тысячи ценнейших экспонатов — от вырезанных из кости мамонта 15 тысяч лет назад музыкальных инструментов до работ наиболее талантливых современных мастеров. На примерах этих произведений посетители увидят, как развивалось искусство на территории нашей страны со времен первобытных людей до наших дней, как на него влияло христианство. Раритеты предоставлены 35 ведущими музеями, есть также вещи из частных коллекций.
Кстати, один из этих музеев в послевоенные годы создал простой учитель из села Пархомовка на Харьковщине Афанасий Лунев. Он завязал переписку с Третьяковской галереей, Эрмитажем, многими художниками, скульпторами, писателем Ильей Эренбургом. Благодаря энтузиазму этого человека в коллекции появились картины Ван Дейка, Бенуа, Рембрандта, Гогена, Мане, Брюллова, Шишкина, Айвазовского, Левитана, Репина, Васнецова, Рериха, рисунки Шевченко, плакаты Маяковского... Жемчужинами коллекции считаются четыре работы Пикассо, подаренные музею Ильей Эренбургом. Ученики Лунева разыскали в самой Пархомовке два рисунка автора всемирно известной картины «Черный квадрат» Казимира Малевича, который жил в этой деревне три года. Фонды «сельского Эрмитажа», как называют этот историко-художественный музей, насчитывают шесть тысяч экспонатов. Государство выделило для их размещения настоящий дворец, который до революции построил сахарозаводчик Павел Харитоненко.
Заходим в первый зал.
— Обратите внимание на иконы из Собора Рождества Пресвятой Богородицы, который в ХVIII веке в городе Козельце (Черниговская область) построила мать братьев Алексея и Кирилла Разумовских в благодарность Богу за успехи своих сыновей, — говорит помощник генерального директора «Мистецького Арсеналу» Алексей Ананов. — Их отец Григорий Розум был небогатым казаком, но судьба уготовила его сыновьям головокружительную карьеру. Началось с того, что один офицер, направленный из Санкт-Петербурга в Венгрию для закупки вина, проезжал через Козелец и услыхал, как в церковном хоре поет Алексей Разумовский, забрал его в столицу империи, в придворный хор. Царевна Елизавета Петровна обратила внимание на привлекательного молодого человека, сделала его своим придворным (императрица Екатерина II писала, что Алексей Разумовский был одним из самых красивых мужчин, которых она когда-либо видела в жизни. — Авт.). Он вошел в число заговорщиков, свергнувших с российского престола Анну Иоанновну, благодаря чему императрицей стала Елизавета Петровна. Многие историки полагают, что она тайно обвенчалась с Алексеем. Тот забрал в Санкт-Петербург младшего брата Кирилла, получившего затем блестящее образование в Германии, Франции и Италии и в 19 лет возглавившего Российскую академию наук. Алексей добился восстановления в Украине гетманства, а Кирилл получил гетманскую булаву. Разумовским был дарован графский титул, семья стала одной из самых богатых в Украине. Великолепный собор в Козельце, который был частью владений Разумовских, сохранился до нынешних дней. По одной из версий, иконостас для него сделан в Италии по эскизам знаменитого архитектора Бартоломео Растрелли — якобы изначально он предназначался то ли для Смольного собора в Санкт-Петербурге, то ли для одной из придворных церквей. Но императрица отправила его в Козелец, зная, что Разумовские строят там храм. Иконостас очень большой — высотой 27 метров.
*«В список музыкальных произведений, звучащих на этой выставке, включены концерты Бетховена, к написанию которых причастен один из сыновей последнего гетмана Украины Кирилла Разумовского Алексей»
В список музыкальных произведений, звучащих на этой выставке, включены концерты Бетховена, к написанию которых причастен один из сыновей Кирилла Разумовского Алексей. Он был послом Российской империи в Вене, там в своем дворце организовал музыкальный салон, приглашал лучших музыкантов и композиторов. Когда гениальный Бетховен остался без средств к существованию, Разумовский поддерживал его, заказал три струнных квартета. В этих произведениях Бетховен использовал мелодии украинских народных песен.
— Рядом с образами из Козелецкого иконостаса размещена великолепная работа «Архистратиг Михаил» кисти придворного портретиста императрицы Екатерины II Владимира Боровиковского, — продолжает Алексей Ананов. — Талант живописца он унаследовал от отца — миргородского казака-иконописца. Владимир тоже писал иконы, но выполнял и другие заказы. Он расписал комнаты в доме одного своего приятеля в городе Кременчуге. В этом особняке остановилась по пути в Крым Екатерина II. Роспись интерьеров ее очень впечатлила, и она распорядилась позаботиться об их авторе. Таким образом
Боровиковскому позировала императрица. Парадный портрет Екатерине II понравился, но картину, на которой мастер изобразил ее прогуливающейся по парку в обыденном платье с любимой собачкой, она оценила прохладно. Именно эта работа, а точнее, выполненная по ее сюжету гравюра Николая Уткина, вдохновила Александра Пушкина включить в повесть «Капитанская дочка» сцену, где главная героиня, молоденькая девушка Маша Миронова, знакомится в парке со знатной дамой.
Подходим к одному из самых ценных экспонатов — Пересопницкому Евангелию, на котором принимают присягу президенты Украины. Возле реликвии дежурит сотрудник милиции в штатском. На соседнем столике лежит факсимильная копия этой бесценной книги. Каждый может ее полистать. Рядом висит икона ХVI века «Троица ветхозаветная» кисти художника Федуско из Самбора, создавшего иллюстрации для Пересопницкого Евангелия.
«Художник Михаил Жук изобразил юного Павла Тычину в образе черного ангела»
— На выставке также представлена едва ли не самая древняя из хранящихся на территории Украины книга — «Кристинопольский Апостол», — говорит Алексей Ананов. — Этому фолианту без малого 900 лет. Он переписан на пергаменте, изготовленом из кожи трехлетних бычков. Кристинопольским этот текст Апостола (богослужебной книги) назван потому, что его создали в городе Кристинополе (ныне Червоноград Львовской области).
*В «Мистецькому Арсеналi» можно увидеть несколько скульптур Иоганна Пинзеля, которые минувшей осенью демонстрировались в Лувре
Посетители подолгу задерживаются возле деревянных, покрытых позолотой скульптур Иоганна Пинзеля, демонстрировавшихся осенью прошлого года в Лувре.
— Эти шедевры разбираются на части, поэтому в Париж их перевозили в виде отдельных фрагментов, — продолжает Алексей Ананов. — Кроме этих скульптур Пинзеля у нас представлены две его работы, которые не возили во Францию из-за того, что они уж очень большие и цельные. Давайте к ним подойдем. Чувствуете, какой от них исходит аромат (ладана. — Авт.).
Затем останавливаемся возле картины в стиле модерн, на которой изображены крылатые парень и девушка.
— Известное стихотворение «О, панно Iнно...» классика украинской литературы Павла Тычины, которое он сочинил в 24 года, имеет непосредственное отношение к этой работе художника Михаила Жука «Белое и черное», — поясняет Алексей Ананов. — Видите, у ангела с черными крыльями лицо Павла Тычины. Белый ангел — это девушка, в которую он был влюблен, — Полина Коновал. Они познакомились в дореволюционные годы в Чернигове. Павел учился в духовной семинарии, брал уроки живописи у автора этого панно художника Михаила Жука и, конечно, писал стихи. Читал их в доме поэта и драматурга Ивана Воронивского (это литературный псевдоним, настоящая фамилия — Коновал), у которого были две дочери — Полина и Инна. Тычина влюбился в старшую Полю, но она не отвечала ему взаимностью. А вот Инне молодой поэт очень нравился. Через несколько лет в обращенном к ней стихотворении «О, панно Iнно...» он вспоминает о своих чувствах к Полине: «Сестру я вашу так любив — дитинно, злотоцiнно». Эта история любви вдохновила Михаила Жука на написание картины. Она состоит из семи листов. Автор применил здесь гуашь, пастель и акварель.
*У ангела с черными крыльями лицо Павла Тычины. Белый ангел — это Полина Коновал, в которую он был влюблен
Переходим в зал, где демонстрируются портреты.
— Эту работу художника конца ХIХ века Николая Пимоненко знатоки живописи называют украинской Джокондой, — замечает Алексей Ананов. — Не правда ли, полуулыбка, особый взгляд придают этой девушке схожесть с Моной Лизой гениального Леонардо да Винчи. Прежде нам было известно только имя дивчины — Мария Нестеренко. Недавно искусствоведам удалось узнать, что она была артисткой театра, гастролировавшего в Харькове, где ее и встретил художник. Замечу, что еще при жизни Пимоненко его картины купил Лувр. А портрет Марии Нестеренко входит в коллекцию Сумского художественного музея имени Никанора Онацкого.
Кроме киевских и львовских свои лучшие экспонаты представили музеи Дрогобыча, Луцка, Днепропетровска, Евпатории, Одессы, Херсона, Харькова, Чернигова, Хмельницкого, Полтавы, Горловки, Донецка и других городов. В «Мистецькому Арсеналi» их можно увидеть до 22 сентября.
Фоторепортаж с выставки смотрите здесь
Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»
5285Читайте нас у Facebook