«Мы жили как один организм. Катя была моими глазами, а я — ее ушами»
На проходивших в Софии Дефлимпийских играх украинские спортсмены с нарушением слуха заняли второе место в командном зачете, завоевав 21 золотую медаль. Всего же на счету нашей сборной 88 наград. Это лучший результат в истории независимой Украины. В аэропорту «Борисполь» спортсменов встречали родственники, тренеры, журналисты. Когда во время торжественной части дефлимпийцы исполняли Гимн Украины... на языке жестов, многие не смогли сдержать слез.
Наконец-то долгожданный момент единения с близкими: объятия, поздравления, слезы радости... Выяснилось, что среди спортсменов есть именинница. Пятого августа, в день возвращения из Болгарии на родину, отмечала свой день рождения обладательница «золота» по дзюдо Екатерина Гусева. Чемпионку встречала сестра-близняшка Ирина. «Провожая Катю в Софию, я заказала ей подарок на наш общий день рождения — золотую медаль, — призналась „ФАКТАМ“ Ирина. — И сестра, как всегда, не подвела».
«Такое ощущение, что борешься не с одной, а сразу с двумя сестрами Гусевыми»
— Свою победу я посвятила сестричке Иринке, — делится эмоциями
— У родителей нас шестеро, — рассказывает Ирина Гусева. — Во время последней маминой беременности УЗИ показало, что будет мальчик. Но вместо мальчика родились... две девочки. Мама рассказывала, что роды были очень тяжелые. Мы с сестрой долго находились в отделении реанимации новорожденных. В детстве часто болели. Потом врачи объяснили: скорее всего, одна из перенесенных вирусных инфекций дала серьезные осложнения. У Кати постепенно ухудшался слух, а у меня — зрение. Но все это выяснилось намного позже.
Будучи детьми, мы не понимали, что у нас есть нарушения зрения и слуха. Думали, так и должно быть. Мы с сестрой жили как один организм. Катя была моими глазами, а я — ее ушами. И так наловчились выручать друг дружку, что ни учителя, ни одноклассники не догадывались о нашей проблеме. Например, когда писали диктант, Катя читала предложения... по моим губам. Если же педагог просил меня прочитать вслух текст из учебника, сестра произносила его шепотом, а я краем глаза следила за Катиными губами и озвучивала.
— Когда Ира, заболев, оставалась дома, я тоже пропускала уроки, — признается Екатерина. — Без сестры не понимала, о чем говорят учителя и одноклассники. Мир превращался в немое кино.
— Случалось, из-за проблем со зрением я путала одноклассников, называя их другими именами, — продолжает Ирина. — Катя тут же приходила на помощь и превращала все в шутку. За время учебы в школе, а потом в лицее и вузе никто так и не разгадал нашу тайну.
— Ира и Катя всегда и повсюду вместе, — улыбается отец близнецов Борис Гусев. — В детстве лежали в двойной коляске, спали в одной кроватке, в школе сидели за одной партой. Даже спортом вместе увлеклись. Как-то прибегают домой: «Папа, можно мы сходим на дзюдо?» «Идите», — говорю, а сам думаю: на сколько их хватит? Старший сын посетил секцию аж два раза. Когда его со всей силы бухнули на ковер, вмиг передумал быть дзюдоистом.
А девочки в секции прижились. Сколько раз они ломали руки, ноги, ключицы, пальцы! Но все равно продолжали заниматься. Помню, как-то во время соревнований Катя получила серьезную травму. Ира вышла на татами вместо сестры и одержала победу. Подмены не заметил даже тренер! В
— Мы с Катей были как одна команда, — говорит Ирина. — Она правша, я левша. Сестра научила меня делать приемы правой рукой, а я ее — левой. У каждой был свой коронный прием, мы часто ими обменивались, вводя противника в заблуждение. На соревнованиях всегда выступали вместе, но в разных группах. Соперники сетовали: «Такое ощущение, что борешься не с одной, а сразу с двумя сестрами Гусевыми». У нас всегда работал закон парности: если проигрывала я, сестра тоже терпела поражение.
— Бывало, тренеры просили: «Сойдитесь в поединке: мы должны знать, кто из вас сильнее», — продолжает Ира. — Однажды мы пробовали бороться. Это было физически невыносимо. Казалось, будто ломаю... саму себя. Катя тоже жаловалась: каждый прием против меня рикошетил по ней. После этого случая дали клятву никогда не выступать друг против друга.
«Физические ограничения делают человека сильнее»
— На чемпионате Украины среди юниоров сестры Гусевы боролись в разных группах, — говорит тренер Михаил Романкевич. — И обе много раз выходили в финал. Однако как такового финального поединка между ними не было. Ира и Катя заранее договаривались, кто одержит победу. И разыгрывали перед судьями хорошо подготовленный спектакль. Я в это не вмешивался. Главное, что обе мои спортсменки вышли в финал.
По словам тренера, сестры Гусевы показывали феноменальные результаты. Четыре раза (с
— Однажды я приехала с сестрой в Евпаторию на базу дефлимпийской подготовки, — рассказывает Ирина. — Двухнедельное пребывание в кругу спортсменов с проблемами слуха полностью изменило мое мировоззрение. Оказывается, физические ограничения делают людей сильнее. Еще я поняла, что многие, имея слух, не научились по-настоящему слушать. В то время я переживала депрессию. Такого внимания и понимания, как со стороны слабослышащих, не встречала нигде.
Кстати, о проблеме слуха. Когда нам с Катей исполнилось двадцать лет, мы наконец-то решили проверить слух и зрение. Оказалось, один глаз у меня не видит. К счастью, на втором зрение сохранилось. Помню, я долго ждала сестру возле кабинета сурдолога. Катя вышла вся в слезах. Никогда не забуду, как она, рыдая, сказала: «Ира, я глухая! Врач поставил мне в ухо аппарат, и я только тогда впервые в жизни услышала, как льется вода из крана...»
Доктор спросил Катю: «Как вы жили все это время? Наверное, плохо учились в школе?» «Наоборот, — ответила она. — Училась хорошо и даже занималась спортом, побеждала на соревнованиях». «Это невозможно! — поразился сурдолог. — У вас практически полная глухота!» Еще больше врача потряс тот факт, что девушка разговаривает без малейшего дефекта и сама, без посторонней помощи, научилась читать по губам. Катя объяснила: этим она обязана сестричке. Точнее, их общей способности компенсировать физические недостатки друг друга.
«Перед поединком я просила больную руку: „Не подведи, пожалуйста“
— Между нами существует особая — невидимая — связь, — говорит Ирина. — Иногда доходит до смешного. Недавно мы с Катей встретились (живем отдельно) и начали хвастаться новой посудой. И тут выясняется, что обе, не сговариваясь, купили... абсолютно одинаковые наборы тарелок да еще в одном и том же магазине!
Расскажу последний случай. В то время, когда Катя летела на самолете в Болгарию на Дефлимпийские игры, я ощущала тошноту и шум в ушах. В десять часов утра сестра должна была выходить на первый поединок, и у меня начался такой мандраж, будто сама готовилась к схватке. Потом стало ныть плечо: незадолго до поездки Катя получила травму и перенесла операцию. Позже она призналась, что в то самое время у нее действительно разболелось плечо.
Финальный поединок Кати с португальской спортсменкой смотрела в онлайн-трансляции. Не могла усидеть на диване, подскакивала, кричала: „Катенька, возьми верхний захват! Твой коронный захват! После этого пойдут все кидки“. Не знаю, как это объяснить, но сестра будто слышала каждое мое слово. Она делала все, что я говорила! В это время рядом находился мой жених. От удивления он едва не лишился дара речи.
— Действительно, в ту минуту я ощущала незримую поддержку сестры, — кивает головой Екатерина. — Это помогло сконцентрироваться на технике борьбы. Одержав победу, я повернулась к зрителям и положила ладонь на выбитый на моем кимоно герб Украины. Пусть знают наших!
— Через несколько минут после финального поединка мне пришло sms-сообщение от Кати, — продолжает Ирина. — Она написала большими буквами: „Золото“. Для тебя». Я тут же перезвонила папе. «Да ты что! — ахнул он в трубку и от переполнявших его чувств расплакался. — А я, — говорит, — думал: хотя бы „бронзу“ взяла...»
Только не подумайте, что Катя выиграла Дефлимпиаду благодаря мне. Это не так. Она добилась победы, потому что шла к ней 16 лет через глухоту, травмы и боль. Накануне поездки в Болгарию сестре сделали сложнейшую операцию на плечевом суставе. До сих пор не понимаю, как она уложила соперницу на лопатки не разработанной после хирургического вмешательства рукой.
— В июле прошлого года, готовясь к чемпионату мира, я получила травму — разрыв связки плечевого сустава, — объясняет Екатерина. — Не подозревая, насколько это серьезно, все-таки поехала на чемпионат мира в Венесуэлу и завоевала «золото». Прийти к хирургу решилась только через два месяца после чемпионата. Врач схватился за голову: «Немедленно на операцию!» Объяснил, что рука фактически держится на нитке. В общем, операция оказалась сложной и длилась 10 часов.
Однако связка срослась неправильно, я не могла двигать рукой. Меня направили в Днепропетровск. Там нейрохирурги разорвали связки и собрали «крепление» заново. После такой операции нельзя заниматься спортом полтора года. Но я не могла пропустить Дефлимпийские игры и, нарушив запрет врачей, поехала в Болгарию. Перед каждым поединком просила больную руку: «Не подведи меня, пожалуйста...»
Спортсмен не может завоевать медаль в одиночку. За каждой победой — огромный труд и терпение наставников, переживания близких. Победой на Дефлимпиаде я обязана моему тренеру Михаилу Романкевичу, а также тренеру сборной Виталию Харламову, ровенским и днепропетровским хирургам, всем, кто за меня болел. Потом я узнала, что даже знакомые молились за мое здоровье, ставили свечи в церкви. Без такой поддержки я бы не стала чемпионкой.
3526Читайте нас у Facebook