Анатолий Яббаров: «Роль Василия Алибабаевича в „Джентльменах удачи“ Муратову досталась случайно»
Кому-то для того, чтобы стать народным любимцем, нужно сыграть десятки ролей. Раднэру Муратову хватило одной — сентиментального мошенника Василия Алибабаевича в фильме Александра Серого и Георгия Данелия «Джентльмены удачи». Его фразы: «Эй, гражданина! Ты туда не ходи, сюда ходи. А то снег башка попадет, совсем мертвый будешь!», «Все побежали, и я побежал!», «Кушать подано, садитесь жрать, пожалуйста!» зрители повторяют до сих пор.
Увы, жизнь самого Раднэра Зинятовича была мало похожа на веселые приключения его экранного героя. В фильмах ему доставались в основном роли второго плана. В личной жизни актера тоже преследовали неудачи. После развода с актрисой Еленой Муратовой он больше не женился, с сыном Леонидом отношений не поддерживал и от помощи, которую предлагали близкие, категорически отказывался. После перестройки Раднэр Зинятович бедствовал, и без того тяжелое положение усугубляла неизлечимая болезнь. В октябре 2004 года актер ушел из дома и не вернулся. Когда его нашли, он не мог назвать ни своего имени, ни адреса, по которому живет. В психиатрической клинике, куда поначалу его привезли, врачи узнали знаменитого Василия Алибабаевича и отправили в обычную больницу. Через два месяца актера не стало… О Раднэре Муратове вспоминает его друг, актер Анатолий Яббаров (на фото).
— Анатолий Ахметович, как долго вы знали Василия Алибабаевича, то есть Раднэра Муратова?
— Шапочное знакомство у нас случилось еще году в 70-м, какое-то время мы с ним здоровались, но не более того. А лет через пять Радик (так все его называли) предложил мне пойти с ним в ресторан Дома кино встречать Новый год, у него пригласительный пропадал. За столом собралась замечательная компания: Леонид Кмит, сыгравший Петьку в знаменитом фильме «Чапаев», Боря Быстров из Театра имени Ермоловой, которого все советские дети знали как Аладдина из детской сказки. В тот вечер мы с Радиком разговорились, поняли, что у нас много общего, и стали дружить. А вот снимались вместе только в одной картине — «Джентльменах удачи». Мне досталась роль Митяя, которого Доцент сбрасывает с крыши.
— Как роль Василия Алибабаевича досталась Муратову?
— Авторы сценария — Виктория Токарева и Георгий Данелия — писали эту роль специально для Фрунзика Мкртчяна, но актера не отпустили на съемки. В Ереване тогда праздновали 50-летие образования Армянской ССР, и он нужен был там. Режиссер Александр Серый кинулся искать замену и прямо в коридоре «Мосфильма» наткнулся на Радика. Присмотрелся к нему, попросил загримировать и отвел на худсовет. Раднэра утвердили практически без проб.
После премьеры «Джентльменов удачи» все актеры, и Радик в том числе, проснулись знаменитыми. Но если для остальных картина была одной из многих, то для Муратова роль в ней стала единственной известной. Ничего равного ей он больше не сыграл. Мне кажется, многие зрители думали, что Василий Алибабаевич — его настоящее имя. Когда Радик шел по улице, вслед ему часто говорили: «Смотри, вон пошел тот, который бензин ослиной мочой разбавлял».
*Хмырь (Георгий Вицин), Косой (Савелий Крамаров) и Василий Алибабаевич (Раднэр Муратов). Кадр из фильма «Джентльмены удачи». 1971 год
— Говорят, у Раднэра Зинятовича были феноменальные математические способности?
— Его отличал ясный аналитический ум. Радик ведь получил хорошее воспитание и образование, его отец был первым секретарем Казанского обкома партии. В Кирове, из которого он родом, даже есть музей Зинята Муратова. Раднэр очень любил читать и собрал дома богатейшую библиотеку. В то время хорошие книги просто так не продавались, но у Муратова была знакомая продавщица в книжном магазине — тут он, можно сказать, пользовался своей популярностью.
Радик часто выигрывал в лотерею и на скачках, потому что умел… просчитывать, на какой билет выпадет выигрыш или какая лошадь придет к финишу первой. У него был свой метод, в который он никого не посвящал. Пятьдесят лет подряд ходил на ипподром и очень редко возвращался с пустым карманом.
— Правда, что Муратов блестяще играл в шахматы?
— Больше того, Радику удавалось обыгрывать даже чемпиона мира по шахматам Василия Смыслова. Сейчас мало кто помнит, но много лет назад, когда Раднэр был еще молодым, он вел на телевидении популярную передачу «Шахматная школа». Возможно, если бы он выбрал спортивную карьеру, не довелось бы испытать тех разочарований, которые приготовила ему жизнь.
Кстати, однажды шахматный талант сослужил ему недобрую службу. Это случилось, когда Радик снимался в фильме у казахского режиссера Шакена Айманова «Земля отцов». В один из дней сломалась камера, делать было нечего, и Шакен, считавший себя непревзойденным шахматистом, предложил съемочной группе: «Ну, кто составит мне партию в шахматы?» Он был уверен, что легко обставит любого, ведь не знал, что Радик играет гораздо лучше. Чтобы понять, как все получилось, надо было знать Муратова. Первые несколько партий он Шакену специально проиграл, усыпил его бдительность, а потом начал его громить, выигрывая одну партию за другой. Тот даже опомниться не успел! Айманов стал черный, как туча, и, не глядя на Радика, сказал ассистентам: «Чтобы я его больше в группе не видел, сегодня же отправьте его самолетом в Москву». «Но как же, — удивились ассистенты, — у него же еще эпизод остался?» «Я что, неясно сказал?!» — прогремел Шакен. Администратор кинулся в аэропорт, но билетов на Москву не было, и Радика попросили пару дней посидеть в гостинице, не попадаясь на глаза режиссеру. Айманов вскоре остыл, эпизод с Радиком отсняли, и он улетел в Москву. Но Шакен затаил на Радика зло.
— И отомстил?
— Еще как! В советские времена, чтобы увеличить зарплату, раз в несколько лет нужно было проходить так называемую тарификацию. Чем больше было у актера картин, тем выше ставку можно было выбить. Вот Радик и позвонил Айманову, попросил, чтобы вставил его фамилию в титры. «Хорошо, — недобро засмеялся Шакен, — будет тебе фамилия в титрах».
Вскоре должна была состояться премьера фильма в Москве, но ей предшествовала сдача в Госкино, на которую режиссер вместе с другими актерами пригласил и Радика. Титры прошли в начале картины, но фамилии Муратова там не было. Он удивился, но решил подождать, мало ли что. Сюжет «Земли отцов» вкратце таков: старый казах и его внук ищут могилу своего сына и отца, погибшего где-то под Ленинградом, чтобы забрать его прах и захоронить на родине. Но когда они ее наконец-то находят, оказывается, что их солдат похоронен в братской могиле. Они решают ее не тревожить и отправляются в обратный путь. Кстати, это очень глубокая по своему драматизму сцена. Представьте себе, на памятнике, среди имен павших красноармейцев, крупными буквами было написано: «Раднэр Муратов». Радик вышел из зала бледный, как смерть, с трясущимися руками, а Шакен, следовавший за ним, рассмеялся: «Ну что, видел, какими крупными буквами твоя фамилия в титрах написана?!»
— Какой ужас!
— Увы, это еще не конец истории. Через несколько дней в Доме кино планировалась премьера картины. После нее все собрались на банкет, но Шакен до него даже не дошел, его вызвали в Госкино, чтобы оформить документы — картину направляли за границу на кинофестиваль. Сказал, чтобы отмечали без него, он скоро вернется, и уехал. На обратном пути Шакен торопился и не захотел ждать, пока машина развернется — попросил высадить его на противоположной стороне улицы. Ему бы спуститься в подземный переход, но он почему-то пошел поверху, и выскочившая из-за поворота машина сбила его — Шакен умер на месте. Банкет по поводу премьеры превратился в поминки.
— Как жил Раднэр Зинятович в последние годы?
— Всю жизнь он проработал в Театре-студии киноактера, а на старости лет оказался за чертой бедности.
— Как такое могло случиться с известным актером?
— Да разве ж он один такой? Сколько замечательных актеров окончили свою жизнь в нищете, всеми забытые. Например, Борис Новиков, Сергей Филиппов, Фрунзик Мкртчян, замечательный украинский актер Бронислав Брондуков. Я заметил странную и печальную закономерность: почему-то трагический уход из жизни уготован именно актерам-комикам, которые всю свою жизнь смешили других. Такая вот ирония судьбы…
Что же до Радика, то он как-то «потерялся» в жизни после того, как уволился из Театра-студии киноактера, в котором проработал почти всю жизнь. Видимо, необходимость выходить на сцену поддерживала его, а когда такая возможность исчезла, он почувствовал себя беспомощным и никому не нужным.
— Почему же он ушел, его ведь не выгоняли?
— Радик когда-то дал себе слово: как только ему исполнится 60 лет, тут же уйдет на пенсию. Мы его отговаривали, но он упрямо повторял: я так решил. Лет десять он нигде не работал, почти не снимался и, в общем, неплохо жил. Но потом началась перестройка… Когда его пенсии перестало хватать даже на самое необходимое, Радик попросился обратно в театр. Мы с директором, посовещавшись, решили взять его, хотя ни в одном спектакле он занят не был. Просто приходил раз в месяц в бухгалтерию за зарплатой, которую ему начисляли. Все, кто мог — и мы, и Гильдия актеров России — оказывали ему материальную помощь. Помогали деньгами, старались к праздникам выписать продовольственные наборы, но на жизнь все равно не хватало. Он часто приходил к нашему инженеру Николаю Федоровичу Бобрикову, тот его подкармливал, чаем поил, а иногда и сто грамм наливал. Бобриков рассказывал, что Радик очень боялся отравиться: прежде чем что-нибудь съесть, обязательно обнюхивал. А потом стал просто на глазах сдавать — настолько ослабел, что ему едва хватало сил, чтобы прийти в театр за деньгами.
Но самое страшное, что он забывал все вплоть до собственного имени и адреса. Как-то вышел на сцену в программе «Юморина», в которой раньше часто выступал, сказал два предложения и замер. Потом что-то пробормотал и, не спев «Давай, чайханщик, чаю!» (этой песней он всегда заканчивал свое выступление), ушел за кулисы и там расплакался: «Больше я на сцену не выйду!» «Радик, что случилось?!» — бросились мы к нему. Оказалось, он забыл текст, хотя повторял его минимум тысячу раз и знал назубок. Потом он перестал узнавать людей, с которыми выходил на сцену и снимался много лет подряд. Его останавливали: «Радик, привет! Чего не здороваешься?», а он в ответ только пожимал плечами и растерянно улыбался. Вы не представляете, как больно и обидно было смотреть на Радика со стороны.
Это была болезнь Альцгеймера, именно она напрочь лишает людей памяти. Скончался Радик так же тихо, как и жил. Это случилось в 2004 году. Он знал, когда уйдет из жизни, потому что в последнее время постоянно повторял: «Я скоро умру». Прощание состоялось в одном из московских моргов, из которого актера, не заезжая к нему домой, отвезли на Николо-Архангельское кладбище, где он и похоронен. Муратов был человеком очень добрым и незлобивым, поэтому его многие любили, но на похоронах было на удивление мало людей.
6551Читайте нас у Facebook