ПОИСК
Культура та мистецтво

Элеонора Шашкова: «Перед Яковлевым не могла устоять ни одна женщина!»

7:45 6 грудня 2013

Юрий Яковлев должен был выйти на сцену в спектакле «Парус» в Театре имени Вахтангова 3 декабря. Именно в этот день его похоронили на Новодевичьем кладбище. Спектакль не отменили, но в его финале все актеры труппы вышли на сцену с гвоздиками в руках. Они положили их к портрету великого артиста, который отдал этому театру 60 лет своей жизни.

Кто бы мог подумать, что из юноши, которого за нефотогеничность не приняли во ВГИК, вырастет один из самых известных актеров советского кино. Популярность пришла к нему в 30 лет после главной роли в картине «Идиот». Потом были управдом Бунша в комедии «Иван Васильевич меняет профессию», Ипполит в «Иронии судьбы», поручик Ржевский в «Гусарской балладе». Каждая роль в кино была яркой и запоминающейся, но Юрий Васильевич всегда признавался, что сердце его отдано театру. Он сыграл на родной сцене более 60 ролей. Говорил, что секрет его долголетия в напряжении, которое испытывает, лишь выходя на сцену. Он всегда подолгу репетировал роли, часто дома, один. На здоровье Юрий Васильевич жаловался последние несколько лет, но продолжал работать и мечтал встретить на сцене 90-летие. За несколько дней до смерти он почувствовал себя плохо, его положили в больницу. Доктора говорили, что актер скоро отправится домой. Народного артиста СССР не стало в ночь с пятницы на субботу. В два часа 85-летний актер тихо умер во сне.

— Я на всю жизнь запомнила свою первую встречу с Юрием Яковлевым, — вспоминает актриса Театра имени Вахтангова, киношная жена Штирлица Элеонора Шашкова (на фото). — Это было в Театральном училище имени Щукина, сразу после сдачи третьего тура вступительных экзаменов. Помню, мама тогда пошила мне синее платье, которое было очень к лицу, и вот я в этом наряде читала басню перед комис­сией. После сдачи все абитуриенты нервничали, не покидали стен училища. Актеры Театра имени Вахтангова имели привычку приходить и смотреть на свою, так сказать, замену. И вот, помню, я иду по коридору, а сверху красивой, вальяжной походкой спускается Юрий Яковлев. Я, девчонка, подлетаю к нему и начинаю лепетать: «Юрий Васильевич, не знаете, прошла ли я по конкурсу…» И называю ему фамилию подруги. Он глянул на меня немного рассеянно и ответил: «Такой не помню, а вот какая-то украинка Шашкова в синем платьице прошла». Даже не знаю, почему он принял меня за жительницу Украины. Может, из-за того, что я была немного полновата, круглолица. Уже через какое-то время, когда мы встретились с Яковлевым на вахтанговской сцене, я напомнила ему эту ситуацию. Похоже, Юрий Васильевич о ней давно забыл и лишь рассмеялся в ответ.

— Вы были его партнершей по спектаклям?

РЕКЛАМА

— Первый спектакль, в котором я играла вместе с Яковлевым, назывался «На всякого мудреца довольно простоты». Мы с Людмилой Максаковой репетировали эту роль вместе. Даже если мне не нужно было приходить в театр, я все равно шла, сидела за кулисами и подглядывала за работой Яковлева. В театре знали, что лучшего импровизатора на сцене не найти. Режиссером этого спектакля была Александра Ремизова. Репетируя сцены с Юрием Васильевичем, она практически ничего ему не подсказывала. Актер сам находил образ, вплоть до того, как должен двигаться герой.

Впрочем, была у Яковлева еще одна «слабость». Он любил ставить партнера во время спектакля в тупик, вернее, разыгрывать. Досталось однажды и мне. Я выходила в сцене, где герой Юрия Яковлева, обращаясь ко мне, говорил: «Она не ангел, а девушка, девушка…» И вот я выхожу, ожидая слов Яковлева, он произносит: «Она не ангел» и делает долгую паузу. Я растерялась и глупо переспрашиваю: «А-а?» Юрий Васильевич стал буквально давиться от смеха и не мог произнести нужную фразу. Я стою пунцовая, ничего не понимаю, актеры за кулисами хохочут… Но, знаете, на Юрия Васильевича невозможно было обижаться. Когда мы вышли за кулисы, он нежно погладил меня по голове, сказал пару теплых слов, и мой гнев тут же растаял.

РЕКЛАМА

Нашей следующей совместной большой работой должен был стать спектакль «Генеральный конструктор». Юрий Васильевич играл Королева, а я — его жену. Постановка была замечательная. Принимать ее в театр приехала комиссия из Министерства культуры СССР. Работа всем понравилась, и вдруг из приемной директора прибегает секретарь с сообщением: «Спектакль не выпускать». Оказалось, в этот день разбился космонавт Комаров. Это был большой удар для всех нас. Я посмотрела на Юрия Васильевича, и мне показалось, что в его выразительных глазах стоят слезы.

— Юрий Яковлев шутя признавался, что в театральный он поступил благодаря своим глазам.

РЕКЛАМА

— Это было именно так. Ведь он лишь со второй попытки был зачислен в Щукинское училище. А на кинопробах во ВГИКе ему вообще сказали, что он нефотогеничен. Своей крестной мамой в актерстве Яковлев считал преподавательницу «Щуки» Цецилию Мансурову. Собственно, она ему и помогла поступить. Юрий Васильевич вспоминал, что, увидев его, Цецилия воскликнула: «Как можно не брать такого юношу? Посмотрите, какие у него глаза!» А у него действительно был очень выразительный взгляд. Признаюсь, все девушки в институте, а затем в театре были в него тайно влюблены.

— И вы тоже?

— Я обожала Юрия Васильевича, но как актера и замечательного человека. Он никогда не позволял себе со мной переступить черту.

— Хотя никогда не скрывал, что любвеобилен.

— Просто ни одна женщина не могла устоять перед его обаянием. Яковлев был высок, плечист, дьявольски красив. У него мягкий тембр голоса, и он разговаривал с тобой так, будто всю жизнь об этом только и мечтал. Ну скажите, какая женщина тут устоит?! Конечно, не мог удержаться от соблазнов и сам Юрий Васильевич. Он был трижды женат. Но, надо сказать, при этом всегда называл себя однолюбом. Как порядочный человек не изменял ни одной из своих жен. Если влюблялся, то тут же разводился и делал предложение новой пассии. Их роман с Ириной Леонидовной, директором Вахтанговского театрального музея, разворачивался на наших глазах. Это была удивительная пара, влюбленная друг в друга даже после 40 лет совместной жизни. Помню, они с Ирой часто бывали у меня в гостях, в маленькой коммунальной квартирке, которую мы с супругом снимали в самом центре Москвы. Наша дочь была свидетелем ночных посиделок, которые непременно сопровождали каждый из спектаклей. Юрия Васильевича она называла дядя Юра Яковлев. Он усаживал ее на колени, смешил и всегда приносил что-то сладенькое.

*Юрий Яковлев был любимцем миллионов зрителей

— Семья Яковлева жила в хороших условиях?

— Что вы! Несмотря на то что Юрий Васильевич был безумно популярен, он никогда не купался в деньгах. Впрочем, как и многие театральные актеры. Его зарплата в театре была всего восемь тысяч рублей (около двух тысяч гривен. — Авт.). Долгие годы нас обкрадывал бывший директор театра Сосновский.

— В начале 90-х всем актерам пришлось буквально выживать.

— Юрий Яковлев перебивался, как и все мы, редкими заработками. Тогда директор Театра имени Андрея Миронова в Санкт-Петербурге Рудольф Фурманов пригласил его выступить с творческими вечерами. Как-то Юрий Васильевич позвонил мне домой и говорит: «Эллочка, не хотите со мной поехать в Ленинград, меня приглашают провести там концерт? Одному, знаете ли, два часа стоять на сцене трудновато». Конечно, я не отказалась. Мы составили программу, в которой я играла вместе с Юрием Васильевичем в отрывках из спектакля «На всякого мудреца довольно простоты». Помню, один из концертов давали в химико-технологическом институте. Мы с Юрием Васильевичем увлечены игрой, и вдруг я слышу, как хлопает тяжелая железная дверь за сценой. Первое, что подумала: надо кинуться в гримерку, там же висят наши дубленки! Конечно, Яковлев ничего не заметил. Но когда мы пошли за своими вещами, то обнаружили там лишь шапку Юрия Васильевича и мой платок. «Ничего, Эллочка, на новые дубленки мы еще заработаем», — подбадривал меня, совершенно убитую, Яковлев.

— Несмотря на непростое финансовое положение, последние годы Юрий Васильевич все равно отказывался от предложений сниматься в кино.

— Он говорил, что самая главная любовь его жизни — театр. Правда, кинематографу был благодарен, понимая, что однажды именно благодаря ему он проснулся знаменитым. Когда мы ездили с концертами по стране, многие зрители при встрече кричали, глядя на Яковлева: «Вон Идиот идет!» Я спрашивала: «Вам не обидно?» Он отвечал: «Надоело, просто жуть». Кстати, однажды Юрий Васильевич рассказал мне интересную историю о съемках «Идиота». Тогда были уже сняты основные сцены картины. И вот однажды он шел по улице и увидел, как мужчина отчитывает своего сынишку. Мальчик стоял, потупив голову, и ничего не отвечал. Тогда папа внезапно замахнулся и дал ему пощечину. Юрий Васильевич сказал, что никогда не забудет взгляд, которым посмотрел на отца малыш. В его глазах было столько боли! Яковлев пришел на «Мосфильм» и попросил Пырьева переснять сцену, когда нянечка бьет по лицу Мышкина. Тогда снимали на пленку и посмотреть результат можно было лишь через два дня. Юрий Васильевич рассказывал, что он пришел на «Мосфильм» и Пырьев встретил его, не в силах сдержать восторга: «Это то, чего мне не хватало в твоей работе».

Юрий Яковлев и Юлия Борисова — единственная актерская пара, которая была приглашена в Голливуд американским импресарио Солом Юроком. Тогда в Америке был показ «Идиота», и Яковлев с Борисовой поехали на десять дней с полным пансионом. В Голливуде Юрию Яковлеву предложили сняться в роли Христа. Но начальники Министерства культуры, конечно, запретили ему даже думать об этом.

— Правда, что Юрий Васильевич терпеть не мог роль, которая принесла ему огромную популярность, — Ипполита из «Иронии судьбы»?

— Юра рассказывал, как тогдашний директор «Мосфильма» Иван Пырьев буквально становился перед ним на колени, умоляя его сняться в комедии Эльдара Рязанова. Изначально эту роль должен был играть Олег Басилашвили. Яковлев жаловался, что после прозвища Идиот к нему прилипло другое — Ипполит. Говорил, что не рассчитывал на такую популярность, роль в общем-то небольшая. Кстати, известные всем слова «О, тепленькая пошла» придумал он сам прямо на съемочной площадке, когда из трубы действительно полилась теплая вода…

— Яковлев прослужил в театре практически до последних дней своей жизни.

— Несколько лет назад Юрий Васильевич пришел к нашему нынешнему руководителю Римасу Туминасу и сказал, что собирается уйти из театра. Он считал, что в его возрасте уже не стоит выходить на сцену. На что Туминас ему четко ответил: «Нет, вы будете играть!» И он таки остался. Его последним спектаклем стала «Пристань». Там есть сцена, где Яковлев уходит, прощаясь со зрителем. Всем нам казалось, что в ней какой-то мистический смысл. Уже после ухода Яковлева его супруга сказала: «Юрочка никого не побеспокоил. Купил себе билет в каюту первого класса и… отбыл». Она имела в виду, что муж, конечно, попал на небеса.

— Говорят, Юрий Васильевич предчувствовал свой близкий уход.

— Кто может наверняка это знать?.. Но что касается нас, актеров, его друзей, то мы, конечно, и не думали, что он может нас покинуть. За несколько часов до его смерти я разговаривала с одним из наших общих друзей, и мы еще обсуждали здоровье Юрия Яковлева. Он не пришел на два спектакля 26 и 28 ноября, где должен был играть. Я собиралась на следующий день проведать его. Это было в пятницу, в 12 часов ночи, а в два часа его уже не стало. Кляну себя за то, что не успела попрощаться со своим Юрасей. Я все время его так называла, а он меня — Элкин. Кроме меня, никто так ласково к нему не обращался…

Фото в заголовке с сайта top. rbc.ru

10103

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів