В платежках сумма за коммунальные услуги будет указана с учетом компенсации
Реформы даются жителям Украины тяжело: падение курса гривни, рост стоимости горючего и коммунальных услуг и повышение цен на многие товары существенно ударили по карману обычных людей. В то же время государство старается смягчить подорожание хотя бы в жилищно-коммунальной сфере. Например, было принято решение о выплате компенсаций семьям, которые не смогут справиться с ростом тарифов.
Предыдущие власти не повышали стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения на протяжении нескольких лет. В результате те деньги, которые платили жители страны за газ, свет, воду и тепло, не покрывали даже минимальные потребности коммунальщиков. Не хватало элементарного — средств на поддержание работы коммунальных предприятий. О ремонте давно устаревших коммуникаций речь даже не шла.
— Тарифы на воду повышались в последний раз в 2008—2012 годах, — поясняет член Национальной комиссии по госрегулированию в сфере коммунальных слуг Дмитрий Григорьев. — За это время себестоимость воды выросла существенно: больше средств требуется на зарплату, закупку электроэнергии, реагентов… Водоканалы не могут работать в убыток, ведь им нужно думать о своих предприятиях.
Поэтому и было принято трудное решение об увеличении стоимости коммунальных услуг. Например, с 1 мая на 40 процентов выросли тарифы на газ для населения. С 1 июня подорожала электроэнергия — в основном на 30 процентов. И уже с 1 июля в Украине почти в два раза вырастут тарифы на воду. Стоимость водоснабжения в среднем увеличится на 84 процента, водоотвода — на 105 процентов.
В то же время правительство заявило, что не оставит без государственной помощи семьи, которым жилищно-коммунальные услуги окажутся не по карману. Помимо привычных для нас субсидий, семьи со средним доходом ниже прожиточного минимума до конца отопительного сезона 2014—2015 годов будут дополнительно получать компенсацию. В целом после повышения тарифов количество семей, которым предоставят субсидии и возмещение, по прогнозам правительства, увеличится с миллиона до четырех с половиной миллионов.
Напомним, что субсидия назначается в том случае, если плата за жилищно-коммунальные услуги в пределах норм потребления превышает определенный порог.
Обязательная часть, которую должна платить семья, составляет 15 процентов совокупного дохода. А для семей, состоящих только из нетрудоспособных лиц (пенсионеры, инвалиды, дети), обязательная часть составляет 10 процентов совокупного дохода. Кроме того, семьи, в которых есть несовершеннолетние дети (до 18 лет) или инвалиды первой и второй групп, а доход на одного человека не достигает прожиточного минимума, также платят за жилищно-коммунальные услуги 10 процентов среднемесячного совокупного дохода.
Предположим, зарплата человека составляет 2 тысячи гривен, а счет за коммунальные услуги — 400 гривен. Так вот, обязательная часть, которую должен заплатить человек, составляет 300 гривен — 15 процентов заработка. В этом и состоит адресность субсидии.
Субсидия не всегда сможет полностью покрыть разницу между платежами до и после повышения. К тому же есть малообеспеченные семьи, не имеющие права на субсидию. Например, один из членов семьи официально не работает. Уважительных причин (среди которых отпуск по уходу за ребенком или за престарелым родственником) у него нет. Он не пенсионер, не получает пособие по безработице и не может подтвердить свой доход.
Поэтому граждане, не имеющие права на субсидию или же имеющие такое право, но субсидия полностью не перекроет повышение тарифов, могут рассчитывать на компенсацию от государства. Однако только в том случае, если доход семьи окажется ниже прожиточного минимума.
Прожиточный минимум для семьи определяется как сумма минимумов для каждого ее члена. Допустим, она состоит из неработающего отца — инвалида, работающей матери и двух детей — 17 и 5 лет. Если речь идет об отце, принимается во внимание прожиточный минимум для нетрудоспособных лиц — 949 гривен, о матери — прожиточный минимум для трудоспособных лиц (1218 гривен). Для ребенка 17 лет учитывается прожиточный минимум для детей от 6 до 18 лет (1286 гривен), а для пятилетнего — прожиточный минимум для детей до 6 лет (1032 гривни).
Суммируем прожиточные минимумы:
949 гривен + 1218 гривен + 1286 гривен + 1032 гривни = 4 тысячи 485 гривен.
Если месячный доход этой семьи окажется ниже 4 тысяч 485 гривен, ей будет полагаться компенсация.
Возмещение рассчитывается как разница между размерами платы за тепло, газ и горячую воду до и после повышения тарифов.
Очень важный момент: средства не будут выдавать наличными, а станут зачислять на лицевые счета плательщиков. Такие счета открыты на предприятиях, предоставляющих коммунальные услуги. Их номера есть на каждой квитанции. Это означает, что в платежных документах на коммунальные услуги сумма будет указана уже с учетом компенсации.
Например, до повышения тарифов на природный газ и тепловую энергию (до 1 мая 2014-го) семья платила за эти услуги в пределах установленных норм 300 гривен в месяц. После увеличения сумма составила 400 гривен. Но семья имеет право на компенсацию. Размер ежемесячного возмещения составляет 100 гривен. И 100 гривен будут сразу зачисляться на счет коммунального предприятия. Причем в платежке сумма не изменится, она, как и прежде, составит 300 гривен. Но это не значит, что компенсацию человеку не предоставили.
Размер компенсации будет колебаться в зависимости от сезона. В отопительный период он может быть больше, а летом, когда жилые дома не отапливаются, — меньше.
Пока что решение о выплате возмещения принято до конца отопительного сезона 2014—2015 годов. Как будет дальше — покажет время…
Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»
4984Читайте нас у Facebook