ПОИСК
Події

«хотя мне уже 70 лет, выполняю в воздухе любые фигуры высшего пилотажа»

0:00 5 червня 2009
Летчик-самоучка Владимир Могилевский из Днепропетровской области заканчивает строить свой седьмой(!) самолет

- Все мои прежние шесть самолетов хотя и небольшие, но в одиночку выкатить их из гаража сложно — приходится просить помощи соседей, — заявил «Фактам» Владимир Могилевский, 70-летний житель поселка Жданово Днепропетровской области.  — Сейчас заканчиваю строить еще один, миниатюрный. Хочу на новом самолете покружить в небе Франции — меня туда еще во время горбачевской перестройки приглашали. Но тогда из страны не выпустили, а сейчас все можно, были бы деньги.

Авиацией Могилевский увлекся в… колонии для заключенных

Каждое утро 70-летний Владимир Могилевский из поселка Жданово, что на Днепропетровщине, начинает с девятикилометровой пробежки, затем завтрак — и на весь день в гараж, строить самолет.

- Сейчас приходится отрываться на сельхозработы, — говорит Владимир Дмитриевич. -Я и по дому все делаю. Правда, часть пенсии трачу то на старенькие запчасти, то на керосин для самолета. Но жена не бранит.

- А чего его ругать-то? — удивляется супруга Могилевского Зоя Васильевна.  — У других мужья деньги пропивают, а мой не пьет, занят интересным делом. Я своим Володей горжусь.

РЕКЛАМА

Специального авиационного образования у Владимира Дмитриевича нет, премудростям самолетостроения учился по книжкам и у своих друзей-единомышленников, которые, как и он, влюблены в авиацию. Когда построил второй самолет (первый оказался неудачным — не мог оторваться от земли), поднял его в воздух без посторонней помощи, проштудировав руководство для пилотов. Ну и самое главное — сумел посадить машину (посадка — самая сложная часть полета). Поначалу летал на высоте 20-30 метров, но и от этого получал огромное удовольствие.

- Мастерски управлять самолетом меня научил пилот экстра-класса Анатолий Балуев, с которым я познакомился через Михаила Артемова, построившего 17 летательных аппаратов, — продолжает Владимир Могилевский.  — Балуев — воспитанник московского аэроклуба, в котором, кстати, он подружился с первым космонавтом-украинцем Павлом Поповичем и его женой летчиком-испытателем Мариной, а также с прославленной летчицей Валентиной Гризодубовой. У нас на Днепропетровщине Балуев руководил аэроклубом, работавшим при шахте «Альховатская». Летать к нему приезжали энтузиасты авиации со всего Советского Союза. Тогда, в 1980-е, бензин стоил копейки, так что мы летали на спортивных самолетах сколько хотели. Я освоил практически все фигуры высшего пилотажа.

РЕКЛАМА

- Приходилось ли вам попадать в аварийные ситуации?

- Несколько раз в полете глох двигатель, но мне удавалось благополучно приземлиться, слава Богу, ни разу серьезно не травмировался. А вот мой друг мастер спорта по планерному спорту Юрий Сытник на моем самолете разбился. Дело было так: машина набирала высоту, вдруг клюнула носом и вошла в штопор. Думаю, Михаил отключился, не контролировал ситуацию. У него был диабет, он осознавал, что может в воздухе потерять сознание, но хотел жить полноценно, летать, поэтому я разрешал ему садиться за штурвал. Он поднимался на две тысячи метров, отключал двигатель и парил на самолете, как на планере.

РЕКЛАМА

Авиацией Могилевский увлекся в… колонии для заключенных. Даже там тайком от администрации строил вертолет. Первый свой самолет создал, когда ему было уже за сорок.

- В юности я мечтал стать музыкантом, — вспоминает собеседник.  — Для поступления в Днепропетровское музучилище понадобилась справка с места жительства. Обратился за ней к председателю нашего сельсовета, а он мне в ответ: «И не мечтай! Кто вместо тебя в колхозе работать будет?» Это было в 1954-м, тогда еще крестьяне были, по сути, на правах крепостных: паспорт не выдавали, из сел в город не отпускали. Я на председателя обиделся ужасно и пустился во все тяжкие, однажды ночью ограбил магазин. За это получил три года. Освободился в 19 лет и… снова сел за кражу. Меня объявили рецидивистом, злостным расхитителем социалистической собственности.

«Первый самолет сварил из тонких водопроводных труб»

- У нас в лагере сидело несколько летчиков, которые много рассказывали об авиации, — я с ними сдружился и загорелся желанием сделать самолет, — продолжает Владимир Могилевский.  — Но начал строить вертолет. В журнале «Техника молодежи» наткнулся на статью о разработчиках вертолета «Вихрь» из Казани — там были опубликованы и техническое описание, и чертежи. При лагере работал большой завод, так что была возможность достать металл, сделать детали. Над своей затеей трудился несколько лет, даже двигатель испытал. Но меня разоблачили. В качестве наказания перевели на три года в тюрьму, построенную еще при царице Екатерине II: сырой каменный мешок с четырьмя нарами. А мой вертолет выставили возле казармы, где жили охранявшие нас солдаты, мол, смотрите, какие диковинные средства придумывают зэки для побега. Я действительно пытался бежать — с товарищем подземный ход рыл, — да только попался, получил новый срок.

Уже на второй день после выхода на свободу пришел записываться в Днепропетровский аэроклуб, чтобы выучиться на летчика-любителя. В ответ услышал: «Так вы уже старик!» А мне еще и сорока не было. Оказалось, предельный возраст для поступления — 23 года. Но я не отчаивался, стал строить свой первый самолет из подручных средств. Каркас сварил из тонких водопроводных труб. Однако это мое детище не взлетело. В процессе его строительства многому научился, познакомился с другими энтузиастами авиации, и уже вторая крылатая машина вышла хорошо. Наладилась и личная жизнь — женился на Зое, которую любил еще в юности.

В годы горбачевской перестройки нам с Анатолием Балуевым посчастливилось побывать в гостях у знаменитой советской летчицы Валентины Гризодубовой. Напомню, прославилась она тем, что в 1938 году как командир экипажа вместе с Полиной Осипенко и Мариной Расковой на самолете «Родина» совершила беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток (6450 километров, машина пробыла в воздухе 26 с половиной часов). Используя свои связи в высших кругах, она заступалась за многих людей, пострадавших от сталинских репрессий. В частности, во многом благодаря ей будущего генерального конструктора ракет Сергея Королева перевели из лагеря на Колыме в так называемую «шарашку» — конструкторское бюро при НКВД, где работали заключенные инженеры.

Жила Валентина Степановна в пятикомнатной квартире. Нас с Анатолием усадили на огромный старинный диван. Мы долго беседовали с летчицей, и вот она спрашивает: «А знаете, кто некогда прятался в этом диване? Сергей Павлович Королев. Несколько месяцев он ожидал, что вот-вот его арестует НКВД… Представляете, какое это жуткое моральное напряжение? По вечерам он приходил ко мне, и я его прятала в просторном ящике дивана».

Еще в бытность СССР о Могилевском каким-то образом узнали в федерации, объединяющей владельцев самодельных крылатых машин стран Европы. В своем журнале даже опубликовали снимок, на котором Владимир Дмитриевич сфотографирован с дочкой Мариной возле самолета.

- Я получил письмо из французского города Мулен с приглашением приехать на европейский слет владельцев самодельных самолетов, — вспоминает наш собеседник.  — Представляете, какой у меня начался душевный подъем? Чтобы накопить денег на поездку, дважды отправлялся в Польшу торговать советским ширпотребом. Заработал аж три тысячи долларов — по тем временам целое состояние. Более того, построил новый самолет — а вдруг, думаю, удастся повезти его во Францию и там полетать. Назвал новинку в честь прославленного летчика и писателя -»Антуан де Сент-Экзюпери». Ну и письма писал в Европейскую федерацию самодельной авиации с просьбой прислать вызов — без него из Советского Союза не выпустили бы. Но, как потом оказалось, письма до адресата не доходили — их изымала цензура. Власти не хотели выпускать из страны бывшего зэка. Когда это выяснилось, я купил на предназначавшиеся для поездки деньги «Волгу».

983

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів