Левко Дутковский: "Ивасюк говорил, что популярность "Смерички" раскрутила его "Червону руту"
Левко Дутковский стоял у истоков украинской эстрады. Почти полвека назад в небольшом городке Вижница на границе с Румынией он создал одну из первых в Советском Союзе биг-бит-группу «Смеричка», использовавшую электроинструменты. За короткое время она стала самым популярным вокально-инструментальным ансамблем Украины. Солистами «Смерички» были Василий Зинкевич и Назарий Яремчук, а авторами песен — сам Левко Дутковский и Владимир Ивасюк. Именно Ивасюк 45 лет назад написал одну из своих самых красивых песен «Червона рута». Она была впервые исполнена ансамблем «Смеричка», а потом разошлась по миру, продолжая оставаться самой популярной украинской песней.
— Впервые песню «Червона рута» я услышал в исполнении самого Володи Ивасюка, — вспоминает Левко Дутковский. — Это было в начале весны 1970 года в Черновцах, во время выступления ансамбля «Смеричка» перед студентами Черновицкого мединститута. К тому времени мы уже были знакомы с Ивасюком несколько лет. Помню, в длинном темном институтском коридоре, где было старенькое расстроенное пианино, ко мне подошел Володя и сказал: «Послушай, я написал две песни. Хотел бы, чтобы вы их сделали». И наиграл мне «Червону руту» и «Водограй». Мне понравилось, и я сказал: «Песни хорошие, хотя, думаю, больший успех будет иметь «Водограй». Но, видите, народ выбрал «Червону руту». Работали мы над этой песней со «Смеричкой» не спеша. После встречи в Черновцах Володя прислал мне в Вижницу ноты двух новых песен по почте. Репертуар у нас тогда был довольно большой. К тому же, помимо «Смерички», я был еще художественным руководителем местного Дома культуры. «Червону руту» и «Водограй» Володя показал мне в марте, но зазвучали они только осенью.
Ансамбль «Смеричка» ведь был непрофессиональным коллективом, у каждого своя работа. Помню, летом в Одессе мы победили на Всеукраинском фестивале песни. А Володя Ивасюк в это время руководил эстрадным коллективом при мединституте, в котором учился. Тогда же для эксперимента он записал «Червону руту». Пел ее вместе со Светланой Юрченко-Кобевко. Так что получается, она стала первой исполнительницей «Руты». Чуть позже записал песню с музыкантами ансамбля «Карпаты». Светлана тогда уже петь не могла, она ждала ребенка, и Володя пригласил преподавательницу педагогического училища Елену Кузнецову, сделав авторский вариант песни.
— Пишут, что впервые для широкой публики «Червона рута» прозвучала 13 сентября 1970 года. Что тогда произошло?
— В тот день состоялась запись популярной украинской музыкальной телепрограммы «Камертон». Это происходило на Театральной площади в Черновцах. Собралось огромное количество народа, ведь «Смеричка» была уже известной в Украине. Мы, одетые в очень красивые костюмы, исполнили две песни. Назарий Яремчук пел мою композицию «Незрiвняний свiт краси». В этой записи участвовал и Ивасюк. Они скромно вышли с Лялей Кузнецовой (оба в простых нарядах) и исполнили «Червону руту» и «Водограй». «Камертон» был очень популярен, конечно, песню заметили. Буквально через неделю в Черновцах должен был пройти отчет композиторов Буковины. У Ивасюка своего коллектива не было и он попросил, чтобы «Смеричка» исполнила его композицию.
Тогда впервые на сцене Черновицкой филармонии прозвучала «Червона рута» в исполнении «Смерички». Мы спели еще несколько моих песен и подверглись нещадной критике со стороны членов Союза композиторов Украины. Про нас говорили, что наши песни — это елочные игрушки с мыльных пузырей. Кто-то сказал: «Посмотрите, они одеты в красные костюмы! Этот цвет только дураки любят!» Я не растерялся и ответил: «А как же флаг Советского Союза?!» Мы уехали домой в Вижницу очень расстроенными. Через пару дней пришло письмо от Володи, в котором он успокаивал меня и говорил, что чиновники, конечно, не правы. А в конце написал: «Когда приедешь на октябрьские праздники выступать со „Смеричкой“, то, пожалуйста, не надевайте красные костюмы, возьми белые». Думаю, их злила еще и наша популярность. В то время в репертуаре «Смерички» была целая обойма хитов: Володины песни, мои, автора «Черемшины» Василия Михайлюка. Мы давали концерты, которые длились по два часа и воспринимались на ура.
Ивасюк сам мне говорил, что популярность «Смерички» раскрутила его «Червону руту». Через год мы с Володей решили делать фильм про «Смеричку», в котором должны были звучать все наши песни. Это известный фильм «Червона рута». Его героиней изначально должна была стать певица Мария Исак. София Ротару появилась неожиданно. В то время она работала в культпросветучилище. У нее не было записано ни одной песни Ивасюка, мы записали с Софией и «Смеричкой» «У Карпатах ходить осiнь». Соня и Василий Зинкевич стали главными героями. Записали композиции «Сизокрилий птах» и «Намалюй менi нiч». В фильме появился не только ансамбль «Смеричка», но и «Карпаты», «Росинка», танцевальный ансамбль «Эврика» с Ивано-Франковска. В общем, все смешалось. Честно говоря, нашей группе эта картина ничего не принесла.
— Тем не менее «Червона рута» в этом же году прозвучала на самом популярном телефестивале — «Песня года-71».
— Мне позвонил редактор Центрального телевидения Виктор Черкасов и сказал, что они хотят взять для фестиваля «Червону руту». Изначально должна была ехать «Смеричка», но потом оказалось, что всем артистам будет аккомпанировать оркестр под управлением Юрия Силантьева. Поэтому ехали только солисты. В Москву отправились Вася Зинкевич, Назарий Яремчук и Володя Ивасюк. Я настоял на том, чтобы они пели втроем. Володя мне тогда сказал: «Но у меня даже костюма нет!» Я говорю: «Зачем тебе костюм? Ты же автор. Выходишь с солистами „Смерички“ — первыми исполнителями твоей песни». К тому же я знал, что под такой большой живой оркестр Назарию и Василию будет петь сложно, могут вступить не там, где надо. А Ивасюк музыкант, скрипач, на него я полностью полагался. Володя потом рассказывал, что у них было пару репетиций с оркестром Силантьева. Но в результате солисты чуть опоздали со вступлением. Никто этого не заметил, прошло все успешно и Ивасюку как автору подарили небольшой сувенирный черный рояль.
На следующий год нас пригласили на «Песню-72». Просили, чтобы «Смеричка» выступила с моей песней «Незрiвняний свiт краси», в которой солировал Назарий Яремчук. Но я убедил редактора, что песней года должен стать «Водограй». Позвонил Володе во Львов, говорю: «Приезжай в Москву, мы будем петь твой «Водограй». Он такой счастливый приехал! После выступления на «Песне года» к нам подошла композитор Александра Пахмутова. Посмотрев на Зинкевича и Яремчука, сказала: «Какие же у вас в «Смеричке» красивые солисты».
*Назарий Яремчук, София Ротару и Василий Зинкевич снимались в фильме об ансамбле «Смеричка»
— Правда, что в фильме «Червона рута» София Ротару была одета в концертное платье, ставшее дипломной работой вашей супруги Аллы Дутковской?
— Ну да! Алла тогда еще не была знакома с Ротару. Когда начал сниматься фильм «Червона рута», Соне нечего было надеть, а алое платье Аллы — дипломная работа наряда для эстрадной певицы — в то время находилось в музее художественного училища в Вижнице. Это красное платье с белыми вставками, расшитое бусинками, даже экспонировалось в Ленинграде на выставке. Соне оно удивительно подошло, не нужно было ничего перешивать. Позже Алла делала много костюмов для Ротару. И, понятно, одевала всех музыкантов «Смерички».
— Кто придумал такое замечательное название для коллектива?
— Это случилось накануне Нового 1966 года. В Доме культуры Вижницы готовился бал-маскарад. Ансамбль еще не имел названия, а репертуар состоял в основном из популярных зарубежных групп и песен «Битлз». Перед самым праздником я написал музыку, но у меня не было слов и я предложил поэту Анатолию Фартушняку придумать текст. Так родилась песня «Снежинки падают», которую мы решили исполнить в новогоднюю ночь. Посредине сцены стояла красивая елка. Другая, тоже вся разнаряженная, находилась в центре зала. В 12 часов ночи пробили куранты, и вышел мой коллектив: четыре девочки, работавшие методистками в Доме культуры, первый солист «Смерички» ритм-гитарист Алик Гончарук и я за пианино. Мы исполнили «Снежинки падают». Когда песня закончилась, в зале воцарилась полная тишина. Я думаю: «Ну вот, взял и испортил людям настроение». И тут, как взрыв, аплодисменты, крики, свист!
Тогда я понял, что нам надо играть собственную музыку. Бал-маскарад закончился в восемь утра. К нам подошла директор Дома культуры, поблагодарила, сказала, что наш коллектив должен ехать на районный, а потом и областной фестиваль. Спрашивает: «Как вы называетесь?» Я растерялся, посмотрел на сцену, на елку в огнях, в зал и подумал: «Елка, ялынка…» В голове прозвучали слова песни «Снежинки падают»: «I смерiчки осяйні, i Карпати в далинi…» Говорю директору: «Смеричка». Вот так с 31 декабря на 1 января 1966 года мы и родились.
Вспомнилась смешная история, произошедшая уже гораздо позже. Мы выступали в Москве и к нам подошел известный советский композитор Соловьев-Седой. Спрашивает: «Как ваш коллектив называется? „Семилетка“?» Я отвечаю, «Смеричка» — это такая елка. Так он мне тогда автограф на пластинке оставил со словами: «Ансамблю „Елка“ на память от Соловьева-Седого».
— Правда, что первые гитары для «Смерички» вам подарила сама министр культуры Советского Союза Екатерина Фурцева?!
— Именно так. Это было в 1967 году. Понятно, никакой своей фирменной аппаратуры мы не имели. Для первого выступления ансамбля в Черновцах костюмы нам сделала Алла. Это были кафтаны цвета морской волны, расклешенные темные брюки, белые рубашки. В то время мы были очень похожи на «Битлз». Первое выступление в Черновцах было сорвано. Комсомольские руководители боролись со всякими вольностями и западным влиянием. Парней с длинными волосами, с гитарами в руках и в расклешенных брюках называли не иначе как хулиганами.
Первый концерт нам так и не удалось доиграть до конца, но популярность «Смерички» уже невозможно было остановить. Несмотря на все запреты, я понимал, что нам надо двигаться дальше. И вот, однажды проснувшись утром, твердо решил, что буду продолжать развивать ансамбль и достану фирменные гитары! Я только вернулся из армии, с партийным руководством не был знаком, знал лишь, что министр культуры СССР Екатерина Фурцева. И вот я беру ручку, бумагу и пишу письмо: «Москва, Кремль, Фурцевой». А дальше текст: «Екатерина Алексеевна, прошу помочь молодому коллективу из города Вижница, эстрадному оркестру, у которого нет гитар…» И представляете, письмо таки дошло! Через неделю после того, как его послал, мне пришла телеграмма из Министерства культуры СССР, отдела снабжения: «Уважаемый Лев Дутковский, ваша просьба выполнена. С зарубежной выставки вам направляют гитары в город Черновцы». И приписка: «Впредь просим обращаться в Министерство культуры СССР по такому-то адресу». Я таки получил эти гитары. Целую неделю вижницкая молодежь ходила смотреть на них, как на какое-то чудо. С тех пор нападки на нас временно прекратились. Видимо, в нашем обкоме партии решили: раз Москва поддержала «Смеричку», значит, так надо. С этого и началась наша история.
На фото в заголовке: Владимир Ивасюк и Левко Дутковский
3060Читайте нас у Facebook