ПОИСК
Культура та мистецтво

Кинорежиссер владимир краснопольский: «после выхода на экраны фильма «тени исчезают в полдень» петру вельяминову писали в письмах: «ты — прекрасный председатель колхоза. Может, приедешь и наведешь у нас порядок? »

0:00 26 червня 2009
Інф. «ФАКТІВ»
Исполнилось девять дней, как не стало замечательного артиста театра и кино

Его появление на телеэкране в фильме «Тени исчезают в полдень» оказалось без преувеличения триумфальным: широкий зритель открыл для себя новую звезду советского кино. История успеха Петра Вельяминова началась в декабре 1969 года со встречи с режиссерами Владимиром Краснопольским и Валерием Усковым в антракте одного из спектаклей в Свердловском театре. Молодые, но уже именитые режиссеры предложили никому не известному артисту попробовать себя в кино. Петр Сергеевич принял предложение. Так было положено начало не только творческому союзу, результатом которого стали телесериалы «Тени исчезают в полдень» (1971 г. ) и «Вечный зов» (1973 г. ), но и настоящей мужской дружбе между Валерием Усковым, Владимиром Краснопольским и Петром Вельяминовым.

«Робкого Вельяминова мы просто взяли под белы рученьки в Свердловском театре и привезли на «Мосфильм»

- Владимир Аркадьевич, знаю, что у вас была веская причина, по которой вы не присутствовали на похоронах Петра Сергеевича…

- Я как раз находился в госпитале. 14 июня — день моего рождения, и я очень надеялся, что меня отпустят на праздник домой. Но не получилось. И вдруг в восемь утра мне звонит Валера Усков и сообщает о смерти Петра. Сами понимаете, тут уже не до дня рождения…

- Когда вы в последний раз виделись с Петром Сергеевичем?

РЕКЛАМА

- Два года назад я как раз снимал картину «Две судьбы-2» под Питером. Позвонил Петру на выходных, предложил встретиться. Он с радостью согласился, даже на дачу к себе не поехал, хотя всегда к концу недели уезжал туда отдыхать. Мы обнялись и оба заплакали, ведь до этого четыре года не виделись. Выпили у него дома по рюмашечке. Как всегда, травили анекдоты. Хохот в квартире стоял такой, что аж стены тряслись. Петр всегда смеялся так заразительно… Причем умел посмеяться и над собой. Например, он очень любил вспоминать, как впервые пришел ко мне на киностудию «Мосфильм». Как раз в тот момент у меня на пробах была Людмила Зыкина. Увидев ее, Вельяминов побелел и дрожащим от волнения голосом спросил:

«Эт-то Зыкина?» Я подозвал Людмилу Георгиевну и говорю ей: «Знакомьтесь, Людмила Георгиевна. Это уралец и просто наш друг Петр. Мы прочим его на главную роль в фильме «Тени исчезают в полдень». «И вот, — рассказывал Петр, — ко мне подходит Зыкина! Ко мне, простому актеру из провинциального театра, подходит звезда с мировым именем! Протягивает мне руку и просто так говорит: «Люда». Я-то думал, она представится по имени-отчеству, и намеревался сделать то же самое. Но, услышав от Зыкиной простое «Люда», я с перепугу в ответ ляпнул: «Пётя». Зыкина так искренне рассмеялась, что я недолго переживал свою оплошность и стал смеяться с ней вместе… »

РЕКЛАМА

Три часа пролетели совершенно незаметно. Когда я уже садился в автомобиль, Петр крикнул мне вдогонку: «Володь, увидимся ли еще когда-нибудь?» Я ответил, что иначе и быть не может! Ведь знал, что Вельяминов часто приезжает в Москву. К сожалению, за два последних года он в Москве так и не появился…

- А как вы познакомились?

РЕКЛАМА

- После выхода в 1969 году нашего с Усковым фильма «Неподсуден» мы с Валерой поехали на родину, в Свердловск (Краснопольский и Усков — двоюродные братья.  — Авт. ). Там же и решили писать сценарий к кинофильму «Тени исчезают в полдень». Однажды наш друг Александр Соколов, главный режиссер Свердловского академического драматического театра, пригласил нас на премьеру: «Ребята, я вас умоляю: приходите на спектакль! На днях приезжает московская комиссия смотреть мою постановку пьесы «Кандидат партии». О том, как на стройке не хватает гвоздей, цемента, досок и других материалов, но НАШИ люди готовы сдать объект к съезду партии. Потом будет обсуждение постановки, и мне нужна ваша поддержка». Отказать мы не смогли. Через два дня Соколов звонит снова: «Ребята, катастрофа! Исполнитель главной роли поскользнулся и сломал в двух местах ногу! Он не может ходить!!! А по сценарию он только этим и занимается! Что делать? До премьеры чуть больше суток!» Тогда пришла мысль пригласить из соседних городов — Перми, Челябинска, Уфы — актера, который играет в местном театре эту же роль. Так нашли Вельяминова. Он приехал в Свердловск. Днем успел порепетировать, а вечером уже был спектакль.

На премьере скукотища была просто невообразимая! Если бы не игра Вельяминова, мы с Усковым, наверное, уснули бы. Но Петр так проникновенно играл, что даже нам стало интересно слушать «об оборачиваемости оборотных средств и экономии бетона». И мы сразу решили пригласить этого талантливого актера на роль Захара Большакова в фильме «Тени исчезают в полдень». В антракте подошли с Валерой к Петру, представились. Он смутился, покраснел, стал извиняться, объяснять, что была только одна репетиция. Мы дали ему сценарий нашей ленты. Четыре дня Петр не звонил. А когда мы снова встретились в Свердловске, он робко произнес: «Я ни разу в жизни перед камерой не стоял. Боюсь, ничего у меня не выйдет». Но мы даже слушать его не стали — просто взяли, что называется, под белы рученьки и привезли на «Мосфильм».

Конечно, моментально нашлись люди, которые стали возражать против назначения Вельяминова на главную роль. Мол, у него даже высшего театрального образования нет! Слава Богу, появились и защитники. В первую очередь — Иван Александрович Пырьев (выдающийся советский кинорежиссер, снявший фильмы «Кубанские казаки», «Сказание о земле Сибирской», «Свинарка и пастух», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др. Был директором «Мосфильма».  — Авт. ). С горем пополам Вельяминова удалось отстоять. Но с условием: если первый отснятый материал будет плох, мы все переснимаем за свой счет. В результате ничего переделывать не пришлось, материал очень понравился руководству, и нам дали спокойно доснять ленту.

«Фирменным» блюдом у Петра были пельмени с… редькой и капустой»

- Сколько писем получил Вельяминов после выхода картины! — продолжает Владимир Краснопольский.  — Не сосчитает ни одна контора. Причем письма подписывали просто: «Москва. Председателю колхоза Петру Сергеевичу Вельяминову». Чего там только не писали! Одно письмо Петр хранил очень долгое время. Замызганное оно уже было до неприличия, клеенное-переклеенное. Писали откуда-то из Грузии: «Уважаемый Петр! Ты — прекрасный председатель. У нас плохой председатель. Может, приедешь и наведешь у нас порядок? А то колхоз разваливается. Если нужны деньги на проезд или вообще — вышлем!»

Мою улыбку вызывало недоумение Вельяминова, который не понимал, для чего в кино делают много дублей. Особенно Петр возмущался по этому поводу, когда снимали сцену из начала фильма, где хозяева на спор бьют героя Вельяминова по лицу. Дубль все не получался. Я объяснял Петру, что удар выходит неестественным, нужно почувствовать боль, поэтому придется повторить. Вельяминов ворчал, но возвращался на исходную позицию и терпеливо ждал «правильного» удара.

Материал, который мы отсылали на «Мосфильм» из экспедиции (съемки проходили на Урале.  — Авт. ), сразу заинтересовал кинематографистов. Не успел Петр отсняться и в половине нашей картины, как «Мосфильм» предложил ему следующую роль — в ленте «Командир счастливой «Щуки» (последняя киноработа известного режиссера Бориса Волчека, отца худрука театра «Современник» Галины Волчек.  — Авт. ). С ролью капитана подводной лодки Петр справился блестяще. А дальше пошло-поехало. Вскоре его пригласили в театр «Современник», дали жилье в Москве. Словом, карьера закрутилась.

Самое интересное, что о Москве Петр даже и не мечтал после всего, что ему пришлось пережить. В шестнадцать лет Вельяминов попал в лагерь, просидел там девять лет в ужасных условиях, практически без еды. Ему даже внутривенно вводили питательный раствор, потому что он не мог принимать пищу. Петр похудел до сорока с небольшим килограммов, еле выжил. А потом едва не получил второй срок — за то, что вскрыл себе вены, узнав, что родителей тоже репрессировали. После освобождения — сплошные мытарства. Зато теперь у Вельяминова начиналась белая полоса: популярность, переезд в Москву… Все это для него стало очень неожиданным.

- Вы расспрашивали Петра Сергеевича о годах, проведенных в лагерях?

- Спрашивал пару раз. Петр отвечал: «Я не желаю никому того, что пережил сам. Тем более попадать туда, как я, из-за пустяка». На этом разговор заканчивался. Я и не допытывался. Вельяминов вообще был в этом отношении очень скрытным. Таким же был и Георгий Жженов (актер много лет провел в ГУЛАГе.  — Авт. ). Ну не любили они говорить об этом. Не хотели жаловаться, что ли. Они все вынесли, через все прошли, но героями себя при этом не считали.

- Вы часто бывали у Вельяминова в гостях. Доводилось ли вам отведать его коронное блюдо — осетинский пирог?

- Пирогов мы у него очень много ели. А еще Петр Сергеевич замечательно делал уральские пельмени с разной мясной начинкой — свининой, лосятиной, говядиной. «Фирменными» же у него были пельмени с… редькой и капустой. Вообще, Петр знал толк в еде, умел разбираться в пище. Да и не только в пище. Главное — в людях. Жизнь научила этому умению…

Из досье «ФАКТОВ»

Петр Вельяминов родился 7 декабря 1926 года в Москве в семье потомственного военного из древнего дворянского рода.

В марте 1943 года был арестован по обвинению «в участии в антисоветской организации «Возрождение России» и приговорен к десяти годам исправительных работ. После освобождения в 1952 году три года проработал на лесосплаве в Абакане (Хакассия).

Свою первую роль — Максима Кошкина в «Любови Яровой» — сыграл в самодеятельном театре. В 1950-1960-х работал в театрах Абакана, Тюмени, Дзержинска, Новочеркасска, Чебоксар, Иванова, Перми и Свердловска (ныне Екатеринбург). В 1972 году, после успеха фильма «Тени исчезают в полдень», Петра Вельяминова пригласили в Московский театр «Современник». В 1974 году актер перешел на работу в Театр-студию киноактера. С 1995 года Вельяминов жил и работал в Санкт-Петербурге, играл в Санкт-Петербургском академическом театре комедии имени Н. П. Акимова.

Умер от пневмонии 14 июня 2009 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Петр Вельяминов был четырежды женат (последняя жена Татьяна младше на 34 года). У Петра Сергеевича остались трое детей — сын Сергей и дочери Екатерина и Ирина. После того как однажды Ирина едва не убила свою дочь, Вельяминов перестал общаться с ней. На похоронах Петра Сергеевича Ирина замечена не была.

518

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів