В Одессе открыли мемориальную доску известному украинскому кинорежиссеру Ивану Кавалеридзе (фото)
Торжественное открытие мемориальной доски известному скульптору, режиссеру кино и театра, сценаристу и драматургу Ивану Кавалеридзе состоялось во время фестиваля грузинского искусства, проходившего в Одессе. На темно-серой прямоугольной плите — белый скульптурный портрет и надпись: «Ивану Петровичу Кавалеридзе, кинорежиссеру, скульптору, гражданину. Працював на Одеській кіностудії в 1828—1933 роках». Первая часть надписи — на русском, вторая — на украинском языке.
Именно так (то на украинском, то на русском) говорил, обращаясь к присутствующим Михаил Саакашвили. Он сказал, что культура — основа свободы, без культуры невозможно представить демократическое государство, вольно мыслящих личностей.
*Первая часть надписи на мемориальной доске Ивану Кавалеридзе выполнена на русском языке, вторая — на украинском (фото автора)
— Украину и Грузию связывает одна судьба, — подчеркнул Михаил Саакашвили. — Украинцы близки с грузинами ментально, поэтому считаю их своими земляками. Работать над дальнейшим развитием наших стран мы должны вместе с представителями других национальностей. Впрочем, для Одессы, где проживают и мирно сосуществуют представители более 130 народностей, это привычное дело. Нужно перенять этот опыт, еще больше развивать потенциал Одессы, который гораздо больше, нежели, скажем, Батуми, ставшего в последнее время сугубо европейским центром.
— Мне доводилось бывать во многих странах, к украинцам там относятся по-разному, — отметил председатель Одесского областного совета Михаил Шмушкович. — Но есть страна, где нас очень любят. Это Грузия. Именно плодом любви грузина и украинской крестьянки стал выдающийся кинематографист, многогранный человек Иван Кавалеридзе, чей талант в определенные годы был незаслуженно забыт. Его жизнь — это судьба неординарной личности. Он сумел не просто выжить, но и творить в самых сложных условиях: в период советских репрессий, фашистской оккупации, преследований за диссидентство. Внутренне Иван Кавалеридзе всегда оставался свободным, а в искусстве следовал собственной формуле: успех наполовину зависит от того, какой ты человек. Не напрасно ООН назвала его украинским Микеланджело.
Одесса занимает особое место в биографии Кавалеридзе. Здесь, на местной кинофабрике, в 1928—1933 годах он делал первые шаги в кино. Именно он создал первое звуковое кино в Украине — ленту «Колиивщина» по произведениям Тараса Шевченко (1933 год).
За этот фильм, а также «Прометей», отснятые в Одессе, режиссер снискал репутацию диссидента. Картины запретили к показу, некоторые из памятников, созданных Кавалеридзе, уничтожили, учеников и сотрудников мастера репрессировали.
— Интересна история художественной киноленты «Наталка Полтавка», которую Кавалеридзе создал в 1936 году, — рассказали «ФАКТАМ» в Музее кино. — По жанру это комедия, но главная героиня ни разу не улыбается. Несмотря на счастливый финал, есть в фильме скрытая драма той эпохи.
В декабре того же года премьера ленты состоялась в США. «Наталку Полтавку» там отснял эмигрант Василий Авраменко — танцор и хореограф, имевший за океаном собственную кинокомпанию. Обе картины показывали почти одновременно. Фильм Кавалеридзе, сделанный под прессом советской цензуры, без английских титров, победил. Три недели подряд он шел в нью-йоркском кинотеатре «Рузвельт». Даже голливудские боевики не держались так долго.
На личном счету Кавалеридзе — замечательная кинолента «Григорий Сковорода» (1958 год), а также — «Гулящая», снятая по повести Панаса Мирного в 1961 году. Главную роль сыграла Людмила Гурченко. Режиссер открыл широкому зрителю немало имен: Лесь Сердюк, Наталья Ужвий, Амвросий Бучма, Валентин Чистяков.
В творческом багаже скульптора Кавалеридзе памятники Григорию Сковороде на Контрактовой площади и Ярославу Мудрому на площади у Золотых ворот в Киеве, Тарасу Шевченко — в Ромнах, Полтаве, Сумах. Его не любили ни Сталин, ни Хрущев. Первому не нравился фильм «Ливень», второй ругал художника за «кубистические» скульптуры. Однако в Украине Кавалеридзе был очень популярен, несмотря на то, что его лучшие работы — «Журавли летят», «Бунт», «Во глубине сибирских руд», «Якби ви знали, паничі" — не пускали в музеи, аргументируя тем, что «такое творчество будет непонятно советскому человеку». Интерес к его личности и творчеству с годами не угасает.
449Читайте нас у Facebook