ПОИСК
Культура та мистецтво

"От обвинения в национализме Михаила Стельмаха спасло сообщение о присуждении ему... Сталинской премии"

6:30 16 червня 2015
Інф. «ФАКТІВ»
Лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического труда, классик советской украинской литературы, оказывается, был связан с УПА. Об этом шла речь на вечере, посвященном 103-летию со дня рождения прославленного писателя

В апреле нынешнего года Верховная Рада Украины приняла, без преувеличения, исторический закон, которым бойцы ОУН-УПА признаны борцами за независимость Украины. Помимо прочего, это означает снятие табу с замалчиваемой прежде информации. В биографиях многих известных деятелей украинской культуры были «неудобные» факты причастности к национально-освободительному движению, о которых в советское время не распространялись. Не был исключением и Михаил Панасович Стельмах, 103-й годовщине со дня рождения которого посвятили недавний вечер в Доме писателей Украины. На вечере прозвучало: классик украинской литературы имел отношение к ОУН-УПА. Осенью 1951 года в Киеве он передавал секретные донесения 16-летнему связному бандеровского штаба Александру Муратову, ныне известному украинскому кинорежиссеру.

— Об этой истории я впервые услышала от самого Александра Муратова, — говорит Людмила Стельмах, вице-президент Фонда Михаила и Ярослава Стельмахов. — В 1971 году он задумал экранизировать повесть Михаила Панасовича «Гуси-лебеді летять». И хотел обсудить сценарий будущего фильма со Стельмахом. До этого они не были знакомы — так, во всяком случае, думал Муратов. Встретились в писательском доме на улице Ленина (ныне Хмельницкого). Увидев Стельмаха, кинорежиссер поразился: он узнал человека, с которым встречался 20 лет назад при памятных обстоятельствах… Подробно об этом Александр Игоревич рассказал позже газете «Молодь України» в публикации «Гуси-лебеді… до УПА долетіли?».

«Осенью 1951 года я получил от своих командиров задание: по дороге на Западную Украину заехать в Киев и взять по одному адресу конверт, — вспоминал кинорежиссер Александр Муратов. — Что я и сделал. Правда, тогда я заходил не в этот дом, а в соседний, который тоже был писательским. Я спросил у Стельмаха, не жил ли он в том здании в 1951 году. Писатель сказал: да, жил… Теперь я был уверен, что человек, когда-то передававший мне конверт для бандеровского штаба, и лауреат Ленинской премии, депутат Верховного Совета СССР, Герой Социалистического Труда Михаил Стельмах — одно и то же лицо. Как такое могло случиться, я не представлял. Объяснений не нахожу и теперь. Но факт остается фактом. У Стельмаха такая характерная внешность, что ошибиться абсолютно невозможно. Он меня, понятно, не узнал. Прошло 20 лет. Тогда мне было 16, а сейчас — 36, да еще усы и бородка. Намекнуть я не решился, вспомнив, с какой опаской он когда-то передавал мне то письмо, как сам зашил его под подкладку моей куртки-„бобочки“. И, в конце концов, зачем напоминать о давнем и опасном знакомстве? Я решил ограничиться творческими вопросами».

Фильм «Гуси-лебеді летять» на Всесоюзном кинофестивале получил призы — за лучшую экранизацию и за лучшую музыку (написанную, кстати, Мирославом Скориком). Картина вышла светлой, поэтичной — такой, как и сама автобиографическая повесть. Правда, в ней Михаил Панасович однажды упомянул про «недоброї пам’яті тисяча дев’ятсот тридцять сьомий рік, коли над моєю, тоді кучерявою, головою нависло нещастя». Как выяснил известный винницкий журналист, исследователь биографии писателя Виктор Мельник, тучи над головой Стельмаха нависли еще раньше — на исходе нэпа, в 1926 году, когда в Дякивцах, родном селе Михаила Панасовича, начали бороться с «куркулями». Под подозрение попал отец писателя, крепкий хозяин, который в то время работал в кооперативном товариществе и был связан с «нежелательным элементом».

РЕКЛАМА

*Большую часть времени Михаил Панасович старался проводить со своей мамой в их загородном доме в Ирпене

В четырнадцатитомном деле «Подiльської філії Української військової організації», переданном из СБУ в Государственный архив Винницкой области, отмечает Виктор Мельник, несколько раз упоминается имя юного Михаила Стельмаха. «Українська військова організація» (УВО) известна историкам литературы по громкому процессу над писателями Дмитром Загулом, Мирославом Ирчаном и другими. По делу «Подольского филиала УВО» было осуждено 25 человек. Стельмах чудом избежал ареста. Возможно, потому, что под репрессии тогда попадали в основном уроженцы западной Галичины, а не Подолья.

РЕКЛАМА

Но так или иначе, Михаил Стельмах находился под прицелом спецслужб. Не исключено, считает исследователь, что уже в 1929 году его занесли в спецкартотеку как сына «классового врага», и арест был лишь вопросом времени.

— Его жизнь по крайней мере трижды висела на волоске, — продолжает Людмила Стельмах. — Сперва вызвали на допрос в НКВД и показали донос, якобы написанный его лучшим другом Иваном Синицей, с которым Михаил Панасович вместе учительствовал. Но Стельмах заметил, что почерк не тот — Синица не предал своего друга.

РЕКЛАМА

Второй раз Михаил Панасович тоже чудом спасся от ареста — однажды он рассказал об этом нам с Ярославом (Ярослав Стельмах — старший сын писателя, известный драматург, трагически погиб в 2001 году. — Авт.). Он тогда снимал угол у хозяйки. И по дороге домой заблудился в плавнях. Вернулся, промокший, уже на рассвете. А у калитки его поджидала хозяйка со словами: «За вами приезжал черный „воронок“, но я сказала, что вы уехали и больше сюда не вернетесь». Какая порядочная оказалась женщина!

*Старший сын Михаила Стельмаха драматург Ярослав Стельмах

В третий раз тучи сгущались над Стельмахом уже после войны — постарались «добрії люди» из Союза писателей. Обвинили в национализме. Спасло сообщение из Москвы о присуждении ему… Сталинской премии за роман «Велика рідня».

Михаил Панасович был очень сдержанным человеком, избегал резких суждений. Сейчас понимаю, сколько он носил в себе, не решаясь делиться «опасными» воспоминаниями со своими близкими, чтобы уберечь их от возможных неприятностей. Что примечательно: он никогда не был членом КПСС! Волею судьбы ему удалось избежать репрессий. И стать хранителем родного языка. Известно, что в 20-х годах прошлого века украинские слова в словарях стали заменять кальками с русского. Они исчезали и из официальной «советской» речи. Но все-таки оставались в литературе. Проза Стельмаха — источник живого, пахучего украинского языка.

…Считается, что природа отдыхает на потомках классиков. Но бывают и исключения из правила. Не случайно литературно-музыкально-театральный вечер памяти писателя назывался «Три измерения творчества династии Стельмахов». Зрители увидели спектакль по пьесе «Синій автомобіль» Ярослава Стельмаха, старшего сына классика. А еще звучал концерт для фортепиано с оркестром композитора Андрея Стельмаха — внука Михаила Панасовича.


*Внук писателя композитор Андрей Стельмах

2736

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів