Более 90% жителей Донбасса не хотят покидать родной дом – социологи
Абсолютное большинство людей, проживающих на территориях Донецкой и Луганской областей, не планируют уезжать. К ним прибавились и 12% переселенцев, вернувшихся домой. Такие данные исследований Киевского международного института социологии (КМИС) прозвучали во время презентации обновленной Гуманитарной карты потребностей Донбасса.
Количество уехавших с марта почти не изменилось. Из 2,9 млн. жителей 27 городов Донбасса выехало примерно 850 тысяч (29%). Об этом заявил генеральный директор КМИС Владимир Паниотто во время круглого стола «Год после начала конфликта. Гуманитарная карта потребностей мирных жителей Донбасса»", инициированного Гуманитарным штабом Рината Ахметова и «Допоможемо ТВ».
«93% не хотели бы покидать место жительства. Еще 4% хотели бы, но не могут, и только 1% планирует выехать. Со временем все меньший процент респондентов, достигаемых в процессе опроса, заявляет о своем желании уехать из населенного пункта. По сравнению с декабрем, количество тех, кто не хотел бы уехать, выросло на 9%», — рассказала Марина Шпикер, научный сотрудник КМИС.
Исследования Гумкарты показывают, что со временем все меньшее количество опрошенных планируют свой отъезд. А те, кто хотел бы уехать, хуже себе представляют, куда именно.
«Те, кто хотел бы уехать, в июне по сравнению с мартом, имеют менее определенные планы о направлении отъезда — 34% не знают, куда они собираются мигрировать. Те, кто знают, чаще предпочитают Украину (28%) или другое место в пределах Донбасса (9%). В Россию переехали бы 19%», — отметила Шпигер.
В июньской волне опроса впервые исследовались особенности миграции тех, кто переезжал, но все-таки вернулся в свой населенный пункт. Среди опрошенных 12% уезжали из города сами или это делали члены их семей. Анализ ответов этих 12% показывает, что переезд носил преимущественно краткосрочный характер: 79% уезжали на срок до 3 месяцев. Люди старшего поколения изначально планировали переезд только на время проведения активных боевых действий, молодежь — на длительный период.
«Основные причины возвращения — прекращение активных боевых действий (31%), отсутствие денег для оплаты жилья (27%) и опасения за оставленное имущество (24%), — рассказала Дарина Пирогова, научный сотрудник КМИС. — Кроме того, переселенцы столкнулись с трудностями при устройстве на новую работу, дискриминацию со стороны работодателя, немотивированные штрафы и уменьшение зарплаты, что существенно снизило уровень жизни на новом месте».
Примечательно то, что люди возвращаются, несмотря на эскалацию военного конфликта на Донбассе и серьезные трудности в быту. Вот какие проблемы они назвали главными, после своего возвращения домой: отсутствие вакансий и высокая конкуренция, задержки зарплат на работающих предприятиях, высокие цены на продукты питания и медикаменты, необходимость экономить на каждой покупке, пропускной режим с Украиной.
«Чем в этой ситуации могут помочь благотворительные волонтерские организации и государство? Вернувшиеся переселенцы говорят о том, что были бы рады одноразовой материальной помощи и обеспечению строительными материалами на восстановление жилья. Также актуальны консультации и помощь в оформлении пропусков», — уверена Дарина Пирогова.
Данные Гуманитарной карты используются министерствами и ведомствами, украинскими и международными организациями, волонтерами.
«Я могу сказать, что мы используем эти данные и за предыдущие периоды, — комментирует Максим Доценко, начальник отдела гуманитарной помощи министерства социальной политики Украины. — Это однозначно. Это очень важная информация, которая используется не только нашим отделом гуманитарной помощи, но и практически всем министерством. Потому что там есть масса вопросов по переселенцам, по потребностям. Поэтому и эти данные будут использоваться однозначно. С нашей стороны абсолютное содействие и фонду Рината Ахметова. Мы понимаем, что вы делаете, очень благодарны за эту работу».
704Гуманитарная карта потребностей мирних жителей Донбасса была разработана по заказу Гуманитарного штаба Рината Ахметова и «Допоможемо ТВ». В основе карты — данные социологического исследования КМИС, проведенного 2−14 июня 2015 года. Был опрошен 2101 респондент.
Читайте нас у Facebook