Дочь Спартака Мишулина: "Как-то отец уснул на поле, и его переехал трактор. Очнулся в морге"
Миллионам телезрителей Спартак Мишулин запомнился в роли пана Директора в популярной передаче «Кабачок «13 стульев», а также Саида в фильме «Белое солнце пустыни» или Карлсона в телепостановке спектакля «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (в котором, кстати, на сцене Московского театра сатиры играл около 40 лет). Однако судьба актера потрясает не менее, чем игра. Кажется, все в жизни Спартака Мишулина с самого его рождения было против него, но он не только не сломался, а — напротив — сумел достичь творческих вершин и стать счастливым в личной жизни человеком. О том, каким был ее отец, «ФАКТАМ» рассказала дочь Спартака Мишулина — актриса Карина Мишулина.
*Карина Мишулина: «Папа для меня был лучшим другом, которому я могла доверить любую тайну»
— Первое время после ухода отец часто снился, — говорит Карина Мишулина. — Запомнился сон: я вхожу в холодный грот и вдруг вижу отца в белом, очень радуюсь встрече, мы начинаем разговаривать. Я спрашиваю, как он. Папа отвечает, что у него все хорошо. Потом рассказываю ему, что должна отправиться в Казахстан на гастроли, но очень боюсь летать. И он меня успокаивает: «А я здесь для чего? Я же слежу за всеми твоими шагами, за всеми самолетами… Не переживай, все будет хорошо». «Папочка, я хочу к тебе!» — говорю. И тогда он меня из сна как бы выталкивает.
— Судьба вашего отца столь неординарна, что могла бы послужить сюжетом для фильма.
— Это точно. Жизнь его с детства была полна приключений. Случались в ней и мистические вещи. Папа рассказывал, что в юности сочинял стихи и прозу. И вот однажды в 14 лет, когда писал ночью, из-за шкафа явилась женщина в черном и сказала, если его большое произведение будет опубликовано и более десяти человек узнают его истинный возраст, он умрет. Отец спустя время поменял в паспорте дату рождения и стал писать «в стол». Однажды, правда, все-таки решился опубликовать маленький рассказ. И… заболел. До сих пор непонятно, совпадение это или влияние того мистического случая.
— В интервью одного из коллег Спартака Мишулина прочла, что ваш отец был великим мистификатором и отмечал день рождения несколько раз в году, поэтому никто не знал, когда он на самом деле родился.
— За всю мою жизнь дома мы ни разу не праздновали папин день рождения. Он его не любил. Зато обожал наши с мамой дни рождения. Не устраивал торжеств по случаю своих дат и в театре. Только когда папе исполнилось 75 лет, Александр Ширвиндт стал уговаривать: мол, давай все-таки отметим. Отец всячески сопротивлялся. В итоге отметили маленьким актерским коллективом в буфете. К сожалению, вот так папа к себе относился. Он жил для семьи и для зрителей, а для себя не умел.
*Спартак Мишулин стал отцом, когда ему исполнилось 54 года. В своей дочери Карине он просто души не чаял
— Вы родились, когда Спартаку Васильевичу было 54 года. Читала, он нарадоваться не мог, что стал отцом.
— Папа был моим лучшим другом, которому я доверяла любую тайну. Он научил меня читать и писать, привил любовь к театру и людям. На съемки и гастроли брал с собой, в театре я практически жила. Мы почти не расставались. А когда ехал на гастроли, из каждого города слал телеграммы. Обращался ко мне «моя принцесса». Был готов исполнить любое мое желание. Но я, зная, как сложно ему достается каждая копейка, никогда ничего не просила. Единственный раз (было это в конце 1980-х годов) мне очень захотелось куклу «Барби». И папа на мой день рождения ее подарил, попросив друзей, чтобы привезли из-за границы. Это было сродни волшебству!
— Ваш отец дарил чудо, перевоплощаясь в Карлсона, не одному поколению детишек. Когда в финале спектакля произносил: «Откройте окна настежь, чтобы я мог влететь к каждому из вас», говорят, в зале раздавалась буря оваций.
—Думаю, только человек с таким детством, какое было у папы, мог столь пронзительно сыграть эту роль — он как никто понимал, что значит детское одиночество. Ведь сам был в детстве брошен мамой, а отца вообще не знал. Когда слушаешь его монологи об одиночестве, на глаза наворачиваются слезы.
— Почему мать бросила сына?
— Она была своеобразной женщиной — как говорится, не созданной для семьи. Много работала, делала карьеру. Была заместителем народного комиссара золотопромышленности. Когда папа родился, отдала его в детдом, сказав: «Я работаю на государство, пусть оно воспитывает моего сына». Папе было два годика, когда жена родного папиного дяди — очень высокопоставленного лица — проходила по Малой Бронной мимо детского дома, где малыши как раз гуляли, и вдруг услышала: «Спартак, иди сюда!». Имя редкое, поэтому обратила внимание и, придя домой, рассказала мужу. Выяснив, что это их племянник, они забрали мальчика к себе и воспитывали до 12 лет. А потом папина мать вышла замуж второй раз, и дядя сказал ей, что он воспитывать Спартака не против, но это же ее сын, поэтому, поскольку она обрела семью, пусть заберет его к себе. Папа пожил с матерью какое-то время, но его стал бить отчим, и ребенок убежал из дому. К дяде не вернулся, вообще покинул Москву. Самое страшное, что мать его даже не искала. Но обиды на нее у него не было. Нашел свою мать папа, уже встав на ноги. До конца жизни обеспечивал, посылая деньги в Ташкент, где она жила. И представьте, очень любил ее. Как-то я нашла папину фотографию, которую, видимо, он собирался ей отправить. На ней он был еще молодой — лет тридцать. На обороте было написано: «Моей дорогой, любимой мамочке»
— Редкой души человек.
— Да, именно таким был папа. Не озлобился, а любил свою мать, несмотря ни на что. Из него получился такой прекрасный отец и муж, наверное, потому, что он пытался дать нам то, чего не получил сам.
— Читала, что в детстве Спартак Васильевич был неугомонным ребенком.
— Это правда. Как-то вписал в паспорт мамы в графу «дети» всех своих друзей. А когда ему понадобился футбольный мяч, продал мамину шубу, в подкладку которой были зашиты огромные деньги. Только благодаря дяде шубу удалось найти. Папа был выдумщиком, что потом помогло ему в профессии, но не хулиганом. Он рассказывал, что всегда избегал плохих компаний и не пил до сорока лет, боясь пойти по наклонной.
— Как же сложилась судьба вашего отца, когда он убежал из дому?
— Пришел на вокзал и увидел плачущего парня — своего ровесника. Поинтересовался, в чем причина слез. Тот ответил, что его забирают в артучилище. Папа, подумав, что училище артистическое, сказал парню, что готов пойти вместо него, ведь с детства мечтал стать артистом, как Чарли Чаплин. Приехал в Сибирь, а там выяснилось, что училище… артиллерийское! Обратно уже ведь не поедешь, и папа стал там учиться, организовал театральный кружок. Но однажды вывернул в соседнем клубе для своего спектакля лампочку, и его… посадили за это. В лагере для несовершеннолетних отец работал трактористом. Как-то уснул на поле, и его… переехал трактор. Очнулся в морге. Это заметила санитарка и как заорет! Папу тут же отправили в операционную. После операции он поправился, однако до конца жизни ноги у отца были в следах от гусениц трактора. Из больницы папу забрал дядя.
Отец пытался поступать в Щукинское училище, а там сказали, что к профессии актера ему и близко нельзя подходить. Папа расстроился, конечно. Но, узнав, что в Калининском драмтеатре набирают помсостав — что-то вроде нынешней массовки, отправился туда. Его талант разглядел режиссер Георгиевский, которого Спартак Васильевич считал своим крестным отцом. Режиссер начал давать папе роли — сначала маленькие, потом большие, а вскоре и главные. У папы не было актерского образования, школу мастерства он прошел именно в этом театре.
Затем работал в Омском драматическом театре, где познакомился с сестрой Ольги Аросевой Еленой Александровной — тоже прекрасной артисткой. Она попросила Ольгу Александровну, которая играла в Московском театре сатиры, чтобы главный режиссер Валентин Плучек посмотрел папу, когда омский театр будет на гастролях в Москве. Увидев отца на сцене, режиссер позвал его к себе. Поскольку московская прописка у отца была потеряна, он вынужден был пять лет жить в общежитии. Потом купил кооперативную квартиру.
— Слава пришла к Спартаку Васильевичу, когда он сыграл пана Директора в «Кабачке «13 стульев».
— Отцу было в то время уже за сорок. Он не считал себя звездой — просто работал. Правда, ему было обидно, что режиссеры воспринимали его больше как комического актера, а он мог бы ведь высококлассно играть драматические роли. Публика папу очень любила и всегда хорошо принимала. Его энергетику доброты чувствовали все. До последних дней глаза у папы светились, как у мальчишки. Он всегда верил в победу добра над злом. И порой в нем была какая-то детская наивность.
— Писали, что незадолго до смерти Спартак Мишулин стал жертвой аферистов.
— Это случилось в феврале 2005 года, а в июле папы не стало. Его «кинули» на антрепризных гастролях на Дальнем Востоке. Организаторы не заплатили деньги, не обеспечили билетами обратно в Москву. Отец с артистами поехал в местную администрацию вместе с помощником организатора гастролей. Вопрос с билетами решился, но денег артисты так и не получили. Папа начал говорить своим коллегам, чтобы остерегались аферистов, а те запустили в прессу информацию, что папа взял их сотрудника в заложники. В одной из газет вышла статья «Карлсон разбушевался», другие издания это перепечатали. Бред какой-то, но папа жутко переживал, не мог понять, как такая несправедливость возможна. К слову, спустя некоторое время после того, как папы не стало, мы с коллегами полетели со спектаклем туда же и столкнулись с теми же мошенниками. Они нам точно так же не заплатили.
— За границей Спартак Мишулин часто бывал?
— Безусловно, на съемках, на гастролях. Но так как боялся летать, для него это было мукой. Когда ему предложили отправиться в Америку, он долго сомневался. Решающим стало то, что там можно купить для меня чемодан одежды.
*Карлсон, которого играл Спартак Мишулин, стал любимым героем не одного поколения детей. Кадр из телеспектакля «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»
— Как Спартак Мишулин познакомился с вашей мамой?
— Она младше отца на 19 лет. Работала на телевидении монтажером. Папа в то время снимался в «Кабачке «13 стульев», и как-то вместе они оказались в курилке. Он смотрел на нее, как завороженный. А через некоторое время к маме подошел режиссер Владимир Акопов и говорит: «Валь, Мишулин тобой заинтересовался. Но я сказал ему, что ты у нас такая гордая, что свой телефон никому не даешь». В ней это прямо какой-то протест вызвало: «А ему дам!» «Футбольное общество «Спартак», — сказал папа взявшей трубку бабушке, впервые позвонив по указанному номеру. Бабушка удивилась, а мама сразу поняла, что это Мишулин шутит. Родители начали общаться, но спустя некоторое время отец признался, что в загсе лежит его заявление с другой женщиной: «Я тебя, Валя, полюбил, но чувство долга… Что мне делать?» Мама, конечно, расстроилась, они расстались. А спустя время отец узнает, что Владимир Долинский (мы с ним сейчас вместе работаем в антрепризе, и он мне часто говорит: «Вот, Каринка, если бы не я — тебя бы не было») закрутил роман с женщиной, с которой папа подал в загс заявление. Это был прекрасный повод отменить свадьбу. У родителей все наладилось. 34 года они прожили в большом счастье.
— Каким человеком ваш отец был в быту?
— Мне покупал иномарки, а сам до конца жизни ездил на «Жигулях» — был консерватор. Говорил, что к «Жигулям» привык и никакой другой автомобиль ему не нужен. Вспоминается смешная история. Мы с папой выходим из театра. Стоят какие-то люди и шепчутся: «Ой, Мишулин, Мишулин…» Кто-то говорит: «Да нет!» Ему доказывают: вышел же из Театра сатиры, значит, точно Мишулин! А когда папа подошел к своей «пятерке», слышу: «Я же тебе говорил, что не Мишулин». Многие не могли поверить, что известный артист ездит на такой машине.
— Он был гурманом?
— Нет. Любил пельмени и жареную картошку. Часто в ресторанах ему предлагали всевозможные изыски, но он говорил, что хочет только пельмешек.
— Как одевался?
— Любил жилетки с множеством карманов, джинсы.
— По хозяйству что-то делал?
— В быту папа был администратор. Делать ничего не умел, но знал, как организовать работу. Если ломался кран, тут же приходил человек и чинил его. Мы с мамой благодаря папе всегда чувствовали себя как за каменной стеной. И когда его не стало, не знали, как жить, ведь все держалось на нем.
— От чего же умер Спартак Васильевич?
— Лег на профилактику в больницу. Врачи начали нас убеждать, что отцу нужно делать шунтирование, что это такая же несложная операция, как удаление аппендицита, бояться нечего. И мы, как зомбированные, согласились. Операция прошла хорошо, но в реанимации отца раньше времени отключили от аппарата искусственного дыхания. А ему ведь не 20 лет было, а 79. Пошла большая нагрузка на все органы, и через три дня папы не стало. Самое обидное, что нас не пустили тогда в реанимацию. Может, если бы мы с мамой были рядом, не позволили бы отключить.
— Ваша мама рассказывала в одном интервью, что как-то Спартак Мишулин сказал: «Самое страшное — умереть в сезон отпусков».
— Может, что-то чувствовал. Последний месяц папа почему-то был нервный. Перед тем как лечь в больницу, они обсуждали с мамой строительство нового крыльца. У каждого было свое видение, и папа сказал: «Делайте, что хотите, мне здесь все равно не жить».
— А у вас были какие-то тревожные предчувствия?
— За месяц до операции засохла посаженная папой туя. Мама начала нервничать, что это плохой знак. Я ее пыталась успокоить. А еще маме постоянно снились папины похороны. Такие же, как были потом наяву.
— Правда, что когда ваш отец умер, она полностью поседела?
— В одну ночь. Всю жизнь родители смотрели друг на друга влюбленными глазами. Это была сумасшедшая любовь. Каждый день они сидели на кухне чуть ли не до пяти утра и не могли наговориться.
— Что бы вы сказали сегодня своему отцу, если бы он мог вас услышать?
— Сказала бы, что очень люблю его. Извините, сейчас плакать начну. Десять лет прошло, а время не лечит…
4225Читайте нас у Facebook