ПОИСК
Культура та мистецтво

Алексей Никульников: "На съемках "Цыгана" Волонтир заявил, что, пока сам не научится ковать, сниматься не будет"

8:00 19 вересня 2015
В Кишиневе похоронили известного актера, народного артиста СССР Михая Волонтира

Последние двадцать лет известный молдавский актер Михай Волонтир тяжело болел. Сахарный диабет прогрессировал, народный артист СССР стремительно терял зрение и, что самое страшное, возможность заниматься любимой профессией. Его последней картиной стал молдавский фильм «Чондра», снятый в 2003 году. Актеру не раз предлагали уехать в Москву, но Волонтир так и не решился изменить любимым Бельцам. Более того, занявшись политикой, он стал активным сторонником молдавской государственности и противником «русских оккупантов». Михай Ермолаевич ушел из жизни на 82-м году, скончавшись вечером 14 сентября в Республиканской клинической больнице Кишинева.

Волонтира все давно называли Будулаем. Михай привык к своему второму имени, доставшемуся от главного героя советского сериала «Цыган». Когда картина вышла на телеэкраны в конце семидесятых, красавец Волонтир сразу получил статус героя-любовника и самого популярного актера Советского Союза. К своей славе относился спокойно. «Я философ и это помогает мне жить…» — признавался в последние годы Волонтир-Будулай…

— Получается, что я такой последний из могикан, оставшийся в живых из картины «Цыган», — с грустью признался по телефону актер Алексей Никульников (на фото) . — Конечно, страшно, что встречаюсь с коллегами по таким вот поводам. Нет слов, чтобы высказать мою боль от ухода из жизни Михая Волонтира. Настоящий был мужик… Правда, годы берут свое, и болезнь никого не жалеет. А ведь сколько лет Михай боролся с сахарным диабетом! Эта болезнь у него уже была, когда мы снимались в «Цыгане». Помню, часто в перерывах между съемками Волонтир отходил в сторону, поднимал рубаху и сам делал себе укол в живот.

— Супруга Михая ведь тоже снималась в «Цыгане»?

РЕКЛАМА

— Она играла в небольшом эпизоде. Ефросинья Алексеевна была актрисой национального театра в Бельцах. Несколько раз приезжала на съемки вместе с дочерью Стеллой. Было видно, что в семье Волонтиров очень трепетные отношения. Если у Михая выдавались свободные дни во время работы, он тут же мчался домой. Говорил: «Не могу я без своих девочек, скучаю очень». А снимали мы «Цыгана» практически без перерыва полгода. Начали в конце марта 1978 года, а закончили с первым снегом. Волонтир все время переживал, как родной театр в Бельцах обходится без него. Актера отпустили с условием, что он при первой возможности будет прилетать, чтобы играть в спектаклях.

— «Цыгана» снимала Одесская киностудия, но работа над картиной в Одессе не шла?

РЕКЛАМА

— Да, только пробы актеров состоялись на киностудии в Одессе. Потом мы всей группой выехали на Дон, жили в станицах. Получилась совершенно донская история. А меня нашли в Ростове. Я учился в Ростовском училище искусств на актерском отделении. Второй режиссер «Цыгана» приехал к нам в город, чтобы договориться с ростовскими цыганами о съемках в массовке, просил, чтобы для картины сделали настоящие кибитки. В фильме есть эпизод, когда идет табор — так это и есть ростовские цыгане, которые всегда жили на окраине города, в районе Александровки.

Уж не знаю, как второй режиссер узнал о нашем училище, но он попал туда в поисках интересных типажей. Ему и посоветовали посмотреть первокурсника Алексея Никульникова. Я с рождения смугловат.

РЕКЛАМА

— В ваших жилах течет цыганская кровь?!

— Нет. Я донской казак. Если поставить меня рядом с настоящим цыганом, то сразу понятно, что ничего общего у нас нет. А вот если с молдаванином… Поэтому, если бы главного героя играл не Волонтир, я не получил бы роль его сына. В общем, звезды были на моей стороне. Второй режиссер увидел меня в училище, когда я выступал на сцене с монологом Павки Корчагина. Подошел ко мне и пригласил на пробы в Одессу. Я, счастливый, тут же кинулся в деканат. А мне говорят: «Мы студентов не отпускаем. Или пиши заявление об уходе из училища». Я тут же сел и написал.

— А если бы не прошли?

— Я тогда об этом не думал. Желание сниматься в настоящем кино, попробовать свои силы было сильнее меня. Приехал в Одессу, смотрю, а там несколько кандидатов на роль Ваньки. Но всех пробуют лишь по одному разу, а меня оставляют еще на день. В результате у меня было три пробы, после чего сказали: «Берем!»

— Вы пробовались уже с Волонтиром?

— У меня были пробы с Кларой Степановной Лучко. Знаете, у нас с ней сразу установилась какая-то внутренняя связь, которая не прерывалась до конца дней актрисы. А с Волонтиром я встретился только, когда начались съемки. Мы познакомились в фойе гостиницы. Иду я по коридору, а навстречу Михай. Обычный мужик. Высокий, с копной седых вьющихся волос, в простой повседневной одежде. Такой приятный дядечка. А на следующий день я увидел его выходящим из гримерки. Волонтир уже был в костюме цыгана: брюки заправлены в сапоги, на поясе широкий ремень, с бородой. Тогда я подумал: «Это, конечно, супергерой!» От него невозможно было отвести глаз.

— Стопроцентное попадание в образ!

— Не то слово. Помню, Михай серьезно относился ко всему, что было связано со съемками. Часами сидел у гримеров, разбираясь, какая у него будет шляпа, пояс, свитер. Для него были важны все детали. Художники по костюмам его обожали. Он никогда не отказывался участвовать в примерках, даже если они затягивались не на один час. И так Волонтир относился ко всему, что имело отношение к профессии.

— Он был компанейским вне площадки?

— Нельзя сказать, что Михай слыл душой компании. Но уезжая на несколько дней в Молдавию, он обязательно привозил съемочной группе несколько бутылок молдавского вина. И не для того, чтобы напоить. Ему доставляло удовольствие рассказывать о марках, объяснять разницу между ними. Михай говорил: «Хочу, чтобы вы почувствовали вкус настоящего вина. В нем истинная Молдавия…» Кстати, эти вина я после съемок в «Цыгане» никогда и не пил. Но до сих пор запомнил название любимого вина Волонтира — «Негро де Пурка». Сам он практически не пил, мог позволить себе лишь глоточек.

— Многие вспоминают об удивительной для актера пунктуальности Волонтира.

— Об этом качестве Михая знали все в группе. Если выезд из гостиницы назначался на девять утра, то за пять минут до этого он уже сидел в автобусе. Никаких особых требований к бытовым условиям у него не было. И авто специально за главным героем не приезжало. Поэтому всем остальным было просто стыдно опаздывать. А ведь вставал Михай в семь утра и полтора часа тратил на грим.

— После выхода «Цыгана» говорили о романе между Волонтиром и Кларой Лучко.

— Просто всем хотелось верить в реальность киноистории. Уж слишком красивой они были парой! Но никакого романа не было. Их связывала крепкая дружба, я ни разу не видел, чтобы они ссорились. Оба прекрасно понимали, что если не сложатся их отношения, то и кино не получится. Если что-то в сценарии не нравилось Волонтиру или Лучко, то к режиссеру с просьбой внести коррективы отправлялись оба. И он всегда шел навстречу актерам.


*К судьбе цыгана Будулая не остался равнодушным никто из зрителей, посмотревших картину «Цыган»

— Вас Волонтир опекал?

— На съемках мне только исполнилось 18 лет, я был самым юным в группе. Скорее, более теплые отношения сложились у меня с Кларой Степановной. Михаю я был благодарен за то, что обращался со мной как с равным. Ни разу Волонтир не дал мне понять, что я еще неопытен, многого не знаю. Я же следил за ним, с жадностью впитывая актерские приемы. Моя главная задача на съемках была не мешать и как можно органичнее влиться в ансамбль этих замечательных актеров.

— Не работа, а просто праздник какой-то.

— Это правда, более комфортных творческих условий в моей жизни не было. Трудности на съемках могли возникнуть только технические. Мы снимали раннюю весну в самый разгар жаркого лета. Нам с Волонтиром приходилось сидеть на раскаленном пляже в теплой одежде, сапогах, изображая прохладную погоду. При этом с меня стекала морилка, которой покрывали кожу, чтобы она выглядела более смуглой. А в другой сцене, когда Лучко разговаривает с полковником, а я изображаю ревность, мне пришлось выскакивать на холод в одних трусах. Был уже конец ноября, а мы снимали жаркое лето. В таких случаях Волонтир, прищурившись, говорил: «А ты, Алеша, думал, профессия актера — дело легкое?»

— Помните, что купили на гонорар от «Цыгана»?

— Деньги, кстати, были небольшие. Я купил себе гитару и плащ. Да и Волонтир заработал не много. Жаловался, что за четыре серии даже не получилось скопить на «Жигули». Кстати, меня в училище восстановили. А потом я поступил в Школу-студию МХАТ. Как раз в то время, когда готовился к экзаменам, по телевизору прошла премьера «Цыгана». Утром, после показа первой серии, я зашел в метро, и у меня было ощущение, что все в вагоне смотрят на меня. Я физиономией уперся в противоположную дверь, чтобы как можно меньше людей меня видели. Доехал до центра, выскочил из вагона, и вдруг какая-то интеллигентного вида женщина взяла меня за руку, протянула записную книжку и ручку. При этом попросила: «Автограф поставьте…» Популярность у «Цыгана» была сумасшедшей! Я в родном Ростове в общественном транспорте просто не мог ездить. А о славе, свалившейся на Волонтира, и говорить нечего. Он в один момент стал секс-символом советского кино и самым популярным актером.

*"Я философ, и это помогает мне жить", — любил повторять Михай Волонтир

— Говорят, ему не раз предлагали переехать в Москву.

— Да, но Михай настолько любил Молдавию и родные Бельцы, что не мог себя представить в каком-то другом месте. Он редко приезжал в Москву. Чаще снимался у себя дома и играл на театральной сцене. Последний раз мы виделись с Волонтиром на юбилее Клары Лучко, когда ей исполнилось 75 лет. Это было в Москве, в Доме кино. Волонтир приехал одним из первых. Подтянутый, в элегантном костюме. Его седые волосы стали совершенно белыми. Только взгляд, который будто проникал тебе в душу, остался прежним. Мы вместе вышли на сцену, поздравили Клару Степановну и спели песню из фильма «Цыган»: «Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого не жалели…» Зал рыдал, Клара Степановна была счастлива.

— Вы все встретились на съемочной площадке через шесть лет после премьеры «Цыгана»?

— Это было в 1985 году. Снимались в «Возвращении Будулая». К тому времени я уже перебрался в Москву. Клара Лучко по-прежнему меня опекала, минимум раз в неделю я должен был перед ней отчитываться, что происходит у меня в жизни. Если забывал об этом, то получал от нее нагоняй. Все мы знали, что пишется продолжение «Цыгана». Фильм настолько полюбился зрителям, что это было совершенно логично. На киностудию мешками приходили письма с требованием рассказать дальнейшую историю главных героев.

— Откройте тайну, Будулай в конце таки умирает?

— В том-то и загадка. Волонтир поставил перед режиссером условие, чтобы его герой в финале оставался жив. Но конец «Возвращения…» довольно размытый. Непонятно, уходит цыган от своей любимой или нет. Пусть зритель сам домысливает. Наверное, это и правильно. Для нас Будулай будет жить всегда.

5718

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів