Аллан Пиз: "После трудного дня мужчине нужно хотя бы полчаса ничего не делать и ни о чем не думать"
Австралийский писатель, исследователь и миллионер Аллан Пиз известен как «мистер язык тела». Он один из лучших в мире специалистов по мимике, жестам и тонкостям невербального общения, автор 15 бестселлеров, 9 из которых — мировые. На основе его работ Би-би-си сняла шесть научных фильмов. И именно по мотивам его книг создан популярный сериал «Теория лжи». Пиз консультирует особ королевской крови в Англии, мировых рок-звезд, бизнесменов и политиков вплоть до президента США. В начале 1990-х он посетил Санкт-Петербург, где консультировал команду Анатолия Собчака. Кофе Аллану тогда подавал… молодой ассистент Собчака Владимир Путин.
Главное место в лекциях, с которыми Аллан выступает по всему миру, он отводит, в основном, теме взаимопонимания между мужчиной и женщиной. Свою первую книгу об отношениях между полами Аллан Пиз написал в соавторстве со своей женой Барбарой. «Я прожил и прочувствовал все, о чем говорю и пишу», — утверждает он.
«Мы собрались разводиться, понимая, что не можем больше жить друг с другом, но и друг без друга тоже не можем, — признается Аллан. — У меня черный пояс по каратэ, у нее — по тхеквондо, поэтому во время наших ссор часто страдала мебель — хорошо, что она была из IKEA. Мы решили составить список причин, по которым не можем жить друг с другом. Когда у Барбары стал заканчиваться четвертый лист, я попросил ее остановиться: „Мы же хотим помириться, а не окончательно разругаться“! В результате в список вошли 16 пунктов, которые потом стали 16 главами нашей книги. И по каждому пункту мы составили стратегию решения проблемы». Сейчас Аллан и Барбара Пиз являются самой успешной издательской парой в Австралии. А еще — у них шестеро детей и девять внуков.
*Аллан Пиз и его супруга Барбара на основе личного опыта написали книгу об отношениях между полами
Журналист «ФАКТОВ» посетила семинар Аллана Пиза в Киеве и поговорила с мэтром о том, чем отличаются цели и потребности мужчин и женщин, почему способность людей понимать друг друга ухудшилась за последние 30 лет и как сделать так, чтобы противоречия между полами не портили отношения.
— Вы утверждаете, что мужчине и женщине имеет смысл относиться друг к другу как к существам с разных планет. Почему?
— У нас по-разному устроен мозг, разные биологические цели и задачи. противоречия между женщиной и мужчиной возникают из-за нашей эволюционной разности. Противоположности притягиваются, но с течением времени то, что привлекло, может начать раздражать и отторгать. Возникает непонимание, мы начинаем сравнивать друг друга, самоутверждаясь через конфронтацию. А между тем у мужчин и женщин множество точек соприкосновения, и никто из нас не хуже и не лучше — мы просто разные. К примеру, внимательно изучив снимки головного мозга сотен мужчин и женщин в возрасте от 8 до 22 лет, я увидел, что мозг — а точнее, нейронные связи между его зонами — у представителей двух полов сильно отличается. У мужчин большинство реакций происходит между передней и задней частями мозга — в одном из полушарий. У женщин в процессе обработки информации в равной степени связаны оба полушария, и соединений между ними на 35 процентов больше, чем у мужчин.
Что это значит? Женщина — многозадачна. Она умеет одновременно делать четыре-пять не связанных между собой дел. К примеру, печатает, разговаривает по телефону, слышит, о чем беседуют коллеги, и пьет чай. А мужчина однозадачен. Он концентрируется на единственной цели и решает одну задачу за единицу времени. Именно поэтому мужчина, перед тем как посмотреть карту, нередко останавливает машину и выключает радио. Для женщины это непонятно — можно же делать все одновременно! А мужчине сложно вести автомобиль и спорить в это время с женой. Также он не может заниматься любовью и отвечать в это время на вопросы.
— Что мужчины делают лучше, чем женщины, и почему?
— Мужчина «заточен» на попадание в цель. Сотни тысяч лет задачей мужчины было — отыскать добычу, победить, а после этого найти дорогу домой. Надо было уметь охотиться: обнаружить животное, оценить, как быстро надо бежать, чтобы догнать его, с какого расстояния выстрелить, чтобы попасть. А потом сориентироваться, чтобы выбраться из леса домой. Поэтому типичный мужчина в любом помещении без труда может определить, где находится север. Мужчина гораздо лучше, чем женщина, ориентируется в пространстве. Это объясняет, почему пилоты, инженеры и архитекторы — в основном мужчины. Это не сексизм. Женщины сами не стремятся к этим занятиям, они их мало интересуют.
Мозг охотника позволяет мужчине мысленно переворачивать объект вверх тормашками. Поэтому мужчины легко читают топографические карты, тогда как женщины — нет.
К примеру, вы с женой выбрались на выходных поехать куда-то на авто. И вдруг вы делаете то, что испортит вам весь день. Вы даете ей карту и говорите: «Посмотри, где нам надо свернуть»… Только 20 процентов женщин хорошо справляются с ориентированием по карте. Остальные либо испытывают с этим трудности, либо вообще ничего не желают об этом знать. Что делает женщина, когда берет в руки карту? Первым делом начинает вертеть ее, чтобы соотнести изображение с реальностью. «С этой картой что-то не то!» — негодует она. И если в этот момент вы скажете, что с картой все нормально, скандала не избежать.
Только у 10—15 процентов женщин визуально-пространственные способности развиты настолько, что они легко паркуют автомобиль задним ходом или между двумя другими машинами. В Великобритании около 80 процентов женщин-водителей не вливаются в поток автомобилей на автострадах, ведь для этого надо уметь соотнести скорость движущихся машин со своей. Барбара — моя вторая половина — во многих вещах сотрудничает со мной. Она делает то, чего не могу я, может выполнять несколько дел одновременно. Но в автомобилях не разбирается.
В Малайзии, например, популярны специальные парковки для женщин. Место для машины на таких парковках шире стандартного на 25 процентов, имеет дополнительное освещение, но главное — с паркоместа можно выехать только вперед. А еще — на эти парковки не пускают мужчин, чтобы они не поддались искушению судить и самоутверждаться. Такие парковки пользуются большой популярностью.
— А что получается лучше у женщины?
— Типичная женщина умеет понять эмоции и настроения других. Около 94 процентов женщин работают в профессиях, связанных с общением с людьми. Больше половины терапевтов и советников в Великобритании — женщины. Это логично. Разговаривать с людьми, общаться, слушать — женский талант. Хотели бы мужчины в качестве терапевтов целыми днями слушать чужие жалобы? Вряд ли. Это бы их раздражало.
У женщины в процессе эволюции лучше развито панорамное (или периферийное) зрение. Женский глаз охватывает 60 процентов площади, у многих — даже 90 процентов, а некоторые видят даже немного сзади себя. Разговаривая с кем-то, женщина успевает рассмотреть, что происходит вокруг, кто во что одет. Ее эволюционная роль — обеспечить защиту своим детям. Вот она собирает или стирает что-то двумя руками, и при этом замечает, куда и как бегают ее дети на площадке, не угрожает ли им опасность.
Мужчина, открыв холодильник, долго смотрит в него, пытаясь найти масло. В итоге не выдерживает и кричит: «Где масло? Я стою перед холодильником, и его тут нет!» После чего к холодильнику подходит женщина и практически не глядя достает из него пачку. Когда мы изучали эти особенности в Институте сексуальных исследований, я понял, почему женщин редко ловят на том, что они разглядывают мужчин на пляже. Она смотрит вперед, но на самом деле разглядывает парня слева или справа от нее. Тогда как мужчина со своим туннельным зрением вынужден поворачивать голову, на чем и «палится»!
— Расскажите, что это за «пустая комната» в мужском мозге, о которой вы рассказывали?
— Если предположить, что мозг устроен как многоквартирный дом, где каждая комната отвечает за свою функцию, то у мужчин есть совершенно уникальная «комната». Мы назвали ее nothingroom («комната-ничто»). В ней — полная пустота. Ее смысл — вернуть в норму уровень тестостерона после каких-либо пиковых в эмоциональном плане ситуаций. Так, после трудного дня мужчине нужно хотя бы полчаса-час посидеть, ничего не делая и ни о чем не думая. У женщины такой «пустой комнаты» нет. Для нее это невозможная ситуация — ни о чем не думать.
В 1970-х годах я впервые увидел это в пустыне, где мужчины из племени приезжали вечером домой, садились у костра и часами молча смотрели на огонь. У современного мужчины роль огня играют телевизор, книга, газета, компьютер. Мужчина садится и переключает каналы на пульте, переворачивает страницы или нажимает кнопку мыши, таким образом разгружаясь.
— Мужчина и женщина еще и разговаривают по-разному. Мужчинам часто кажется, что женщина тараторит без умолку, а женщине — что мужчина молчит, потому что черств и бесчувственен…
— Женщине в день нужно выговорить 20—25 тысяч слов. Мужчине — 8—10 тысяч. У женщин с речью работают от 14 до 16 мозговых центров, у мужчин — вдвое меньше. Женщины могут говорить и слушать одновременно, мужчины — нет. И, наконец, женщина использует речь, чтобы избавиться от стресса или чтобы поощрить того, кого она любит. Если она взволнована, то начинает делиться своими чувствами, проговаривать свое напряжение. Тогда как мужчина, когда он в стрессе или устал, наоборот, перестает разговаривать. И для него речь — это способ передать информацию.
Классическая ситуация: мужчина возвращается домой после работы, где уже выговорил свои десять тысяч слов. Он хочет «посидеть у огня». И тут в комнату входит женщина. Если ее день прошел так же активно, все гармонично. Но если она — домохозяйка, да еще и сидит с маленьким ребенком, произнеся за день от силы две тысячи слов, то ей просто необходимо восстановить свой гормональный фон и выговорить еще 22 тысячи. И вы — ее аудитория!
Она начинает с вопросов о том, как прошел день, все ли удалось, и получает на них односложные ответы. Она уверена: он как всегда не хочет со мной разговаривать, он меня разлюбил. Или она рассказывает ему, к примеру, как вышла в магазин без зонта, вся промокла, а мужчина слышит в ее словах проблему и сразу старается ее решить: «Дорогая, в следующий раз возьми такси, чтобы не мокнуть». Женщина недовольна: ее перебили. Потому что ее цель — выговориться, а не решить проблему. Поэтому если вы хотите что-то рассказать мужчине, просто предложите: «Хочешь, я опишу, как прошел мой день?»
А когда говорит мужчина, не перебивайте его (вы же помните: он не умеет говорить и слушать одновременно и не улавливает нюансы интонаций). Реагируйте на его слова междометиями вроде «ага», «ну», «ого». Тогда он подумает: она точно меня понимает.
Уровень доверия к вам поднимется. Стратегия для мужчины в поведении с женщиной — отвечайте, реагируйте на ее слова. Не так важно содержание, как сам факт беседы, ваше участие. Когда мужчина скуп на слова, женщины воспринимают это как наказание. Кстати, вы заметили, что часто, пытаясь наказать за что-то мужчину, женщина умолкает, перестает с ним разговаривать? Тогда как молчание — угроза только для женщины. Мужчину гораздо больше пугает фраза: «Нам надо поговорить».
— Как правильно реагировать на истерику? Когда близкий человек нападает, обвиняет, что-то требует и не контролирует свои эмоции? И отличается ли женская истерика от мужской?
— Первое правило — вы в этом не участвуете. Потому что истерика — это внутренняя неразрешенная проблема, напряжение. Используйте «активное слушание». Скажите: «О, ты выглядишь очень расстроенным. Вижу, что тебя что-то беспокоит. И мне грустно, что ты так себя ощущаешь. Если я могу что-то сделать, обязательно это сделаю». Обнять человека, если это возможно, — очень хороший способ успокоить его и показать, что вы рядом, не отвернулись. Тем не менее нужно быть готовым к тому, что вы столкнетесь с сопротивлением: «Не разговаривай со мной так! За кого ты себя принимаешь? Уйди от меня!»
Конечно, женщины и мужчины выражают истерику по-разному. У женщин это эмоции, у мужчин — аргументы. Мужчины хотят доказать, женщины — быть услышанными. Поэтому если вы столкнулись с истеричной женщиной, просто слушайте ее. Три самых важных слова, которые нужно произнести: «Расскажи мне еще». И она расскажет. После чего ее истерическое состояние сдуется, как воздушный шарик. А мужчина будет искать аргументы. Если женщина скажет ему: «Ты делаешь так всегда, каждый раз!», он ответит: «Ну как же, не каждый раз, ведь на прошлых выходных я этого не делал. И вчера тоже». Но аргументы в случае с женской истерикой работают редко. Она просто хочет, чтобы ее услышали, и потому кричит.
— Чего хочет женщина?
— Даже если женщина сама может себе все это предоставить, подсознательно она ищет три базовые вещи: защита, пропитание и кров. Она хочет быть уверена: что бы ни произошло, мужчина не лишит ее своей защиты.
Если хотите понравиться женщине, говорите с ней, слушайте ее, танцуйте с ней, накормите ее, а когда она придет к вам в дом, наклонитесь и снимите с нее обувь.
— Как понять, что мужчина в тебя влюблен?
— Существует «правило пяти». Его суть в том, что самец, например петух, может оплодотворять кур хоть 200—300 раз в день. Но одну конкретную курицу он может оплодотворить только пять раз. Поэтому если мужчине вы интересны только как сексуальный объект, то, скорее всего, после пятого раза с вами он начнет растворяться в пространстве. Это сигнал, что женщина должна двигаться дальше своим путем. А если мужчина влюблен, он одинаково воодушевлен и после шестого, и после двадцать шестого раза.
— Вы в своих выводах ссылаетесь на опыт племен. Но цивилизация развивается, мы уже давно не живем в племенах, за нами не охотятся тигры. Грани между мужской и женской ролями стираются. Должны же происходить какие-то изменения и с нашим мозгом?
— Да, мы уже не охотимся на тигров, но эмоции, мимика и жесты остались те же. Что такое сотни лет цивилизации по сравнению с миллионами лет вне ее? Люди всегда любили, ненавидели, сомневались. Сегодня у нас высокие здания, больше стресса, кредиты, а мозг устроен, как 50 тысяч лет назад. Для кардинальных изменений, возможно, нужно больше времени.
Вместе с тем некоторые изменения все же есть. Каждые десять лет меняются тела людей, чтобы подстроиться под новые условия. Раньше на это уходили тысячелетия! А МРТ мозга и вовсе показывает, что за последние 30 лет произошло нечто очень серьезное: у нового поколения сейчас меньше нейронных связей, считывающих чужие эмоции, чем у их предков. Современная молодежь смотрит на экраны мониторов, тогда как наши бабушки и дедушки смотрели на лица. Функция распознавания эмоций атрофируется. Это значит, что бабушка лучше понимает вас, чем будет понимать дочь. И если вы придете домой расстроенным, дочь, вполне вероятно, проигнорирует это, тогда как бабушка спросит: «Что с тобой?» Цивилизация дает нам больше возможностей и безопасности, но снижает способность чувствовать и понимать других.
Фото в заголовке с сайта mojasemja.ru
7139Читайте нас у Facebook