Прежде чем сесть за стол, наши предки произносили особую рождественскую поминальную молитву
Сегодня, 6 января, когда на небе появится первая звезда, православные и греко-католики соберутся своими семьями на тихую торжественную трапезу — ожидание рождения Сына Божьего. В Святой вечер на стол подают 12 постных блюд, главными из которых считаются сладкая пшеничная кутья и узвар. Этим ужином заканчивается 40-дневный Филиппов пост, длившийся с 28 ноября.
А на следующее утро, 7 января, когда придет Рождество, можно отправляться в гости с подарками, ждать колядников, устраивать богатые застолья с мясными блюдами и ворожить на суженых…
К Рождеству теплые обновки покупали всем домочадцам, а также крестникам и сиротам
Святой вечер — праздник домашний. В этот день за одним столом собираются все члены семьи. Причем опаздывать к трапезе не полагается.
Готовясь к торжеству, наши предки наводили порядок в доме и на подворье. Трудились всегда дружно, всей семьей. Посильную работу выполняли даже старики и маленькие дети. В обязанности женщин, помимо приготовления традиционных блюд, входила стирка. В хате не должно остаться ни одной грязной вещи, так как в Святки — от Сочельника до Иордана (праздник Крещения — 19 января) — нельзя полоскать белье в реке. К Рождеству также подбеливали стены и печь в доме, украшали иконы новыми рушниками. Мужчины помогали наводить порядок, гнали горилку и кололи кабанчика. Мясных блюд готовилось много: жарили колбасу, коптили окорока, солили сало.
Перед Рождеством семья ездила на ярмарку за покупками. Во-первых, к празднику полагалось справить новую одежду всем домочадцам, а также крестникам. Теплые обновки покупали сиротам и бедным соседям. Во-вторых, на ярмарке нужно было приобрести посуду. В старину существовал обычай накануне Рождества выбрасывать все надбитые или треснувшие миски, кувшины и горшки, а взамен выставлять на полки новую утварь. Кроме того, на ярмарке покупали подарки и сладкие лакомства для детворы.
У парубков и девчат тоже было много забот. Молодые люди не только помогали родителям по хозяйству, но и готовились к колядованию: учили новые песни, шили для представления костюмы и мастерили звезду на шесте. С этой звездой, которая напоминает о вифлеемской, звiздар первым будет входить к людям в дома, чтобы возвестить, що вже син Божий народився. В компании выбирали побажальників (тех, кто будет желать), казначея, міхоношу (того, кто будет носить мешок) и других участников рождественского действа.
Молодежи и детишкам полагалось потрудиться и для украшения дома. Они вырезали из бумаги витинанки, а также плели из соломы своеобразную конструкцию — павука. Паук в древних дохристианских легендах символизирует творца-ткача, который наполняет мир красками и звуками. Двенадцать гирлянд из соединенных соломинок и бумажных кружков — павука — вешали под потолком, а к ним прикрепляли так называемые теремки — ромбики из соломы, украшенные цветами из бумаги. Кроме того, полы в доме укрывали сеном — в память о яслях, в которые Дева Мария положила новорожденного Христа. Сено клали и на стол под скатерть.
Кутья — символ спасения, которое Христос принес своим рождением в Вифлееме
В Святой вечер на стол подавали 12 постных блюд. Это могли быть борщ, приготовленный на свекольном квасе и без капусты, жареные караси и карпы, голубцы с пшеном и грибами, вареники с картошкой и квашеной капустой, а также сладкие — со сливами, грушами, яблоками. Кроме того, для торжественной трапезы пекли медовики и маковые коржики, варили узвар. Но главным блюдом Святого вечера была кутья — пшеничная каша с медом, маком и орехами. Согласно верованиям, все ингредиенты в кутье имеют символическое значение. Зерно обозначает воскресение из небытия и продолжение рода, мак — бесконечность Божьего милосердия, мед — чистоту, сладость слова Божьего, а орехи с изюмом — долголетие. Ну, а в целом кутья — символ спасения, которое Христос принес своим рождением в Вифлееме. Поэтому на протяжении всех праздников вплоть до Крещения (19 января) это блюдо занимало на столе почетное место. Ее даже ставили в небольшой мисочке возле образов. На Святой вечер также выпекали специальный хлеб — кныш. Кныш замешивали из лучшей муки на принесенной до рассвета воде, сверху на буханку выкладывали маленький хлебец, который называли душой.
Кутья
Для приготовления потребуется: 800 г пшеничной крупы, 500 г мака, 1 стакан меда, 1,5 стакана измельченных грецких орехов, 1 стакан изюма.
Хорошо промыть и замочить на 4 часа пшеницу: на одну часть пшеницы взять три части воды. Когда крупа размокнет, поставить ее варить на маленький огонь в той же воде. Лучше не брать для варки эмалированную кастрюлю, в которой каша может пригореть. Через 1,5—2 часа, когда пшеница будет готова, ее следует остудить.
Тем временем мак запарить водой или, что лучше, узваром. Затем мак отцедить и растереть или пропустить трижды через мясорубку. Мед разбавить теплой кипяченой водой или, опять же, узваром. Измельчить орехи, промыть изюм. Осторожно смешать все ингредиенты в такой последовательности: в растертый мак небольшими порциями добавляется каша, мед, орехи и так далее. При желании можно положить в кутью чернослив, курагу или цукаты.
Накануне Рождества верующие весь день ничего не ели, соблюдали строгий пост. Кормили только маленьких детей. Наконец, когда солнце садилось и детвора замечала на небе первую звезду, хозяин торжественно заносил в хату Святки. Отец брал за руку старшего сына и шел с ним в овин, неся святую воду. Там уже стоял приготовленный дидух (сноп пшеницы, ржи или овса, символизировавший плодородие и достаток) и 12 вязанок душистого сена. Все это обрызгивали водой и произносили молитву: «Милостивий Боже, і ти, Святе Різдво! В минулому році дали ви врожай, дали добро та здоров`я. Подайте ще краще і в цьому році!» Затем брали дидух и сено и несли в дом, где хозяйка встречала их с кнышом и зажженной свечой. Все вместе устанавливали дидух в углу под образами.
Согласно традиционному украинскому мировоззрению, вместе с дидухом, которого еще называют «Раем», духи предков приходят на Святую вечерю. Пока дидух стоит в хате, строго запрещалось выполнять любую работу, кроме ухода за скотом. В эту пору хозяйки даже выносили из жилища веник, чтобы не подметать в доме.
Установив дидух на почетное место, глава семьи желал здоровья и благополучия всем домочадцам, чтобы те весело праздники провели и следующих дождались, и зажигал тройную свечу — трiйцю — в знак объединения человека с Богом и другими христианами, живыми и почившими.
Стол на Святой вечер тоже сервировали по-особенному. Кроме сена под скатерть по углам клали зубчики чеснока, чтобы в семье царили мир и согласие, кусочки яблока, чтобы род был здоровым, и орешки — для достатка. Согласно обычаю на стол ставили лишнюю тарелку на случай, если кто-то заглянет на огонек. Ходить в Святой вечер в гости не полагалось, но, если в дом стучал путник, его принимали с особой теплотой.
Прежде чем сесть за стол, семья произносила «Отче наш» и особую рождественскую поминальную молитву, приглашая на праздник души умерших и пропавших без вести родичей. Для них на подоконник ставили тарелку кутьи. За ужином не разрешалось шуметь и тем более ссориться: бо буде у родинi колотнеча цiлий рiк. А еще за столом следили, не чихнет ли кто из молодежи. Существовало поверье: если чихнет дочь, то она скоро выйдет замуж, а если сын, то добрым казаком вырастет.
Спать в ночь перед Рождеством не полагалось, особенно хозяевам. Желая подремать, они могли прилечь около печи в одежде, чтобы крепко не заснуть. Родители отдыхали, а дети начинали колядовать, ведь первые слова о рождении Христа должны прозвучать в своем доме. Спев у себя, отправлялись к кумовьям и родичам. В старину верили: чем больше колядников заглянет в дом в Святой вечер и на Рождество, тем счастливее и богаче будет семья в следующем году.
А еще о будущем достатке и урожае судили по погоде в Сочельник: «Якщо на Багату кутю iнiй або снiг, то лiто буде мокрим. Зоряне небо — кури добре нестимуться і вродить горох. Місячна ніч — врожай на баштани. Ожеледь на деревах — вродять горіхи й садовина. Сніг іде — врожай на яблука».
Колядники призывали в дом счастье и благополучие, поэтому их старались щедро одарить
Рождественским утром семья чинно отправлялась в церковь на литургию. С этого дня (7 января) и до Крещения (19 января) принято было приветствовать друг друга словами: «Христос народився!» — и отвечать: «Славiмо його!»
После службы ребятишки, взяв кутью и пирожки, шли поздравлять своих крестных родителей и пожилых родственников. Радушные хозяева приглашали в этот день родню и кумовьев за рождественский стол, чтобы всем вместе разговеться и отведать жареного поросенка или гуся, холодца и, конечно же, домашней колбаски.
Парни и девчата ходили по дворам с вертепами и колядками. Самыми популярными персонажами рождественских представлений были Иосиф, Ангел, Волхвы, Пастухи, Казак, Черт, Смерть, Ирод. Поскольку колядники призывали в дом счастье и благополучие, их старались щедро одарить: в мешки бросали пироги, пампушки, орехи, яблоки, конфеты, пряники, колбасы и деньги. Чтобы хозяева не «забывали» угостить колядующих, молодежь «напоминала»:
«Дай, Боже, господарю вечiр добрий,
А нам — пирiг довгий,
На всю лопату,
Такий — з вашу хату!»
К слову, колядовали на Рождество не только парубки и девчата, но и пожилые люди. Правда, пели они не возле домов, а на дорогах, ведь сами уже, как говорили в старину, стоят на Божiй дорозi (то есть на пути к смерти). Таких колядников одаривали особенно щедро, поскольку собранные ими деньги принято было тратить на благотворительность: помощь вдовам и сиротам, украшение храмов.
А на западе Украины существовал забавный рождественский обычай «водить кобылку». Парни вырезали из доски голову лошади, которую украшали соломенной гривой. «Всадник» переодевался в казака и приклеивал себе усы из конопляной пакли. Парубки «заводили» кобылку на подворье, чтобы та под величальные песни отметила своим копытом пашню, хлев, амбар и хату. Считалось, что такой ритуал приносит богатый урожай зерновых, а также увеличивает рождаемость всей живности в хозяйстве.
На второй день Рождества, 8 января, отмечается Собор Пресвятой Богородицы. Наши предки всегда собирались вместе, чтобы поблагодарить Пречистую Деву за то, что дала миру Спасителя. Поэтому и называется праздник — Собором. Еще полагалось навестить местных повитух и угостить их лучшими рождественскими лакомствами. Люди считали, что довольная таким уважением повивальная бабка в следующий раз придет на роды с добрыми мыслями, приложит максимум усилий и напоследок даст молодой маме несколько толковых советов об уходе за младенцем.
Вечер накануне Нового года (или дня святого Василия Великого), 13 января, назывался Щедрым. Хозяйка готовила скоромный ужин: пироги с творогом и налистники, вареники и галушки в сметане и тушеную с мясом капусту. В некоторых регионах Украины делали вторую кутью — щедрую.
Рано утром на старый Новый год мальчики ходили по домам и разбрасывали зерно, приговаривая при этом: «Роди, Боже, жито, пшеницю i всяку пашницю! Будьте здоровi, з Новим роком!» Ребят принято было одаривать бубликами, яблоками и пирожками. Молодежь на Василия ходила по дворам и пела щедрiвки:
«Щедий вечiр, добрий вечiр,
Добрим людям на здоровья!»
На Новый год девчата гадали на суженого. Например, расчесывались, клали гребень под подушку и загадывали имя. Если во сне понравившийся парубок признался в любви — быть свадьбе. Еще наливали в миску воды и клали на ее поверхность две корочки хлеба. Соприкоснутся кусочки — жди сватов.
Заканчивались Святки праздником Богоявления, известным в народе как Крещение (Иордан). Накануне, в крещенский Святой вечер, как и перед Рождеством, домашними делами старались не заниматься и соблюдали пост. Мужчины приносили с реки воду для приготовления традиционного ужина, состоявшего из семи блюд: рыбного борща, галушек, жареной рыбы, тушеной капусты, гороха, кутьи и узвара. В церкви освящали воду, которой полагалось окропить все комнаты в доме. Перед этим хозяин, перекрестившись, пил воду сам и давал по три глотка всем членам семьи.
Фото в заголовке с сайта ilikenews.com
14656Читайте нас у Facebook