ПОИСК
Культура та мистецтво

Александр Коротко: "Я отправил несколько текстов Сергею Юрскому, и он включил их в свой репертуар"

6:30 16 червня 2016
В Киеве поэт презентовал книгу афоризмов «Будущее вернулось в прошлое»

Стихотворения известного киевского поэта Александра Коротко переведены на многие языки мира — английский, французский, немецкий, польский, иврит, греческий и, конечно же, на украинский… На сцене их блестяще читает Сергей Юрский. А песни на слова Александра Коротко есть в репертуаре Александра Малинина, Тамары Гвердцители, Филиппа Киркорова, Екатерины Бужинской, Ирины Сказиной, Николая Свидюка. Исполнял их и Юрий Богатиков.

Новая книга Александра Шимоновича «Будущее вернулось в прошлое» необычна. Она состоит из афористичных миниатюр-одностиший. К примеру, «Гонялся за мухой, пока не простил», «Надеялся, а на что — не помнил», «Встал на ноги и слег», «Не с теми поговорил начистоту», «Искал что надо где не надо», «В четверть десятого время село на шпагат»… А есть и совсем короткие: «Вступил в уже», «Вовремя опоздал».

Накануне презентации книги «ФАКТЫ» пообщались с ее автором.

— Александр Шимонович, прочла вашу книгу «Будущее вернулось в прошлое» на одном дыхании. Парадоксальное название…

РЕКЛАМА

— Считаю, что вся наша жизнь парадоксальна. Я не уверен, что время движется только из прошлого в настоящее и будущее. Мне кажется, иногда это движение из будущего в настоящее и прошлое. Многие вещи, которые казались нам навсегда забытыми, возвращаются. Вспоминаю детство. До шести лет я жил у бабушки в Коростене Житомирской области. Как сейчас, слышу треск поленьев в печи, вижу нашего мурлыкающего кота, который зимним вечером садится у моих ног и согревает их. Иногда мне кажется, что все это сон, я проснусь — и все возвратится на круги своя… Время сейчас движется с неимоверной скоростью. Это многие замечают. И мои одностишия — отражение этой динамики. Каждая строчка у меня — роман. Вместить его в одно предложение или словосочетание — филигранная работа. Афоризм — очень сложный жанр. Здесь нужно всегда попадать в десятку. Из пяти тысяч одностиший, написанных мною за десять лет, в книге я представил читателю девятьсот пятьдесят.

— Как же рождаются афоризмы?

РЕКЛАМА

— Афоризмы, как и любой вид литературного творчества, имеет Божественную основу. Кроме поэтического таланта, нужно иметь талант трудиться. Вдохновение? В него не верю. Я работаю каждый день. Самое продуктивное для меня время — с четырех-пяти часов утра до восьми. Тишина и одиночество — все, что мне необходимо для творчества. Но, с другой стороны, наша жизнь — это встречи. А творчество — встреча с Всевышним. Это чудо может произойти, только когда устремляешься к Богу, поднимаешься духовно.

— Ваши стихи читает Сергей Юрский. Как вы с ним познакомились?

— Мне кажется, что самый короткий путь к цели — прямой. Я отправил несколько текстов Сергею Юрскому, и он включил их в свой репертуар. Великий актер, большой мастер! Он и сам пишет стихи и прозу. Первоначально мои стихи должен был исполнять Михаил Козаков, но помешала его болезнь. Он приехал в Киев и попросил, чтобы ему показали музей Булгакова. Мы ехали в машине и говорили о поэзии и поэтах. Когда вспомнили Бродского, Козаков около часа читал его стихи по памяти. Это незабываемо!

РЕКЛАМА

— Мне очень понравился ваш афоризм «Вовремя опоздал»… С вами такое случалось?

— И не раз. Господь хранит — где-то тебя останавливает, задерживает, куда-то не пускает. Ведь каждый наш день, каждый миг пребывания на Земле — чудо. Жить, творить, общаться с людьми, постигать окружающий мир — все это чудеса. Одно из них — то, что я стал поэтом. Закончив Одесский институт народного хозяйства, сменяя должности и профессии, я отчетливо понимал, что поэзия для меня первична. Я пишу с шести лет! Были в творчестве перерывы. Но я всегда ощущал себя поэтом. Сегодня у меня более двадцати поэтических сборников.

— У вас есть любимое ваше стихотворение?

— Да. Вот одно из них.

Чернее черного чернила на черный лист ночей легло
чистописание чудес. Ты рядом в снах моих служила,
ты их сильней меня любила, не надо мной, над ними
ты черным вороном кружила, и ворожила, ворожила,
и заколдованной зимой снежинки таяли, как звезды,
и воздух был так невесом, и я не знал, что ты со мной,
что ночью поздней ты льешь отчаянные слезы, а я-то
думал, это сон.

— Знаю, один из ваших соавторов — известный композитор Вячеслав Добрынин.

— Да, мы с ним для Филиппа Киркорова создали шлягер «Эх, дорога». Записывали на студии «Мелодия». Киркорову песня очень понравилась. Я был у него дома, знал его маму — умнейшую женщину с библейскими глазами. Филиппу было в то время всего 25. А для Тамары Гвердцители с киевским композитором Инной Пушкарь мы написали четыре песни: «Я — тайна», «Раненое небо», «Белая отара», «Люди — не боги»… В Тамаре Гвердцители меня поражает ее скромность и незащищенность. К слову, ее мама одесситка. Александр Малинин, которому я, как и Юрскому, отослал свои тексты, написал музыку на мои стихи «Лунная соната». Эту песню много лет назад он с успехом исполнил на «Голубом огоньке». Я никогда не писал слова на музыку. Всегда происходит только наоборот.

— Бывало, что стихи приходили вам во сне?

— И не раз. Раньше утром записывал их по памяти. А сейчас не рискую — просыпаюсь и тут же беру в руки карандаш. Знаете, поэты всегда видят больше других, чувствуют острее.

— Творчество каких поэтов вы любите?

— Мне нравятся Мандельштам, ранний Маяковский, Шевченко, Цветаева, Леся Украинка… Каждый из них — гений.

— В жанре же афоризмов, как мне видится, вам близки Владимир Вишневский и Михаил Жванецкий. Как коротко и емко вами сказано: «Родился на капусте», «Прозябал на яхте», «Чижик пыжиком ходил»… Видимо, не случайно ваша фамилия Коротко.

— Знаете, когда-то мои друзья шутили: «И ты жалуешься, что тебя не печатают? Любую газету открой, там — «Коротко о разном». Я свою фамилию подтвердил (улыбается).

— Сергей Юрский сказал, что вы поэт редкостный, высокой ноты. Андрей Вознесенский вас назвал новатором, импрессионистом в поэзии. А Павло Загребельный отмечал, что ваши стихи не для чтения вслух, а для созерцания, что они позволяют жить не в мелочной суете повседневности, а в том великом одиночестве, где мы остаемся людьми в наивысшем значении этого слова.

— Все это удивительные люди. Вознесенский написал предисловие к моей ироничной поэме «Заре навстречу». А Павло Архипович в Театре имени Франко открывал «Поэтический вечер на двоих», где мы с Беллой Ахмадулиной читали свои стихи. Мы часто встречались у него на даче. Как-то общались, пили водочку, закусывали картошкой с луком и селедкой. Я сидел в его кабинете в роскошном кресле, подаренном ему Параджановым. И вдруг, указав на одну из висевших на стене картин, Павло Архипович сказал: «Это работа Ивана Марчука. Я тебе дарю ее». Я пытался возразить, что такой дорогой подарок не приму. Но Павло Архипович настоял на своем. И сейчас картина напоминает мне о той нашей встрече.

— Слышала, что вы объездили полмира. Какая страна и чем вас особенно поразила?

— Я большой поклонник живописи. Знаю столицы стран и города по музеям. Могу сказать, в каком зале находится тот или иной шедевр. Мои любимые художники — Питер Брейгель и Дюрер. А еще я люблю классическую музыку. Она все время меня сопровождает. Любимый композитор — Игорь Стравинский. Ему я посвятил одно из своих стихотворений, которое завершается так: «И прорастут слова в сознании моем молчанием твоим»…

— Над чем сейчас работаете?

— Пишу новеллы и готовлю к изданию сборник избранной поэзии. Вот одно из новых стихотворений:

Под копирку черной ночи
необжитых страшных лет
дождь, небес разнорабочий,
шлет из прошлого привет.
И машинка у окна,
айсберг слов неукротимых,
пальцами дождя, одна,
бьет чечетку снов любимых.
Боль сочится по стеклу
пытками воспоминаний,
а в заброшенном углу
кукол слышатся стенанья.
Где, в какой стране зимы,
гнет осенний память гложет,
вырастают дни из тьмы
и становятся моложе.

Надеюсь, что в скором будущем увидит свет и моя поэма на библейскую тему «Иосиф и Иаков». А еще в планах — провести большой творческий вечер. Время сейчас непростое, многие говорят: «Не до поэзии». Но, знаете, как посмотреть. Вспомните начало прошлого века. Революция, гражданская война… А какие поэты творили в тот период! И сейчас благодатное время для настоящих поэтов, не ждущих от своих стихов дивидендов. Пишут те, кто не может не писать. Поэзия — духовная сфера, где не стоит искать выгоду.

— Какой из афоризмов в новой книге у вас любимый?

— «Отказался идти в последний путь» и «Соскучился по «Ух, ты!»

Мое кредо — любить жизнь, радоваться каждому ее мгновению и, конечно же, делать добро.

Фото в заголовке из архива Александра Коротко

1535

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів