Инна Черняк: "Очень хотелось привезти из Рио медаль. Тем более что сестра Марина без награды осталась"
28-летние мастера спорта международного класса Марина и Инна Черняк занимаются не дамским видом спорта — дзюдо. Старшей (на 15 минут) Марине в Рио-де-Жанейро не повезло подняться на пьедестал почета. Зато младшая сестричка завоевала «золото» в соревнованиях среди людей с ограниченным зрением. Инна признается: ей очень хотелось выиграть и привезти медаль — одну на двоих…
По возвращении из Бразилии сестры и их тренер задержались в Киеве — Инну снимали для популярного журнала «Вог» (его ноябрьский выпуск будет посвящен сильным женщинам). В родном городе сестер удалось поймать перед тем, как они отправились на учебу в Харьковскую юридическую академию имени Ярослава Мудрого, где получают второе высшее образование. К счастью, на встречу Инна и Марина пришли в разной одежде. Они настолько похожи, что с ходу не отличишь друг от друга.
*Увлечение таким не дамским видом спорта, как дзюдо, не мешает сестрам Черняк оставаться женственными и очаровательными (фото из семейного альбома)
— А как вас в детстве различали родные, учителя, окружающие? Были ли казусы?
— Мама нас одевала в одинаковые вещи, но разных цветов, чтобы проще различать, — первой отзывается Инна Черняк. — Конечно, родные и близкие, с которыми общались постоянно, узнавали нас.
— Разумеется, мы иногда пользовались схожестью, — признается Марина Черняк. — Из-за усиленных тренировок и соревнований пропускали школьные занятия и, догоняя программу, домашние задания делили пополам. Например, каждая учила половину заданных стихотворений и рассказывала их сначала за себя, а потом за сестру. Частенько бывало, что подходит незнакомый человек, говорит: «Привет, как дела?», начинает общаться, а я не знаю, кто это. Лихорадочно роюсь в памяти и лишь потом понимаю, что он путает меня с сестрой.
— А некоторые обижаются, дескать, не здороваешься, зазналась, — припоминает неловкие моменты Инна.
— Чем вы увлекались до знакомства с дзюдо?
— В младших классах мы занимались народными танцами и хип-хопом, — говорит Инна. — А еще учились вышивать бисером.
— И до 13 лет о дзюдо не думали, — добавляет Марина. — Это дело случая, что нас тренер увидел и позвал в спортзал.
Действительно, будущих чемпионок тренер повстречал в автобусе, вышел с ними на остановке, познакомился, узнал телефон их мамы и позвонил, чтобы пригласить школьниц на занятия.
— Дзюдо вам сразу понравилось?
— Когда начали отрабатывать первые броски, еще не умея делать страховки, падали и получали первые синяки, было довольно неприятно, — вспоминает Марина. — Примерно месяц нам пришлось привыкать. А потом буквально влюбились в этот вид спорта.
Девушки рассказывают, что родители целиком поддержали их спортивные занятия. Мама, Ольга Алексеевна, в свое время очень любила фигурное катание, а еще выступала за школу в соревнованиях по бегу. Отец (его уже, к сожалению, несколько лет нет в живых) заботился о режиме дня и отдыхе дочек.
— Сначала мы с собой на тренировки приглашали подружек, чтобы интереснее было, но они все отсеялись, — говорит Инна. — А нам вдруг все начало нравиться — и борьба, и отработка, и тренеры. Бывало, с сестрой утром приходим в зал и остаемся там до вечерней тренировки. А возвращаешься с занятий, и у тебя от перенапряжения руки трясутся, крепатура такая… Приходишь домой, ложишься и не можешь встать — так все болит. Конечно, это тяжело. Но в то же время ты понимаешь, что идешь к цели, готовишься к турнирам. Впервые мы победили на областных соревнованиях примерно через год. А года через два выиграли уже всеукраинские состязания. Теперь, стоит по какой-то причине пропустить несколько дней тренировок, чувствуешь себя неуютно — очень хочется в зал.
— Марина, у вас были реальные шансы взойти на пьедестал в Рио. Что помешало?
— Могу сказать, что я была физически и морально готова к борьбе, — отвечает девушка. — Чувствовала, что не слабее соперниц. Но на пути оказалась не просто сильная спортсменка — призер Олимпиады, многократный призер чемпионатов Европы и мира. Она неудобная по технике, одна из тех, с кем я бы не хотела бороться.
— Теперь завидуете сестре, получившей золотую медаль?
— Нет, что вы! Это как бы и моя награда. Мы же занимаемся вместе.
— Инна, знаю, что у вас слабое зрение, хотя со стороны это совсем незаметно.
— У меня проблемы с сетчаткой с раннего возраста, от физического напряжения она может лопнуть — там сложный диагноз, — говорит паралимпийская чемпионка. — В школе было некомфортно ходить в очках, сидеть за первой партой — страдала таким детским комплексом. Врачи предупреждали, что в 18 лет можно сделать операцию, но она опасная и все равно стопроцентным зрение уже не будет. Врачи не разрешали мне заниматься борьбой. Я плакала и говорила маме: «Дзюдо — моя жизнь. Мне все равно, что случится со зрением. Я буду заниматься». На болезнь старалась не обращать внимания. И на тренировках, и на соревнованиях работала в полную силу, как другие спортсмены. У нас, паралимпийцев, есть три категории: Б-1 — «тотальники», которые не видят совсем, Б-2 — это мой уровень, и Б-3 — те, кто видит чуть лучше.
*Финальный поединок Инны Черняк с Лючией Араужио из Бразилии длился всего 20 секунд, после чего украинка одержала досрочную победу
— Знаю, что вы оформили инвалидность лишь несколько лет назад по совету тренера, а раньше выступали со здоровыми спортсменами?
— Да, до того момента, пока была уверена, что пройду международную классификацию. К тому же в конце 2013-го года получила серьезную травму — перелом правого плеча, на руке установили аппарат Илизарова. Я год не тренировалась, только кроссы бегала, ноги укрепляла. Потом мне предложили принять участие в Паралимпийских играх. И я решилась попробовать, хотя было очень сложно поменять сборную, находиться отдельно от сестры, от своего тренера. Собиралась даже бросить дзюдо, отказаться от поездки в Рио… Сказались мандраж, напряжение. Но сестра, мама и тренер меня успокоили, объясняли, что надо немножко потерпеть — и все получится.
— А с каким чувством ехали в Рио?
— Очень хотелось выиграть и привезти медаль. Тем более что Марина без награды осталась. И было страшно сделать какую-то ошибку.
— В финале вы побороли соперницу — бразильскую спортсменку — всего за 20 секунд, одержав досрочную победу. Сколько же может длиться поединок?
— До четырех минут чистого времени. Если судьи не выставили оценок в течение четырех минут, дается дополнительное время.
— Марина, вы смотрели выступления Инны вместе с мамой?
— Мама переживала дома, а я со всеми нашими спортсменами, тренерами смотрела прямой эфир из Рио в спортзале. Ой, столько было эмоций… Поединки оказались серьезными. Инна поначалу проигрывала сопернице, кореянке, и мы все очень нервничали. А когда сестра выиграла финал — как все радовались!
По словам сестер, тренировки у них проходят практически ежедневно. Марина за год принимает участие в нескольких десятках соревнований. У Инны турниров немного меньше, но дома она тоже бывает нечасто. Небольшая комнатка сестер заставлена всевозможными кубками и призами, даже цветы с подоконника теперь переехали в комнату мамы. Большая часть медалей уже убрана в шкаф, на виду остались самые красивые. А еще много мягких игрушек, которыми спортсменок балуют поклонники. Времени на отдых и личную жизнь остается немного. Но когда выдаются свободные часы, сестры с удовольствием готовят на кухне.
У Марины уже есть молодой человек, а сердце паралимпийской чемпионки в настоящий момент свободно. На вопрос о том, богатые ли они невесты, девушки отвечают, что на обычную жизнь хватает, на покупку же своей квартиры, увы, рассчитывать не могут.
— Андрей Владимирович, расскажите, как вам удалось рассмотреть в 13-летних девчушках спортивный талант? — спрашиваю наставника сестер Черняк.
— Когда я 20 с лишним лет назад только начинал работать тренером, то был горячим противником женского дзюдо, — признается заслуженный тренер Украины Андрей Бондарчук. — Считал так до тех пор, пока в зале не появились близняшки Люда и Таня Лусниковы. Я, честно говоря, поступал не очень хорошо, делал жесткие тренировки, хотел, чтобы они не выдержали и бросили занятия. В итоге девочки расстроились и сказали, что станут заниматься… боксом. И я сдался: «Нет, тогда уж лучше дзюдо». Сейчас Людмила, ставшая моей женой, — участница Олимпиад в Сиднее и Пекине, Татьяна — призер и чемпионка Европы.
А увидев в автобусе сестричек Черняк, я поразился: они были похожи на сестер Лусниковых. Марина и Инна, видимо, о чем-то спорили, потому что стояли тихо, молча, но незаметно для окружающих толкали друг друга. Миниатюрные девочки, симпатичные, очень худенькие. Потом, когда я за ними вышел на остановке и заговорил, выяснилось: им уже по 13 лет, что для начала занятий дзюдо поздновато. А в результате выросли целеустремленные красивые девушки, которыми гордится Запорожье и вся Украина. Ноябрьский выпуск журнала «Вог» посвящен сильным женщинам, в числе которых — наша Инна.
Читайте нас у Facebook