ПОИСК
Політика

Ганс-юрген гаймзьот: «в 1987 году президент фрг поинтересовался у михаила горбачева: «когда будет решен немецкий вопрос? « »откуда мы знаем, что будет через сотни лет? « — ответил михаил сергеевич»

0:00 10 листопада 2009
По инициативе Чрезвычайного и Полномочного Посла Германии в Украине в день 20-летия падения Берлинской стены возле посольства в Киеве был установлен ее фрагмент

13 августа 1961 года было начато сооружение Берлинской стены — одного из самых известных символов периода холодной войны. Бетонная граница должна была не только разделить Германию надвое и преградить перебежчикам путь из ГДР в ФРГ, но и размежевать два мира — капиталистический и социалистический. Эти функции стена выполняла в течение более двадцати восьми лет — до 9 ноября 1989 года. А вчера объединенная Германия отметила 20-летнюю годовщину падения Берлинской стены.

Готовиться к этому событию начали еще весной нынешнего года. Накануне юбилея было принято решение… реконструировать Берлинскую стену. Организаторы предложили разделить Берлин, установив на месте бывшего заграждения большие, но относительно легкие блоки. Правда, не навсегда. По замыслу инициаторов акции, в кульминационный момент «Фестиваля свободы» блоки должны рухнуть, как фишки в домино, символизируя разрушение Берлинской стены. В городе установили тысячу таких «фишек», соединивших Рейхстаг и Потсдамскую площадь.

Кстати, в день 20-летия падения Берлинской стены в Киеве появился ее фрагмент. Большой бетонный блок установили возле германского посольства по инициативе нынешнего Чрезвычайного и Полномочного Посла Германии в Украине Ганса-Юргена Гаймзьота.

«Осенью 1989 года я работал личным помощником федерального президента Германии Рихарда фон Вайцзеккера»

- Фрагменты Берлинской стены, находящиеся сегодня во многих странах мира, являются символами свободы, — сказал во время встречи с журналистами германский дипломат.  — Когда я приехал на работу в Киев, то спросил себя: «А почему бы не установить такой фрагмент в столице суверенной Украины?» До приезда в вашу страну я работал в Нью-Йорке, где установлено несколько фрагментов Берлинской стены. Есть такие памятники и перед зданием Совета Европы в Страсбурге, и на границе между Северной и Южной Кореей, в Лондоне, Ватикане… Мы обратились в берлинский сенат. Оказалось, что у них в запасе еще есть 10-12 фрагментов. Я лично съездил и посмотрел на них. Поскольку стена была большая, возможно, где-то еще есть запас, но… С момента ее разрушения прошло 20 лет. Поэтому я решил не ждать 25-й годовщины этого события (смеется). Средства для транспортировки и установки фрагмента — около 16 тысяч евро — выделил наш федеральный МИД.

РЕКЛАМА

- Господин посол, а есть ли лично у вас кусочек Берлинской стены. Многие туристы, посещающие Германию, увозят с собой именно такие сувениры…

- Я не являюсь завзятым коллекционером минералов, но кусочек стены у меня есть (улыбается). Могу похвастаться даже фрагментом советской ракеты СС-20. Мне его подарил немецкий депутат, который участвовал в миссии по контролю над процессом разоружения.

РЕКЛАМА

- А с какой стороны стены до ее разрушения жили вы?

- Я учился во Фрайбурге, это юго-западная Германия, и некоторое время жил в Берлине. Так что в 1975 году мог видеть западную часть стены. Опыт, полученный в течение того года жизни в Берлине, стал решающим при выборе будущей профессии. А осенью 1989 года я уже работал личным помощником федерального президента Германии Рихарда фон Вайцзеккера. Поэтому все происходящее касалось меня как в эмоциональном, так и в профессиональном плане. Как раз в это время ко мне переехала молодая супруга (Ганс-Юрген Гаймзьот познакомился с ней в Индии.  — Авт. ). Она тогда еще не знала немецкого языка, и многие телепередачи мы смотрели вместе. Все эти события произвели на нее колоссальное впечатление! Месяцы, последовавшие за развалом стены, оказались для меня очень насыщенными: вместе с федеральным президентом я много ездил по новым землям, вошедшим в состав ФРГ.

РЕКЛАМА

Помню, в 1987 году я, как руководитель бюро делегаций, готовил поездку президента в СССР. Господин фон Вайцзеккер во время встречи с советским лидером Михаилом Горбачевым спросил его, как долго будет оставаться открытым немецкий вопрос. Сначала Михаил Сергеевич ответил, что ему ничего не известно о немецком вопросе. Наш президент возразил, что этот вопрос не будет решен до тех пор, пока Бранденбургские ворота между ГДР и ФРГ будут оставаться закрытыми. Тогда Горбачев сказал, мол, откуда мы знаем, что может произойти через сотни лет… Я, признаться, тогда тоже не думал, что стану свидетелем падения Берлинской стены.

До ее сооружения порядка трех миллионов граждан покинули ГДР и перебрались в ФРГ. Стена была необходима для предотвращения бегства людей из социалистической республики. Общая ее длина составляла около 180 километров, по всей протяженности построили 180 сторожевых башен и множество бункеров. До сих пор нет точной статистики, но если говорить о Берлине, то при попытке преодолеть стену погибло порядка двухсот человек. А около 75 тысяч немцев, проживавших на территории ГДР, были осуждены за попытку уйти на Запад…

Самая большая коллекция фрагментов Берлинской стены хранится в маленькой польской деревушке Сосновка

Первоначально линия, разделявшая Западный и Восточный Берлин, была обозначена колючей проволокой, и жители двух стран могли ходить друг к другу в гости. Однако в августе 1961 года на возведение более мощных заграждений отправили почти две тысячи солдат и офицеров Немецкой народной армии, которые, кстати, стали последними перебежчиками. Берлин разделили надвое практически за одну ночь, перегородив колючей проволокой около двухсот улиц и переулков.

Добраться непосредственно до самой стены, не говоря уже о том, чтобы преодолеть ее, практически не представлялось возможным. Во многих местах заграждение было усилено железной решеткой с сигнализацией и колючей проволокой, а также натасканными на людей овчарками. По бетонке курсировали патрульные машины. Прилегающую территорию, освещенную прожекторами, контролировали пешие патрули.

Правда, вся эта мощь была обращена не против «коварных и агрессивных» соседей (именно возможной агрессией с Запада объясняли появление Берлинской стены экскурсоводы ГДР, водившие туристов к Бранденбургским воротам), а в сторону… социалистической Германии. С противоположной, западной, стороны доступ к стене был совершенно свободным. Жители Западного Берлина украшали стену картинами, писали и рисовали на ней красками из аэрозольных баллончиков…

А после того как стену разрушили, ее обломки с городскими граффити стали расходиться по миру в качестве сувениров. Говорят, что самая большая коллекция фрагментов Берлинской стены находится в Сосновке — маленькой польской деревеньке. Зубной врач Людвиг Васетцки, долгие годы работавший в Германии, привез эти обломки и разместил на поляне. В центре композиции — настоящий гедеэровский автомобиль «Трабант», застывший между огромными бетонными блоками. Инсталляция напоминает сюжет одной из «настенных» картин — пластиковый автомобиль пробивает бетонную преграду и несется навстречу свободе. А в Берлине есть специальный музей, где кроме документов периода холодной войны и фрагментов стены экспонируются многие приспособления, при помощи которых жители Восточного Берлина пытались перебраться в западную часть города.

Чтобы попасть из Западного Берлина в ГДР, студенты в течение полугода рыли под стеной тоннель длиной около 150 метров

В книге «Все величайшие загадки истории» (авторы М. А. Панкова, И. Ю. Романенко и другие) есть рассказ о наиболее необычных способах преодоления границы между Западным и Восточным Берлином. Когда стену еще не достроили, берлинцы пытались просто перелезть через нее, но солдаты расстреливали перебежчиков из автоматов. Поэтому наиболее распространенным способом бегства стал подкоп. С 1961 года и до начала восьмидесятых под стеной было вырыто десятки тоннелей.

Пожалуй, самый известный случай — это «тоннель-57» (убежали 57 человек.  — Авт. ). Западноберлинские студенты, решившие помочь своим родственникам, в течение полугода готовили их побег. Они сумели прокопать под стеной тоннель длиной около 150 метров. Он был очень узким, поэтому «эвакуация» растянулась на два дня. О массовом бегстве стало известно сотрудникам госбезопасности ГДР. Агенты появились во дворе, где начинался подземный ход, в тот момент, когда в нору заползали последние «кроты» — организаторы побега. Увидев солдат, один из студентов выстрелил из пистолета, который у него был «на всякий случай», и провалился в колодец. Солдаты открыли автоматный огонь. После перестрелки обнаружилось, что убит один из военных — ефрейтор Шульц. Его сразу же объявили мучеником, погибшим от рук «западных бандитов». Хотя результаты вскрытия засвидетельствовали, что солдата по ошибке убил кто-то из своих: выстрелом из пистолета он был ранен в плечо, а смерть наступила от пули из «калашникова».

Изобретались и другие способы побега. Пробиться через стену люди пытались на броневиках, автобусах, катках для укладки асфальта. Так, в декабре 1961 года машинист Гарри Детерлинг протаранил тяжелые железные ворота на паровозе, сумев вывезти на Запад более двух десятков человек. А Вольфганг Энгельс, которому на момент побега — 17 апреля 1963 года — исполнилось всего 19 лет, угнал новый советский БТР из автопарка своей воинской части и, разогнавшись, пробил стену. Машина застряла в проломе. Ее передняя часть находилась в Западном Берлине, а задняя — в Восточном. Вольфганг выскочил на крышу БТРа и побежал к колючей проволоке. Часовые открыли огонь на поражение. Беглец был ранен в спину, затем в руку, но из последних сил забрался на верхнюю площадку стены. Оттуда его через несколько часов сняли жители Западного Берлина. Уже после падения Берлинской стены Энгельс узнал, что вплоть до 1983 года за ним велась непрерывная слежка с целью выкрасть и возвратить в ГДР для суда.

Безысходность подстегивала воображение беглецов. Так, двое жителей Восточной Германии переодевшись в форму офицеров Советской армии, угнали военную машину и просто переехали в западную часть города, лихо отдав честь гэдээровским пограничникам. Один из жителей Западного Берлина вывез из ГДР свою подругу в… кабриолете. Он снял откидывающийся верх и ветровое стекло. В результате автомобиль смог на полной скорости проскочить… под пограничным шлагбаумом. Еще один молодой парень преодолел границу под водой, переделав мотоцикл в подобие миниатюрной подводной лодки. Талант изобретателя в ФРГ оценили: после его побега одна из фирм купила патент на это средство передвижения и запустила его в серийное производство.

Меньше повезло семье Герхарда Вагнера. Ни он, ни его жена Инга с детьми поначалу не собирались покидать ГДР. Однако в 1973 году мать Инги не вернулась из очередной поездки в ФРГ. Власти дали понять, что Вагнеров занесли в черный список, и их дети не могут рассчитывать ни на высшее образование, ни на достойную работу. После этого семье оставалось только бежать из страны — ради будущего детей. Герхард Вагнер начал строить на собственной кухне… самолет. Герхард еще ни разу не поднимался в небо на моторном самолете, только на планере. Тем не менее он сумел создать летательный аппарат собственной конструкции. Но на Вагнеров донесли, и 25 июля 1981 года в их квартиру нагрянули сотрудники Штази. Герхард, Инга и даже их дети были осуждены за подготовку к переходу государственной границы. Несовершеннолетние сыновья получили по году тюрьмы, Инга — три с половиной года, а Герхард — шесть. Правда, уже через год их как политзаключенных выкупили власти ФРГ, и семья Вагнеров таки попала на Запад.

Воздушным путем решил воспользоваться и многократный чемпион ГДР по планеризму, мастер спорта Удо Эльке. В августе 1973 года, во время соревнований на первенство страны, он перелетел через границу на фанерном безмоторном самолете. В 1979 году две семьи из Тюрингии отправились в ФРГ на воздушном шаре, который они сшили из кусков различных тканей. А в мае 1989-го братья Бетке пролетели над стеной на сверхлегких бесфюзеляжных самолетах марки «Икарус Фокс».

Многие немцы, решившиеся на побег, так и не смогли достичь вожделенной цели и погибали у самой стены. А первой ее жертвой стал 18-летний Петер Фехтер. 17 августа 1962 года при попытке перелезть через заграждение его подстрелили пограничники ГДР. Тяжело раненного юношу оставили лежать у подножья стены — западноберлинская полиция не имела права вмешаться. Лишь спустя час пограничники увезли истекающего кровью молодого человека. Наблюдавшие за происходящим западные берлинцы в тот же день возложили к стене цветы и венки. Это памятное место существует и по сей день. Каждый год, 13 августа, в день, когда начали возводить стену, сюда приходят люди, чтобы почтить память погибших при попытке обрести свободу.

475

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів