Эдуард Кирич: "Снимать большой сериал о казаках никто не собирался. Но все решили зрители"
Ловкие, смекалистые и никогда не унывающие запорожские казаки Грай, Око и Тур из цикла мультфильмов «Как казаки…», снятом режиссером Владимиром Дахно на киностудии «Киевнаучфильм», полюбились миллионам детей и взрослых. Их автор — художник-постановщик анимационного кино Эдуард Кирич.
Многим зрителям известны также созданные художником образы в мультфильмах «Почему у петушка короткие штанишки», «Сказание про Игорев поход», «Энеида», «Лис Микита»…
Отпраздновав 75-летний юбилей, Эдуард Ильич рассказал в эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» о мистике в своей жизни и творчестве.
— Эдуард Ильич, с юбилеем вас! Крепкого вам здоровья, удачи во всем и творческого вдохновения! Как вы отпраздновали 75-летие?
— Спасибо за поздравление. Как отметил? В Доме кино на творческий вечер собрались мои коллеги, друзья, родные. Я выступал, показывали фрагменты из фильмов, в создании которых участвовал. Потом был фуршет. А после празднования я поехал отдохнуть в Болгарию — в Созополь. Там прекрасное море.
— Серия мультфильмов о запорожских казаках стала вашей творческой «визитной карточкой». Вы рассчитывали на столь бурный успех этой работы?
— Первый мультфильм был как маленький росточек. Снимать большой сериал не планировалось. Но зрителям фильм понравился легкостью и юмором. И режиссер Владимир Авксентьевич Дахно продолжил съемки. Всего было снято девять картин. Среди них — «Как казаки кулеш варили», «Как казаки в футбол играли», «Как казаки соль покупали», «Как казаки мушкетерам помогали», «Как казаки олимпийцами стали», «Как казаки в хоккей играли», «Как казаки невест выручали»…
Что же касается моего участия в создании сериала, расскажу вот что. У меня был друг. Я хотел, чтобы он стал, как и я, художником-постановщиком и чтобы его имя было в титрах. Поэтому предложил поработать в мультфильме «Как казаки кулеш варили», а сам решил пойти к нему в ассистенты. Эта картина для нас была очередной работой — не более того.
— Помните, как ощутили первые лучи славы?
— Конечно. Тогда еще были живы мои родители. Когда они увидели в газетах сообщение о том, что мы с режиссером Владимиром Дахно и оператором Анатолием Гавриловым удостоены Государственной премии имени Шевченко, это было для них такое счастье, с которым ничто не сравнится. Теперь, когда мне уже 75 лет, я понимаю, сколь важно для мамы и отца это было.
К сожалению, почему-то не была отмечена замечательная работа композиторов. Музыку для мультфильмов писали Игорь Поклад, Борис Буевский, Владимир Губа, Мирослав Скорик. Что касается художников, то кроме меня над сериалом работали Генрих Уманский и Иван Будз.
— Знаю, что ваша работа получила и международное признание.
— Да, мы были награждены за фильм «Как казаки невест выручали» на фестивале короткометражных фильмов в швейцарском городе Ньоне. Увы, я туда не ездил. Наши награды получали чиновники. А мы колесили с творческими встречами по Украине, выступали в кинотеатрах, зрители стремились до нас дотронуться, как до экзотических австралийских животных (улыбается). По признанию многих, до этого они никогда не видели мультипликаторов, и вдруг представилась такая возможность. А сейчас мне многие пожилые люди говорят: «Я на ваших фильмах вырос». Смешно слышать, но это факт.
— Ваши герои Грай, Око и Тур имели прототипов?
— Эти образы пришли из народа, из Запорожья. Откуда же еще? Я, кстати, сам казак по происхождению, поэтому знаю казацкие обычаи и традиции, интересуюсь всем этим.
— С удовольствием пересмотрела несколько мультфильмов. Вспоминается эпизод картины «Как казаки кулеш варили», где утка прямо на лету падает в казан с кулешом.
— Причем уже ощипанная, заметьте (улыбается). В мультфильмах много юмора — этим они и нравятся.
— А вы сами умеете варить кулеш?
— Разумеется. Причем очень вкусный — со шкварками. А казаки делали его даже с вяленой рыбой. Принцип был такой: что поймают, из того и варят. Вообще запорожские казаки — люди очень находчивые, сообразительные.
— Попадая в разные страны, ваши герои никогда не теряются. А вы любите путешествовать?
— Очень. В 1995 году я работал в Польше, выучил польский язык. Бывал и в Грузии, Армении, Узбекистане, Германии, Франции, Испании. Как художник я обязан замечать особенности архитектуры в разных странах, одежды…
— Какое же государство вас больше всего впечатлило?
— США. Я ехал из Калифорнии до Скалистых гор и думал: «Какая красота!» Даже между скалами у них прекрасные дороги, чистенько. Вдруг кто-то там проедет! Никаких ям и ухабов. Удивительно, правда? В Европе же я прикипел душой к Польше, в частности, к Кракову. Какая архитектура! Конечно, очень понравилась Испания — Мадрид, Барселона, Севилья. Божественно!
Знаете, я обладаю странным даром. Сначала во сне вижу места, куда когда-то поеду. А потом — наяву. Например, в Нюрнберге я побывал в соборе Себальда. А потом вспомнил: он же мне накануне снился! Так бывает и в отношении людей. Вижу человека во сне, а спустя время с ним знакомлюсь.
— В творчестве тоже случались мистические моменты?
— А что такое творчество? Чтобы что-то создать, нужно выйти за пределы привычного. Анимация — это вообще мир аномальный. Если он будет реальный, как документальное кино, лучше не садиться за стол рисовать. К тому же я вырос во Львове, где мистика сплошь.
— Что вас вдохновляет на творчество?
— Карандаш. Для меня он и лист бумаги на столе — как для мусульманина коврик в мечети, который он расстилает перед молитвой. Творческий процесс — определенный настрой. Память вдруг извлекает когда-то увиденное и порой находит что-то такое, мимо чего большинство людей равнодушно проходят.
— Сейчас вы работаете на компьютере?
— Сам — нет. Только в тандеме с кем-то. Знаете, я немного похож на героя восточной притчи. Один волшебник продавал на базаре ковер-самолет. И вот прохожий его спрашивает: «А как сделать, чтобы он сам летел?» Волшебник ответил: «Произнеси «шалам-балам-балам — и улетишь». Мужчина прыгнул на ковер, произнес нужные слова и улетел. Волшебник только успел крикнуть: «Стой! Куда ты?» Прохожий забыл спросить, как спускаться обратно…
— Как вы пришли в свою профессию?
— Я рисовал с детства. Поначалу перерисовывал что-то, мне это нравилось. Закончил художественную школу. После окончания вуза работал в журналах, а спустя время пришел на студию «Киевнаучфильм».
— У вас есть какое-то увлечение кроме профессии? Быть может, любите охоту или рыбалку?
— Нет, убивать — не мое. Очень люблю природу. А еще обожаю музыку.
— Ваши дети тоже связали свою жизнь с анимационным кино?
— Нет, в семье этим занимаюсь я один. Жена Татьяна — психолог. Кстати, психология — одно из окошек, куда мне интересно заглядывать. Дочь и сын тоже избрали другие специальности.
— Один из нашумевших мультфильмов последнего времени, в создании которого вы участвовали в качестве художника-постановщика, «Лис Микита». Помнится, что на его презентации было немало знаменитостей.
— Это сериал, состоящий из 26 частей. Снят по мотивам произведения Ивана Франко. Мои эскизы к сериалу сейчас находятся во Львове в Музее Ивана Франко — моего любимого автора, человека многостороннего и очень глубокого. А те рисунки, которые есть у меня дома, время от времени пересматриваю. Те, что не нравятся, выбрасываю. Я человек горячий (улыбается).
— Над чем вы сейчас работаете?
— У меня есть много рисунков к фильмам, которые не вышли на экраны по той причине, что не было финансирования на съемки.
— Быть может, их можно было бы продать какой-то иностранной киностудии?
— Для этого нужно быть маркетологом или менеджером и иметь средства, чтобы куда-то поехать с целью показать все это и предложить. Сейчас же иллюстрирую замечательную притчу Ивана Франко о красоте.
— Вы никогда не мечтали работать на Диснеевской студии?
— Нет, я об этом не думал. Я работал на «Киевнаучфильме», спустя время делал «Казаков…» и на другой студии. А потом они создавались уже и без меня, герои стали несколько иными, но я не печалюсь об этом.
— Ваши популярные герои сделали вас человеком материально состоятельным?
— Не сильно. Когда мы с Владимиром Дахно закончили работать над «Энеидой» Котляревского, сделав семь серий, был шанс получить хорошие деньги. Мне насчитали 47 тысяч рублей! Я ощутил себя Али Бабой. Но когда я получил эти деньги в кассе, они к тому времени обесценились. Смог купить на них семь бутылок водки. Девальвация… Все пропало! Фактически за каждую серию я получил по бутылке.
— Вы дружите с Давидом Черкасским?
— Мы с ним давние приятели. Давид Черкасский, Радна Сахалтуев — это гении. Они вдвоем работают. Я с Давидом Яновичем тоже немного сотрудничал, ездил на фестивали. Он для нас, аниматоров, — икона! Скоро у него день рождения, так что будем его поздравлять.
— Что с вашей точки зрения является счастьем и считаете ли вы себя счастливым человеком?
— Счастье — это чистые небо и вода, зеленые деревья и трава, пение птиц, которое слагается в мелодию мира… Счастье — это красивые дети и одухотворенные взрослые. Прекрасно, когда природа дарует человеку талант и он не перестает всю жизнь совершенствоваться, стремясь к идеалу. Счастье — в умении видеть и создавать прекрасное. Быть может, даже выдумать его. Я идеалист в этом плане. А счастлив ли я? Думаю, в целом да. Единственное, чего не хватает, — хотелось бы поделиться своими знаниями и опытом с молодыми.
— О чем мечтаете?
— Хотелось бы пожелать себе крепкого здоровья и долгих лет жизни, ведь вокруг столько всего интересного.
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
1460Читайте нас у Facebook