«мой дед не только подковал блоху, но и надел ей на лапки цепь, которую закрыл на действующий(! ) замок! »
«В СССР было трое микроминиатюристов-виртуозов, создававших феноменально маленькие вещи: Эдуард Казарян, Николай Сядристый (живет в Киеве. — Авт. ) и мой дед Михаил Маслюк (жил в Жмеринке Винницкой области. — Авт. ), — говорит 25-летний мастер микроминиатюры Сергей Тетерин. — Их работы находятся, например, в постоянной экспозиции одного из богатейших музеев мира — Политехнического в Москве. Именно там демонстрируется знаменитая роза, помещенная Сядристым внутрь отверстия, высверленного в человеческом волосе! Стенки волоска утончены до прозрачности. Через них видно цветок (смотреть нужно в микроскоп). Из работ моего деда представлено несколько вещей, в том числе выставка на срезе волоса. На нем дед поместил 70(!) предметов из золота, от микроскопических копий Останкинской телевышки и одной из башен Московского кремля до слесарных инструментов. Пылинка по сравнению с ними кажется скалой!»
«На одном лейкоците крови могли бы поместиться 30 микроскопических паровозиков Маслюка»
С 25-летним Сергеем Тетериным мы встретились там, где жил и создавал шедевры его дед Михаил Маслюк, — в скромной двухкомнатной квартире в хрущевке в провинциальном городе Жмеринка, что на Виннитчине. Сергей оказался единственным из потомков мастера, которому передался талант создавать микроминиатюры.
— Доводилось читать, что самая маленькая работа вашего дедушки — микроскопический паровоз — занесен в Книгу рекордов Гиннесса, — обращаюсь к собеседнику.
— Эта работа объемом 48 кубических микрон (человеческий волос кажется по сравнению с ней гигантом) демонстрируется в Москве, в Политехническом музее. У деда был хороший микроскоп, но и через его окуляр паровозик был виден, как видна невооруженным глазом копеечная монета, размещенная в противоположном конце комнаты. По крайней мере, так рассказывал дедушка о сложностях, с которыми столкнулся при создании шедевра. Конечно же, работать приходилось между ударами сердца. Ведь при каждом толчке пульса рука дергается — это хорошо видно, когда смотришь через микроскоп на зажатый в руке инструмент. Да и дышать следовало очень аккуратно, чтобы не сдуть микроскопические детали. Дедушка клал их в белую пластиковую коробочку размером с ноготь мизинца. Впрочем, и на столь небольшой поверхности детальки часто терялись. Искать их приходилось с помощью микроскопа. Это отнимало много времени, заставляло нервничать. А если ты расстроен, сердце бьется чаще, значит, работа еще более усложняется, ведь становятся короче промежутки между ударами сердца. Вот дедушка и придумал ставить чернильную точку и складывать детальки вокруг нее. Объем паровозика, о котором вы говорите, измерили с помощью электронного микроскопа на кафедре физики металлов Киевского политехнического института: 48 кубических микрон. Семейное предание гласит, что один из ученых, проводивших замеры, с восторгом заметил: «В крови человека есть мельчайшие частицы — лейкоциты. Так вот, на каждом из них может уместиться целое железнодорожное депо из 30 микроскопических паровозиков!» Мне тоже в прессе попадалась информация о том, что этот шедевр занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Но, скорее всего, журналисты ошиблись, ведь дедушка не получал сертификата из редакции этого британского издания, да и заявки на регистрацию своего достижения не подавал.
— Делал ли Михаил Маслюк микроминиатюры для кого-либо из известных артистов, высокопоставленных лиц?
— Он обожал Майю Плисецкую! Ездил в Москву на ее спектакли и сделал ее миниатюрный скульптурный портрет. Каким-то образом передал работу балерине и вскоре получил от нее письмо с благодарностью и замечанием: мол, шея вышла неудачной. Дело в том, что у Плисецкой шея, действительно, узнаваемая, многие называют ее лебединой. Дедушка вновь засел за работу. Получив новую скульптуру, балерина написала, что теперь он ее изобразил такой, как в жизни. Дедушка был счастлив. Он создал скульптурные портреты многих известных деятелей литературы и музыки: Тараса Шевченко, Леси Украинки, Петра Чайковского Кстати, среди более чем 500 его работ есть томик Пушкина, который в 165 раз меньше макового зернышка! На каждой странице написано стихотворение.
«Дедушка снимал фотоаппаратом размером с горошину»
- Виртуозы микроминиатюры порой устраивали негласные соревнования, — продолжает Сергей. — Например, Казарян сделал настоящую скрипку размером всего 14 миллиметров — примерно как кубик сахара-рафинада. Дед узнал об этом и смастерил скрипочку поменьше. Сядристый перещеголял обоих: его скрипка имела длину всего 3,45 миллиметра! Дедушка ответил балалайкой с маковое зернышко. После этого Сядристый сделал балалаечку, которую поместил в футляр из макового зернышка. И дед принялся за новую работу: в футляр из макового зернышка поместил музыканта, балалайку, пюпитр для нот и скамеечку!
Вот еще пример. Один из асов представил на выставке замочек, который во много раз меньше макового зернышка. Подпись гласила: это самое маленькое действующее изделие. Дедушка заметил, что созданный им микроскопический паровозик запросто может проехать через отверстие замка и еще останется место для такого же паровоза, движущегося во встречном направлении.
— Почему микроминиатюристы сравнивают свои работы именно с маковым зернышком?
— Это удобно, ведь площадь среза зернышка около одного квадратного миллиметра. К слову, дед сделал столь миниатюрную балерину, что на срезе макового зерна мог бы уместиться целый кордебалет из танцовщиц такого размера.
— Он и блоху подковал?
- Для хорошего мастера эта задача сложности не представляет, поэтому дедушка подковал блоху особым образом: поставил подковки, надел блохе на лапки цепь и закрыл ее на микроскопический действующий замочек.
Михаил Маслюк создал более 500 работ, однако в семье осталось лишь несколько из них. Почти все хранится в музеях. Но больших доходов мастеру его работа не приносила, у него даже автомобиля не было.
— Дедушка любил ходить пешком с необычной тростью: вмонтировал в нее миниатюрный фотоаппарат, — рассказывает Сергей. — Затем эту трость купил какой-то музей. А самый маленький из его фотоаппаратов — размером с горошину — демонстрируется в уже упоминавшемся Политехническом музее. Дедушка нарезал для него узенькую-преузенькую пленочку и делал великолепные снимки. Причем печатал фото как обычных размеров, так и микроскопических. Сейчас покажу вам.
Парень подает коробку, на дне которой видны какие-то точечки. Смотрю на них через увеличительное стекло. Оказывается, это фотопортреты!
«Секрет дедовых часов не смогли разгадать даже специалисты Московского часового завода»
Интересно, что Михаил Маслюк создал десятки оригинальных часов. Причем одни из них — с вмонтированным внутрь маятником — были отправлены на Второй московский часовой завод. Тамошние специалисты долго возились с диковинным изделием, пытались разобраться в его конструкции, однако у них ничего не вышло. Написали Маслюку: «Ну, и задачку вы нам задали! Разгадать ее не смогли». К слову, согласно семейному преданию, счет отремонтированным часам Маслюк открыл, когда ему было всего семь лет. В доме сломались ходики. Отец все не находил времени отвезти их в город, в мастерскую. Однажды, когда взрослых не было дома, Миша разобрал часы, обнаружил и устранил причину поломки: между двумя шестеренками механизма застряла муха. Мальчик ее вытащил, и часы пошли.
— Микроминиатюрой дед увлекся после 30 лет, до этого занимался изготовлением оригинальных часов и музыкальных инструментов, — говорит Сергей. — В середине 1950-х ему попалась заметка о том, что промышленность освоила выпуск электродвигателей размером с наперсток. Дедушка загорелся идеей сделать еще меньше. Получилось! Более того, он изготовил действующую электропилу размером с двухкопеечную монету. Следующий его электродвигатель был как половинка спичечной головки. Но и это не оказалось пределом: еще один электромоторчик получился меньше пшеничного зернышка. На всесоюзной выставке моторчик испытали, он сделал полторы тысячи оборотов и заглох. Для столь миниатюрной машины и это неплохой результат. А затем дедушка стал делать мельчайшие художественные произведения. Первую их выставку разместил на циферблате ручных часов, вторую — на срезе макового зернышка, третью — на срезе волоса.
Михаил Маслюк хотел, чтобы кто-то из четырех внуков продолжил его дело. Интерес к нему передался только мне, самому младшему. Когда дедушка умер, мне было 13 лет, так что обучить меня он не успел. Но в 19 я почувствовал, что хочу заниматься микроминиатюрой. Как раз заканчивал музыкальное училище. Дедушка, кстати, тоже выступал в оркестре, умел играть на многих музыкальных инструментах. У него была скрипка, которую сделал собственными руками. Он и стихи писал. У деда есть такая работа: на верхней части единички, отчеканенной на советской копейке, написан текст песни. Вот и я первую свою работу сделал на советской копейке. Помните, на ней герб СССР? На гербе снопы пшеницы, переплетенные лентой. Так вот, на этих лентах я написал имена и фамилии ребят, с которыми заканчивал музучилище. Сейчас мне 25 лет, и на моем счету серия работ. Взгляните на эти.
Мастер дает мне коробочку, в которую помещена иголка. В ее ушке еле различима какая-то зазубринка. Смотрю через увеличительное стекло: зазубринка оказалась балериной, застывшей в танце. Рассматриваю следующую работу: на срезе макового зернышка поместились два молоточка
— Думаю, со временем мне удастся по примеру деда расположить на этой площади несколько десятков вещей, — комментирует мастер. — Хотя хочется создать что-то свое, оригинальное. А еще пытаюсь составить каталог дедушкиных работ. Надеюсь, прочтя вашу статью, работники музеев откликнутся и помогут мне в сборе сведений.
2422
Читайте нас у Facebook