«завязываться в узел мне неинтересно: это делают многие. Куда увлекательнее, стоя на руках, гнуть свое тело, словно оно резиновое»
«Фестиваль «Цирк будущего» до того престижен, что даже если вы и не займете призового места, сам факт участия в нем открывает впечатляющие перспективы: приглашения выступать в лучших цирках и варьете Европы, Америки, Японии, — говорит заведующий отделением Киевской академии эстрадно-циркового искусства Юрий Поздняков. — А наш выпускник 2007 года Сергей Тимофеев завоевал на этом фестивале «золото» — награду, считающуюся неофициальным «Оскаром» в цирковом искусстве».
«У Сергея необычные для эквилибриста руки, раньше таких ребят в цирк не брали»
С 20-летним Сергеем Тимофеевым, вернувшимся с победой со Всемирного фестиваля в Париже, мы встретились в спортзале, где он тренируется вместе со студентами Киевской академии эстрадно-циркового искусства.
— Представители Всемирного фестиваля «Цирк будущего» приехали на концерт выпускников нашей академии, — говорит Сергей. — Увидев мой номер, предложили принять участие в фестивале. Я был неимоверно счастлив, тем более что расходы (около шести тысяч евро. — Авт. ) принимающая сторона взяла на себя. Ну а теперь продемонстрирую то, чем впечатлил членов жюри, среди которых, кстати, был директор популярного цирка «Кобзов» Николай Кобзов.
Став на одну руку(!) и наклонив тело в сторону, парень раскинул ноги, как чайка крылья. Следующий трюк: стоя на двух руках, артист согнулся пополам. Гибкость потрясающая, будто у парня нет костей! Оставаясь в стойке на руках, изогнулся так, что тело зависло параллельно земле, одна нога вытянулась в струнку, другая сложилась, как лезвие перочинного ножа! Продемонстрировав еще несколько сложнейших трюков, Сергей заявил:
- Вы, вероятно, видели, как артисты ходят по натянутому на большой высоте канату или ездят на велосипеде, имеющем лишь одно колесо. Это называется эквилибристикой — искусством удерживать равновесие. В моем номере эквилибр (стойки на одной и двух руках) объединен с тем, что мы в цирке называем каучуком — искусством гнуть свое тело так, словно оно резиновое.
— Заметьте: четыре с половиной минуты, в течение которых Тимофеев исполняет номер, он ни разу не становился на ноги, все делал на руках, — вступает в разговор педагог Сергея Наталья Позднякова. — Это редчайший случай. Впрочем, главное в номере — феноменально сложные трюки. Многие из них никто повторить не может. Почему эти трюки удаются Сергею? Он талантлив, обладает уникальным чувством равновесия, необычайно гибок, трудолюбив, к тому же начал заниматься в цирковой студии (в родном городе Угледаре на Донбассе. — Авт. ) еще с восьми лет. Но секрет успеха не только в этом: у него необычные для эквилибриста руки. Они иксообразные (это связано с индивидуальными особенностями так называемых переключений в плечевых суставах). Раньше ребят с такими руками на учебу в нашу академию не принимали. А я решила все же взять Сергея, чтобы превратить недостаток в преимущество. Разработала ряд уникальных трюков, которые парень успешно освоил. Потом подключила к работе циркового режиссера — моего сына Тараса. Так получился номер, с которым Сергей завоевал цирковой «Оскар».
— Я был единственным украинским артистом, приглашенным на розыгрыш наград «Цирк будущего» 2008 года, — продолжает Сергей. — До недавнего времени этот престижнейший конкурс проходил в знаменитом старинном цирке «Буглион», но уже пару лет фестиваль проводят в более новом цирке «Феникс». Посмотреть выступления приехали потенциальные работодатели — руководители ведущих цирков и варьете со всего мира, в том числе сын Юрия Никулина Максим. Он генеральный директор и художественный руководитель Цирка Никулина на Цветном бульваре в Москве (кстати, в детстве Максим снялся вместе с папой в легендарной кинокомедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» в роли мальчика, идущего по воде. — Авт. ). Состав участников, приехавших из всех уголков Земли, был очень сильный. Но уже после отборочного тура мой режиссер сказал, что имеем хорошие шансы на победу. Да и я сам видел: у нас был один из самых сильных номеров. Конечно, очень переживал, ведь я только закончил учебу, обо мне мало кто знал. И тем не менее я победил! Разыгрывали две золотые медали. Вторая досталась паре гимнастов из Китая.
«В хорошем западном варьете артисту цирка платят 400-450 евро за выступление»
- Сергей, наверняка вам нельзя набирать килограммы. Как контролируете вес?
— Перед тренировками и выступлениями есть не надо, в противном случае будешь чувствовать себя некомфортно. К счастью, «конституция» у меня такая, что я не полнею — ем когда захочу и что захочу. Но не объедаюсь. Люблю мясо, овощи, фрукты, соки. При росте 179 сантиметров вешу 60 килограммов.
— Вы умеете завязываться в узел, как это делают
— Клишники — так в цирке называют артистов этого жанра. О них писали на афишах: «человек-змея», «человек без костей», «человек-паук» Это уже делали многие до меня, а я стремлюсь сказать новое слово. Поэтому и создаю с наставником и режиссером номера, подобных которым еще не было. Кстати, костюмов с блестками или, скажем, напоминающих кожу змеи я не признаю. Выступаю в классических брюках, туфлях, рубашке.
После победы на Всемирном фестивале в Париже Тимофеев получил работу в одном из ведущих варьете Германии — «Гаубене».
— Какие там гонорары? — спрашиваю у Сергея.
— Это коммерческая тайна.
— Но не является секретом, что в варьете (это заведение, куда публика приходит поужинать, выпить по рюмочке и посмотреть концертную программу), как правило, платят значительно больше, чем в цирках, — говорит руководитель отделения Киевской академии эстрадно-циркового искусства Юрий Поздняков. — Если конкретно, то в хорошем европейском варьете цирковой артист получает порядка 400-450 евро за выступление, в цирке — в пределах 100. Впрочем, в самом, пожалуй, известном в мире цирке «Дю Солей» гонорары выше. В нем ныне работают несколько наших выпускников: Эдуард Новак, братья Сергей и Андрей Колесниковы, Антонина Задонская. Недаром ведь наша академия считается одной из лучших в мире. Кстати, я получил предложение от «Дю Солей» создать жонглерский номер с огнем: трое-четверо артистов будут жонглировать горящими предметами. Этот номер планируется целый год показывать в Японии.
«18-летний Александр Кобликов жонглирует десятью мячами. Никто, кроме него так не может»
— А работа в каком варьете считается самой престижной?
— Пожалуй, в парижском «Мулен Руж», коронным номером которого является знаменитый канкан. В «Мулен Руж» выступали наши недавние выпускники — братья-акробаты Вячеслав и Александр Ирошниковы. Они буквально ворвались в элиту мирового цирка: в 2004-м выиграли «золото» на Всемирном фестивале «Цирк будущего», а на следующий год получили «Серебряного клоуна» на фестивале в Монте-Карло. Его организатор, ныне покойный князь Ренье, аплодировал Ирошниковым стоя. Цирковые конкурсы в Париже и Монте-Карло — самые престижные в мире.
Кстати, ученик Юрия Позднякова, 26-летний жонглер Григорий Лавыгин, в конце минувшего года выиграл во Франции главный приз фестиваля артистов цирка, выступающих в варьете. Уникальность его номера в том, что парень, делая пируэты, жонглирует девятью мячами (во всем мире это под силу лишь нескольким асам, обычные жонглеры работают с шестью-семью). При этом как бы дирижирует оркестром, исполняющим Пятую симфонию Бетховена. После победы на фестивале Григорий стал участником гала-концерта (»гала» означает, что приглашены только лучшие исполнители) на французском телеканале «TV-5». За выступление ему заплатили три тысячи евро. Концерт проходил в рамках популярной телепередачи о цирке «У Себастьяна». Она идет по «TV-5» уже более десяти лет. В студии размещен полноценный цирк. В первых рядах сидят парижские знаменитости.
— Мой отец был клоуном, мама — акробаткой, так что я потомственный артист цирка, — говорит Григорий Лавыгин. — Еще в 2005 году я выиграл конкурс жонглеров в американском городе Девенпорте. Участвовали три с половиной тысячи человек. Тогда же мой педагог Юрий Поздняков был удостоен Золотой звезды шерифа — это награда лучшему наставнику.
— Григорий сейчас тренируется в Киеве, потому что готовлю его для участия в фестивале жонглеров в США, — говорит Юрий Поздняков. — Повезу туда еще одного своего ученика, 18-летнего Сашу Кобликова. Он жонглирует десятью мячами. Мне не известно, чтобы кто-либо другой в мире работал с таким количеством предметов.
1099Читайте нас у Facebook