БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ  >>
Стиль жизни

В 78 лет я чувствую себя лучше, чем в 28, – Эдуард Ханок

8:12 13 ноября 2018 1222
Эдуард Ханок с женой

Эдуард Ханок — народный артист Беларуси, композитор, автор популярных песен «Малиновка», «Я у бабушки живу», «То ли еще будет», «Завируха», «А я лягу-прилягу», «Здравствуй, чужая милая», «Ты возьми меня с собой», «Самурай», «Потолок ледяной, дверь скрипучая»… Много лет назад он открыл закон «творческой волны» и теперь регулярно проводит «творческий рентген» известных личностей, показывающий состояние их потенциала в данный момент. Эдуард Семенович утверждает, что его открытие для человечества не менее важно, чем открытия, сделанные Ньютоном, Циолковским, Эйнштейном и другими учеными.

Приехав в Киев на день рождения к известному журналисту и телеведущему Дмитрию Гордону, Эдуард Ханок презентовал волнограмму — «творческий рентген» — Марка Шагала. В интервью «ФАКТАМ» Эдуард Ханок рассказал, как люди творческих профессий могут изменить свою жизнь с помощью его метода, какие специальности относятся к «скоропортящимся» и о том, как ему живется сегодня.

— Эдуард Семенович, почему ваш выбор в этот раз пал на Марка Шагала?

— Прежде всего, он мой земляк. Я живу в Беларуси, и Марк Шагал родом из Витебска. Во-вторых, он — всемирно известная личность. А вообще я уже сделал около тридцати волнограмм относительно творчества Пушкина, Гоголя, Чайковского, Бетховена, Фрэнка Синатры, Аллы Пугачевой… Одно из последних исследований посвятил Льву Толстому. На мой взгляд, закон творческой волны — самый главный закон на Земле. Он дает ответы на многие вопросы. Даже на тот, почему у тех или иных людей проявилось онкологическое заболевание. Но об этом подробнее чуть позже.

— Как же вы проводите «творческий рентген»?

— У каждого знаменитого творческого человека есть шедевры, значимые и менее значимые произведения. По их количеству в данный период можно судить, движется ли волна вверх или вниз. Помогает мне составлять волнограммы моя внучка Ярослава Кича. Считаю, что это профессия будущего.

— И вы стоите у ее истоков?

— Да, это так. Возможно, сегодня еще не все понимают значение открытого мною закона. В свое время Моцарт тоже был недооценен, а Сальери считался великим. И только время расставило все на свои места.

— Марк Шагал прожил 97 лет, большую часть жизни провел в эмиграции. И только когда ему было уже под 90, состоялась первая его выставка в СССР — в Третьяковской галерее. Пики творчества и признание ведь не всегда совпадают?

— Да, так и есть. Многие великие писатели, композиторы, художники вообще не были признаны при жизни. И чаще всего именно те, кто опережал свое время, не были понятны современникам. Так, например, случилось с художниками-импрессионистами.

— Бывает и такое: есть слава, а денег нет…

Это просто объясняется. Есть профессии, которые не являются коммерческими. К примеру, возьмем меня. Я открыл всемирно важный «закон волны». Ну и что? К счастью, до этого у меня была песенная профессия, которая и сегодня дает возможность себя обеспечивать. Я езжу на фестивали, сижу в жюри — и получаю хорошие деньги. Иначе был бы нищим. А так работаю в свое удовольствие и в 78 лет чувствую себя лучше, чем в 28.

Отчего Муслим Магомаев ушел быстро из жизни? От тоски. Самое страшное, когда после сумасшедшей славы человек не востребован. Очень важно для артиста после ухода со сцены найти замену своей прежней деятельности, причем не менее интересную. Это держит в тонусе. Многих моих коллег уже нет, потому что они не нашли нового интереса в жизни. А такой интерес важен до последнего дня! Я, например, не имею отдыха. Он у меня раз в году — те два дня, когда еду в Киев на день рождения к Дмитрию Гордону. Остальное время — от зари до зари — работаю. И благодаря этой деятельности, считаю, сохраняется мое здоровье.

— Ваша наука отвечает на вопрос, чем питать талант?

— Нет, для меня важно дать творческому человеку ответ на вопрос, в каком состоянии он в данный момент находится: на подъеме или спаде.

— Неужели человек сам не понимает этого?

— В том-то и дело, что нет. Со многими я разговаривал и убедился. Иные композиторы находятся в состоянии творческой импотенции, но считают, что не востребованы из-за того, что сейчас «не те» песни популярны. Это показатель того, что они отстали от жизни и мыслят старыми категориями. Их творчество становится «неформатом». А что такое «неформат»? Это значит, что человек идет в своем направлении, не замечая, что в мире каждый день происходят изменения. Идет смена поколений, у новой генерации другие вкусы, запросы. Стремительно меняются технологии. На смену стационарному телефону пришли пейджеры, потом мобильники, сейчас — айфоны и смартфоны… И все это будет развиваться и дальше. В творческой сфере тоже происходят изменения, и их нужно учитывать. А если человек считает, что раньше песни были хорошие, а сейчас стали плохие, значит, он остановился в своем восприятии и не желает открываться чему-то новому. Всему свое время! В этом главный закон жизни…

— Немало людей прекрасно осознают это.

— Да, есть и такие. Как-то знаменитый комментатор Николай Озеров, когда друг сказал ему: «У тебя невиданная слава!», ответил: «Не покажи меня месяц по телевизору — и сразу все забудут!» Он реально смотрел на жизнь.

Читайте также: Александр Тиханович: «Поначалу «Верасы» были женским коллективом. Я там стал «усатым нянем»

— Можно ли управлять пиками творчества?

— Волнограмма нужна не обязательно для того, чтобы вернуться на пик, а для того, чтобы знать свое место в данный момент. Пика уже может не быть, поэтому, возможно, нужно искать какую-то замену своей прошлой деятельности. И чем раньше человек это сделает, тем для него лучше. Больше двух волн в шоу-бизнесе не бывает. Две волны — это лет 10—15, а дальше происходит смена энергетического поля, и в него уже не вписаться, так как поменять себя нельзя. А вот в классической музыке можно работать до конца жизни, потому что она консервативна. Это музей, где все неподвижно. В шоу-бизнесе же все очень быстро смывается очередной волной.

— Ну, а как же Мадонна? Она постоянно предлагает поклонникам своего таланта новые песни, неизменно присутствует на страницах прессы.

— Да, она чудесно выглядит. Но, как и многие другие знаменитые музыканты, уже практически не выдает такие хиты, как прежде. Созданные ими новые произведения интересны прежде всего любителям их творчества. Некоторым знаменитым людям какой-то период удается оставаться на волне прошлого.

— И все же есть ли в вашей науке исключения из правил? К примеру, Тициан был модным художником всю свою жизнь — даже тогда, когда ему было далеко за 80. Среди его заказчиков были очарованные талантом мастера Папа Римский, император Карл V и его сын Филипп II. Интересно, что если сегодня многие творческие личности стараются приуменьшить свой возраст, чтобы приблизиться к молодым, Тициан намеренно его завышал, тем самым подчеркивая свой статус. Подтверждение тому— письмо Филиппу II, датируемое 1571 годом. Художник подписал его: «Ваш слуга в возрасте 95 лет». На самом деле Тициану в то время было чуть больше восьмидесяти.

— Бывают редкие счастливчики. Что касается Тициана, все же живопись — не шоу-бизнес. Профессии делятся на «скоропортящиеся» и «длительного хранения». К первым относятся спорт, балет, шоу-бизнес, ко вторым — живопись, писательский труд, причем классического направления. В «долгоиграющих» профессиях можно оставаться всю свою жизнь. Например, актрисы в преклонные годы могут играть старух.


* Эдуард Ханок: «Киев я очень люблю, ведь начинал свою деятельность в Украине». На фото вместе с женой

— Объектами ваших исследований становятся люди как прошлого, так и настоящего. Думаю, не каждому нравится, когда результаты его «рентгена» становятся известны широкой публике. Не боитесь, что кто-то на вас обидится?

— «Рентген» не дает оценок личности: хороший человек или плохой. Точно, как и медицинский. Он выясняет только творческое здоровье личности: на волне ли вы, спускаетесь ли с нее или уже сошли.

— А может, однажды взобравшись на волну, человек больше не хочет туда подниматься?

— Это сказки. Жить прошлым мало кому нравится, тем более если артист или певец познал вкус славы. Раз познавший не остановится в желании ощутить ее еще. И если, например, композитор говорит: «Я такую муру, как сейчас сочиняют, писать не собираюсь», хочу сказать: «А ты сначала напиши, потом сделай так, чтобы она завоевала сердца миллионов слушателей, а потом говори». «Не хочу» в иных случаях равнозначно «не могу». А вообще, неспособность прыгнуть выше гнетет многих. От переживаний появляются болезни, в том числе онкология. Недавно вышла моя книга «Нас бьют — мы летаем» о бойцах и не бойцах по натуре… Тех, кто являются бойцами, трудности не пугают, а, напротив, закаляют. Я как раз из этой категории людей.

— Эдуард Семенович, многие представители нового поколения говорят, что хотят не работать, а зарабатывать. Иные не скрывают, что просто желают наслаждаться жизнью.

— Это всегда было. Каждый выбирает свой путь. При этом кому-то везет, кому-то — нет.

— Сейчас многие получают популярность благодаря раскрутке в соцсетях. Их влияние на «волны» ваша наука учитывает?

— Если у человека нет таланта, никакие соцсети не помогут. Даже если случайно повезло, то это ненадолго. Многие певцы, «рожденные» в Интернете, — бабочки-однодневки.

— Вы верите в чудеса?

— Я реалист. Там, где другие видят мистику, я усматриваю совпадения.

— Создание волнограмм каких личностей у вас в планах?

— Антона Павловича Чехова. Работу над его волнограммой я уже начал. Но творчество Чехова столь многомерно, что для составления волнограммы понадобится немало времени. К слову, для анализа творчества писателей, поэтов, художников я всегда приглашаю к сотрудничеству специалистов — литературоведов и искусствоведов. Так работал и над волнограммой Марка Шагала.

Читайте также: Эдита Пьеха: «4 июня в 1.30 ночи на мой мобильный пришло сообщение: „Умер Хиль“. В душе что-то оборвалось…»

— У вас есть рецепт, как, несмотря на возраст, оставаться современным человеком?

— Это непростой вопрос. Если бы вы спросили, как оставаться человеком здоровым, ответ у меня сразу готов. Каждое утро я обливаюсь холодной водой, много хожу и, как уже говорил, работаю от зари до зари. А как оставаться человеком современным? Если в песне, то это на постоянной основе ни у кого из творческих людей не получится, потому что нереально. А общий мой совет людям старшего поколения — нужно интересоваться новым, впитывать его, хоть иногда это и нелегко.

— К слову, заметила, что среди творческих людей немало долгожителей. Причем практически до последних дней они ведут активный образ жизни.

— Многие, напротив, уходят рано, потому что не находят себя.

— Эдуард Семенович, что вас впечатлило в этот раз в Киеве?

— Мы с женой прошлись по Крещатику, купили «Киевский» торт. Киев я очень люблю, ведь начинал свою деятельность в Украине. В Кривом Роге написал песню «Потолок ледяной, дверь скрипучая». А еще — «Бiля млину калина, бiля ставу верба». Когда на вокзале объявили посадку на поезд Киев — Кривой Рог, на меня нахлынули воспоминания… И в Днепропетровске я пожил некоторое время. Когда «Потолок ледяной» завоевала победу на фестивале «Песня года» в 1971-м, мне сразу дали четырехкомнатную двухэтажную квартиру в доме на берегу Днепра. Так что с Украиной у меня связаны прекрасные воспоминания.

— Скажите, вы человек счастливый?

Найти свое призвание — это и есть счастье. Я счастливый человек, потому что занимаюсь тем, что мне по душе. Составление волнограмм приносит мне огромное удовольствие. А писать песни, как оказалось, не совсем мое. В период, когда я этим занимался, чувствовал себя не столь комфортно, как сейчас.

Напомним, ранее Эдуард Ханок поделился с читателями нашей газеты своими самыми сокровенными мыслями, отвечая на традиционную анкету «ФАКТОВ».

Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»

Читайте нас в Telegram-канале, Facebook и Twitter

Читайте также
Новости партнеров