ПОИСК
Україна

При назначении пенсии можно учитывать зарплату за прошлые годы даже в том случае, если архив предприятия не сохранился и справку о заработке получить невозможно

0:00 16 липня 2008
Інф. «ФАКТІВ»
Это предусмотрено соответствующим постановлением Кабинета министров

Какая именно зарплата принимается во внимание при назначении пенсий? Именно этот вопрос чаще всего задают читатели. Поэтому, рассказав о том, кому назначаются пенсии по возрасту и какой стаж при этом учитывается (в номере за 8 июля), «ФАКТЫ» с помощью заместителя председателя Пенсионного фонда Валентины Никитенко подробно остановятся на заработках, которые принимаются в расчет при определении пенсий.

«В случае отсутствия данных в реестре заработная плата определяется исходя из средних зарплат по предприятию, отрасли или профессии»

 — Начнем с того, что при назначении пенсии учитывается только тот заработок, с которого были уплачены взносы на социальное пенсионное страхование.

 — И где брать эту информацию?

 — Сведения о суммах, перечисляемых человеком на пенсионное страхование, находятся в Базе данных персонифицированного учета взносов, которую с 1998 года ведет Пенсионный фонд Украины.

РЕКЛАМА

 — Но эта база начала накапливать информацию недавно! А как же заработок за предыдущие периоды? Вдруг у человека в 70-х годах была хорошая зарплата и он хочет, чтобы она была учтена при назначении пенсии?

 — Именно поэтому при расчете пенсий учитывается заработок за два периода: за любые 60 месяцев подряд до 1 июля 2000 года плюс за весь период страхового стажа после 1 июля 2000 года.

РЕКЛАМА

 — Какие документы подтверждают заработок?

 — Данные за период до 1 июля 2000 года рассматриваются на основании справок о зарплате, которые выдают бухгалтерии предприятий.

РЕКЛАМА

 — Увы, за годы независимости многие предприятия исчезли либо были переименованы. Поэтому иногда довольно трудно найти сведения о зарплате за время до 1 июля 2000 года…

 — Если предприятие было реорганизовано (например, превратилось в акционерное общество или слилось с другой фирмой), то справку о заработке обязано выдать предприятие-правопреемник.

Если фирма или учреждение ликвидированы, то всю документацию ликвидационная комиссия должна была передать в районный (где было зарегистрировано предприятие) или городской архив.

О том, ликвидировано или реорганизовано предприятие и кто является его правопреемником, можно узнать в областной, городской госадминистрации, в горсовете или же сельсовете.

 — А если правопреемник тоже исчез или документы не сохранились?

 — Наше законодательство предписывает хранить сведения о зарплатах на протяжении 75 лет. Действительно, далеко не все так поступали, поэтому часть информации утеряна. В связи с этим Кабинет министров в прошлом году утвердил порядок определения зарплаты (дохода) для расчета пенсии в случае потери документов о начислении и выплате заработка.

Этот документ предусматривает, что заработная плата за период с 1 января 1998 года до 1 июля 2000 года определяется по данным Государственного реестра физических лиц — налогоплательщиков, который ведет налоговая служба страны.

За период до 1 января 1998 года, а также в случае отсутствия данных в реестре заработная плата определяется исходя из средних зарплат по предприятию, отрасли, профессии…

 — Например, как?

 — Если предприятие или его правопреемник существуют, но у них в архиве были утеряны сведения о зарплате какого-то работника за определенный период, тогда его заработок за это время может определяться исходя из размера средней зарплаты в соответствующей профессии и должности.

 — Допустим, у человека была уникальная должность и второй такой на предприятии нет.

 — Тогда учитывается размер зарплаты в аналогичной должности, профессии. Но в любом случае справка о заработке выдается предприятием или его правопреемником…

«Тот факт, что на предприятии нет документов о начислении заработной платы, подтверждается справкой работодателя, правопреемника или архива»

 — Ну а если предприятие было ликвидировано и правопреемника у него нет?

 — Если предприятие, организацию ликвидировали и документы не передали в органы высшего уровня или архивным учреждениям, зарплата работника может определяться двумя способами.

Во-первых, исходя из тарифной ставки (должностного оклада) в соответствующей или аналогичной должности или профессии в определенной отрасли. При этом принимаются во внимание сведения за календарный год, предшествовавший уходу на пенсию.

Например, человек был фрезеровщиком четвертого разряда на предприятии с 1976 года по 1984-й. Предприятие ликвидировали, а архив не сохранился. Человек ушел на пенсию в 2008 году. Так вот, после принятия нового порядка ему уже могут назначить пенсию с учетом заработка, допустим, за 1976 год. При этом будет приниматься во внимание зарплата фрезеровщика четвертого разряда на аналогичных предприятиях, но за год, предшествовавший уходу этого человека на пенсию, — за 2007-й.

Во-вторых, если сведений о зарплате не хватает, могут быть учтены минимальная гарантированная тарифная ставка или должностной оклад, предусмотренные отраслевым соглашением, за год, предшествовавший выходу на пенсию.

 — Кто это все делает, не сам же человек? Где ему взять справку?

 — В обоих случаях справку о заработной плате с учетом месячной тарифной ставки или должностного оклада в соответствующей или аналогичной профессии или должности выдают местные органы по вопросам труда и социальной защиты населения. А при отсутствии в данном органе указанных сведений — Министерство труда и социальной политики.

Тот факт, что на предприятии или у правопреемника нет документов о начислении и выплате заработной платы, а также время и причины, которые привели к потере таких документов, подтверждаются справкой работодателя, правопреемника или соответствующего архивного учреждения.

 — Предположим, сложилась такая ситуация: человек не успел проработать до 1 июля 2000 года необходимые 60 календарных месяцев…

 — Тогда при начислении пенсии используется зарплата за фактический страховой стаж до июля 2000 года. Проще говоря, пошел человек на работу в июле 1999 года, значит, он должен будет предоставлять справку о зарплате за период с июля 1999-го по июль 2000-го.

 — Где брать документы о зарплате за время уже после 2000 года?

 — Что касается сведений о заработке за весь период работы после 1 июля 2000 года, то они учитываются на основании тех данных, которые зафиксированы в личном пенсионном деле человека в системе персонифицированного учета взносов Пенсионного фонда Украины.

В принципе специалистам фонда для назначения пенсии достаточно обратиться к базе данных, чтобы определить заработок человека за весь период после 1 июля 2000 года. Однако предприятия, учреждения и организации при оформлении документов на пенсию обязаны собрать информацию о взносах за текущий год и подать ее в Пенсионный фонд, чтобы при назначении выплат была учтена зарплата и за эти несколько месяцев. Ведь сведения о взносах предприятия направляют в фонд только по истечении года.

Еще один важный момент: в Украине ограничиваются суммы, с которых удерживаются взносы на социальное, и в том числе пенсионное, страхование. Это значит, что при назначении пенсий и других социальных страховых выплат принимаются во внимание зарплаты в пределах этих ограничений. Например, если человек в мае 2006 года получал 6 тысяч гривен, то пенсионный сбор взимали только с 4 тысяч 960 гривен. Именно эти 4 тысячи 960 гривен учитываются как заработок за май 2006 года при расчете пенсии.

 — И как давно появились эти ограничения?

 — До июля 1998 года законодательно было установлено ограничение в размере 5,6 средней зарплаты по стране. А потом эти суммы стали фиксированными (см. таблицу.  — Авт. ).

Кроме того, нужно помнить, что при подсчете пенсии берется скорректированный заработок. О том, как именно он корректируется, что такое минимальная пенсия и какие надбавки наше законодательство предлагает пенсионерам, «ФАКТЫ» расскажут в следующих номерах.

КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ ОГРАНИЧЕНИЯ СУММЫ ВЗНОСОВ НА ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

С какого месяца Какое ограничение

с июля 1998 года 1 тысяча гривен

с марта 2001 года 1 тысяча 600 гривен

с мая 2002 года 2 тысячи 200 гривен

с июня 2003 года 2 тысячи 660 гривен

с января 2005 года 4 тысячи 100 гривен

с 1 января 2006 года 4 тысячи 830 гривен

с 1 апреля 2006 года 4 тысячи 960 гривен

с 1 октября 2006 года 5 тысяч 50 гривен

с 1 января 2007 года 7 тысяч 875 гривен

с 1 апреля 2007 года 8 тысяч 415 гривен

с 1 октября 2007 года 8 тысяч 520 гривен

с 1 января 2008 года 9 тысяч 495 гривен

с 1 апреля 2008 года 9 тысяч 705 гривен

с 1 июля 2008 года 9 тысяч 735 гривен

с 1 октября 2008 года 10 тысяч 35 гривен

 

19768

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів