Машина времени может возникнуть в самом большом ускорителе элементарных частиц
В Альпах, на границе Франции и Швейцарии, уже построен и готов к пуску самый крупный ускоритель элементарных частиц — Большой адронный коллайдер. На его создание ведущие страны мира израсходовали более четырех миллиардов долларов, еще больше потрачено на подготовку экспериментов (общая сумма составляет около десяти миллиардов долларов). Но внимание широкой общественности к коллайдеру привлекли, прежде всего, мрачные прогнозы противников проекта, среди которых и признанные ученые. По их мнению, работа ускорителя угрожает обернуться концом света.
Ускоритель сооружен в 27-километровом тоннеле на глубине 100 метров
В коллайдере могут образовываться так называемые микроскопические черные дыры. Подобные объекты, предположительно существующие в космосе, действительно обладают огромнейшей силой притяжения, поэтому запросто в состоянии поглощать такое тело, как Солнце. Не говоря уже о планете. И хотя в ускорителе дыры микроскопические, но, как заявляют пессимисты, Землю «проглотят». Называют еще, по крайней мере, три угрозы: образуется антивещество, способное уничтожить все сущее, начнется неуправляемая цепная реакция, последствия которой и предугадать невозможно, и возникнет машина времени — она отбросит нас куда-нибудь в прошлое. Один западный режиссер уже снял художественный фильм о том, как коллайдер погубил планету. А в США группа неравнодушных граждан подала в суд иск с требованием запретить их стране дальнейшее финансирование этого проекта.
Тем временем установка уже готова к работе. Она находится на глубине 100 метров и представляет собой начиненное научным оборудованием кольцо длиной 27 километров. А пульты управления (их четыре) расположены на поверхности земли. Там жесткая система доступа: при входе даже сканируют сетчатку глаза, которая, как и отпечатки пальцев, у каждого человека неповторима. На пультах постоянно дежурят ученые в ожидании команды «старт». Первый пробный пуск планировался на минувшую пятницу, но его пока отложили. Ведь все должно пройти без сучка без задоринки, а система ужочень сложная. Достаточно сказать, что ее следует охладить почти до абсолютного нуля (минус 273 градуса по Цельсию). На полную мощность коллайдер будет выводиться постепенно, в течение полугода, а возможно, еще и дольше. Вот тогда начнутся эксперименты. Во время их проведения два пучка элементарных частиц станут носиться по гигантскому кольцу навстречу друг другу почти со скоростью света.
— В результате столкновения частиц могут появиться микроскопические черные дыры, но это не приведет к катастрофе, — говорит участник проекта создания адронного коллайдера, заведующий отделом Института ядерных исследований НАН Украины, член правления международной группы ученых одного из экспериментов на коллайдере профессор Валерий Пугач. — Я заявляю об этом уверенно, потому что лучшие ученые мира тщательнейшим образом просчитали все, что может возникнуть в ускорителе.
Он позволит провести потрясающие эксперименты. Скажем, сделать шаг к созданию невероятно эффективных способов получения энергии. При условии их реализации (может быть, через сотню лет!), скажем, для обогрева и электроснабжения Киева, понадобится в миллионы(!) раз меньше топлива, чем при сжигании угля или газа.
С помощью уникального ускорителя воссоздадим модель Большого взрыва, в результате которого появилась Вселенная. Ученые продвинутся в понимании того, как образовались материя и время.
— Правда ли, что в коллайдере возник-нет и антивещество?
— Конечно. Исследовать его — одна из наших задач. Оно существовало в ранний период возникновения Вселенной. Со временем антивещество исчезло. Ученые его уже воссоздавали и, как видите, к катастрофе это не привело.
«Мы сможем воссоздать процессы, происходившие миллионы лет назад»
- Этот ускоритель в определенном смысле является машиной времени, — продолжает профессор Пугач. — Ведь он позволяет воссоздать процессы, происходившие миллионы лет назад на ранних этапах возникновения Вселенной.
— Действительно ли в ускорителе может появиться неуправляемая цепная реакция?
— Нет. Кстати, в начале 1950-х некоторые ученые утверждали: работа атомных электростанций угрожает возникновением неуправляемой цепной реакции деления кислорода. В результате весь имеющийся в атмосфере Земли кислород превратится в другой газ, и мы задохнемся. Сейчас подобные заявления воспринимаются как нелепица. А полвека назад об этом говорили, как о серьезной опасности.
— Каким образом Украина участвует в проекте адронного коллайдера?
— В 2002 году руководитель Главной астрономической обсерватории НАН Украины академик Ярослав Яцкив был первым заместителем министра науки и образования. Благодаря ему и поддержке академиков Олега Немца и Ивана Вишневского наша страна подписала соглаше-ние с Центральным европейским институтом ядерных исследований (ЦЕРН) о членстве в проекте. Необходимо было внести за четыре года 200 тысяч гривен. Первый взнос — 70 тысяч гривен — был уплачен. Но затем сменилось правительство, и Украина перестала платить по своим обязательствам перед ЦЕРНом. Так что теперь я и еще около ста украинских физиков участвуем в проекте просто как представители своих институтов.
Для международного престижа и вступления в Евросоюз Украине очень важно стать официальной участницей экспериментов на коллайдере. Ныне это будет обходиться в 200 тысяч гривен в год — цена служебного автомобиля чиновника среднего ранга. Это в 500-1000 раз меньше взносов в проект других стран.
Общаемся с коллегами из ЦЕРНа по интернету и время от времени ездим во Францию и Швейцарию. Деньги на поездки добываем, как можем. Меня, например, периодически приглашают в знаменитый Институт Макса Планка. Командировку оплачивает германская сторона. Я экономлю, что позволяет мне бывать в ЦЕРНе.
В Институте ядерных исследований создана для коллайдера система радиационного контроля. Она позволяет следить за тем, чтобы частицы двигались в нужном направлении. И в середине августа наш аспирант, 24-летний Александр Охрименко, поедет в ЦЕРН на двухнедельную смену на коллайдере. Будет оператором украинской системы.
399Читайте нас у Facebook