ПОИСК
Події

«предводитель бандитов мохамед али сознался, что выкуп за нас ему нужен для переезда на постоянное место жительства в италию»

0:00 25 липня 2008
Вернувшиеся на родину моряки судна «Леманн Тимбер» рассказали о своих злоключениях в пиратском плену

О крайне сложной ситуации, в которой оказались 15 моряков (четверо граждан Украины, по одному — из России и Эстонии, и девятеро бирманцев), «ФАКТЫ» постоянно информировали читателей. Напомним, 28 мая сухогруз «Леманн Тимбер», принадлежащий немецкому судовладельцу и совершавший рейс под флагом Гибралтара, был захвачен сомалийскими пиратами в Аденском заливе. Захватчики потребовали выкуп за жизнь моряков. Иностранного судовладельца, как выяснилось, в первую очередь интересовала его личная собственность — судно. Судьбы экипажа и их семей волновали предпринимателя гораздо меньше. Лишь спустя 42 дня(!) теплоход и экипаж удалось освободить из плена.

Однако моряков ожидали очередные невзгоды: на переходе от берегов Сомали к Султанату Оман вышла из строя турбина главного двигателя. Неуправляемое судно оказалось во власти океанской стихии: ураганного ветра и шторма, достигавшего девяти баллов. Неимоверных усилий стоило нашим морякам выдержать и это 12-суточное испытание, дойти до порта Салала и, наконец, вылететь самолетом на родину.

«Капитан планировал объявить учебную тревогу, поэтому звук сирены меня совершенно не встревожил»

Все это время родные моряков изводились от тревоги и неизвестности. И надеялись на чудо.

 — В ночь на 29 мая я вообще не могла уснуть — наша доченька плакала всю ночь и капризничала, — рассказывает жена старшего механика Виталия Рудниченко Светлана.  — Ей всего годик и 11 месяцев. Сначала думала, что, может, у нее что-то болит, но как только мне с большим трудом удавалось малышку успокоить, она снова просыпалась и громко кричала: «Мама, дядьки!» Вот тут мне стало не по себе. А вечером мне позвонили из крюинга и сообщили, что экипаж «Леманн Тимбер» захватили сомалийские пираты. Что у меня творилось на душе! Дочка продолжала кричать по ночам. Не знаю, насколько малышка замечает длительное отсутствие отца, но она все чувствует…

РЕКЛАМА

 — Я мужу еще одного ребенка рожу, только дайте мне его увидеть и крепко-крепко обнять, — улыбается сквозь слезы жена второго механика Станислава Илюшкина Елена.  — В телефонном разговоре я мужу не раз говорила, что разрешу ему все-все! Как Света для своего Виталика, так и я для Стаса сделаю все, что он пожелает…

22 июля четверо украинцев, а также капитан-россиянин прибыли в аэропорт «Борисполь». На борту Ил-62 во время длительного (более пяти часов) перелета из Омана в Киев их первым делом накормили черным хлебом с соленым салом, о чем они мечтали все недели голодания на чужбине. А минувшей ночью механиков с «Леманна Тимбера» — Станислава Илюшкина и Сергея Атакузиева (жителей Одесской области) — встречал на их малой родине корреспондент «ФАКТОВ».

РЕКЛАМА

 — Все началось в Аденском заливе, когда судно шло в 70 милях от берега, — рассказывает второй механик Станислав Илюшкин.  — Второй помощник капитана, бирманец, заметил по левому борту катер «Ямаха», оснащенный двумя мощными моторами. Катер стремительно приближался к нам. Вскоре стали видны и находившиеся на нем люди — человек пять-шесть, вооруженные автоматами. Капитан предпринял попытку маневра, стремясь увести теплоход ближе к йеменским берегам. Но не удалось. В считанные минуты подошел второй такой же катер. На судне взвыла сирена, объявляя тревогу.

Знаю об этом по рассказам ребят, поскольку в то время наша смена, сдав вахту, отдыхала. Я мирно дремал в своей каюте и сквозь сон слышал доносившиеся «гудки». Самое любопытное, что они меня совершенно не встревожили: в полдень за обедом капитан предупредил экипаж о запланированной учебной тревоге. Не отреагировали на сирену и другие члены экипажа, отдыхавшие после рабочей смены.

РЕКЛАМА

А вот нападавшие, услышав звуки тревоги, открыли огонь из автоматов в направлении судовой надстройки (где располагаются мостик, радиорубка, каюты и другие помещения). Пули свистели над верхней палубой, с грохотом ударяясь о металлические поверхности. Я же полагал, что это «учения идут»…

Где-то в половине второго дня меня разбудил электромеханик Сережа Алымов, в нескольких фразах обрисовал обстановку: захватчики на борту (впрочем, взобраться на судно, выступающее над морской поверхностью всего на метр, несложно). Угрожая оружием, они принудили весь экипаж собраться на капитанском мостике. Нас, послевахтенных, просто упустили из вида. На тот момент пираты и не знали, сколько моряков на борту.

В коридоре мы встретили старшего механика Виталия Рудниченко. Решили тихонько спуститься в машинное отделение, чтобы осмотреться: можно ли что-то предпринять. Только добрались на место, как с мостика позвонил старпом: пираты потребовали заглушить главный двигатель, остановить теплоход. После чего нам велели подняться на мостик. Минут десять спустя раздалась новая команда пиратов: старшего механика оставить в машинном отделении, остальным — наверх.

«Пираты набросились на фрукты, словно живут не в Африке, а на севере»

- На мостике лидер пиратов велел мне проводить его с помощниками в машинное отделение, а по пути показать им камбуз, — продолжает Станислав.

 — Как вы поняли, кто из них — лидер?

 — Он единственный среди этой босоногой, разодетой в футболки и длинные юбки толпы владел английским языком. Видели бы вы, с каким остервенением пираты, попав на камбуз, уплетали фрукты! Апельсины ели прямо с кожурой, словно они живут не в Африке, а приехали с севера. В первые же часы пребывания незваные гости пояснили нам, что их интересуют, прежде всего, бензин, еда и вода. Окажись это «меню» на судне в достаточном количестве, возможно, все сложилось бы по-другому: захватчики могли бы ограничиться элементарным грабежом. Но бензина вообще не было…

 — Запасы наши были очень скромные, — дополняет четвертый механик Сергей Атакузиев.  — Мы планировали быть в Суэцком канале уже 4-5 июня, там и собирались пополнить топливо, провизию и питьевую воду. Транспортируемый нами груз — металлоконструкции — также не представлял для пиратов интереса. Планы налетчиков менялись буквально каждый час — как только они с кем-то созванивались по мобилкам. То, что ими управляли, вернее их «крышевали», сомнений не вызывает.

Как рассказывал капитан Валентин Барташов, пираты вели себя, как настоящие дикари. Но самое забавное: укладываясь отдыхать, они накрывались теплыми покрывалами практически с головой, чтобы… не замерзнуть и их мухи не тревожили. Это при ярком солнце и более чем 30 градусной жаре! Один из бандитов забрал теплый комбинезон капитана и постоянно в нем ходил.

 — Меня и старшего механика пираты оставили в машинном отделении, — продолжает Илюшкин.  — Вскоре поступила их команда: «Запускать двигатель!» Однако выполнить ее было невозможно — во время экстренной остановки произошла утечка масла, что-то в механизме заело… Более часа мы «колдовали» над двигателем, но без толку. Пираты, очевидно, решили, что мы издеваемся над ними, и объявили капитану, что дают нам полчаса, а потом начнут моряков расстреливать.

Слава Богу, двигатель завели. Пошли по маршруту, указанному захватчиками: на юг, ближе к береговой полосе, в так называемую 20-мильную зону. В это время за нами следовал какой-то военный корабль — не исключено, что он принял наш сигнал «SOS». С корабля поднялся вертолет и, не долетая до «Леманна», сделал предупредительный выстрел по левому борту. Тогда один из пиратов достал гранатомет и прицелился в вертолет. И тот моментально улетел. А затем отстал и военный корабль. Характерно, что огнестрельное оружие, которое применяют сомалийские пираты, производилось в бывшем СССР: и гранатометы, и автоматы Калашникова, и пистолеты…

«Главарь, вспомнив, что его дальние родственники живут… в Украине, в Винницкой области, растрогался и помиловал нас»

- Шли двое суток, а затем нам велели бросить якорь, — говорит Илюшкин.  — Как выяснилось позже, это было на траверзе (направление, перпендикулярное курсу судна.  — Авт. ) поселения Яуль. Там мы и простояли все 42 дня плена.

Все это время моряки не только терпели голод и унижения, но и очень часто находились на волосок от гибели. Станислав Илюшкин показывает фотографии, ставшие уже документами. Вот каюта старшего механика Виталия Рудниченко, «прошитая» автоматными очередями. Сам Виталий чудом уцелел: буквально за мгновение до выстрелов он поднялся с постели, где отдыхал, и вышел из каюты. Вернувшись, увидел пробитую насквозь пулями переборку (стенку) и кружащуюся в воздухе древесную пыль от раздробленной спинки и ободка кровати. Вот — изрешеченный монитор компьютера на мостике, пробитый сейф в каюте капитана… На других снимках — полностью раскуроченные каюты экипажа. Но Станислав Илюшкин комментирует изображение своей каюты относительно спокойно:

 — Основное уцелело: фотография любимой супруги — Лены. Удалось сохранить и нашу семейную реликвию — крестик. (По словам Елены Илюшкиной, эти крестики ей и Станиславу изготовили по специальному заказу.  — Авт. ) Я их спрятал в таком месте, что никакие пираты не обнаружили!

В ходе «военной операции» пираты понесли потери — с борта судна исчез один из захватчиков. Позже выяснилось, что он отправился крепить лодки, свалился за борт двигавшегося теплохода и утонул. Родственники погибшего обвинили в этом моряков «Леманна» и потребовали их смерти. Только случайность уберегла экипаж от расправы.

 — В этот напряженный момент, во время достаточно жесткого разговора с предводителем пиратов вдруг всплыл интересный факт, — продолжает Станислав Илюшкин.  — Оказалось, что дальние родственники Мохамеда Али (так зовут главаря) проживают в… Украине, в Винницкой области — там же, где живут друзья одного из наших моряков. «Главный пират» растрогался, стал вспоминать непростую историю своей семьи. В частности, как его отец-фермер тяжело работал, затем нашел драгоценный камень и мог разбогатеть, но бандиты вырезали всех его родственников. Здесь же поведал, что в Сомали люди не очень хорошо относятся друг к другу, нередки случаи каннибализма… Пребывая в таком «лирическом» настроении, он помиловал нас. Позже Мохамед Али сознался, что выкуп за плененных заложников необходим ему для переезда на постоянное место жительство в Италию.

Первоначально сомалийские бандиты требовали за «Леманн Тимбер» около трех миллионов долларов. За несколько недель переговоров эта сумма, а фактически стоимость человеческих жизней, снизилась до миллиона «зеленых»…

 — Пираты были настроены категорично: либо выкуп, либо судно разделают на металл, экипаж высадят на берег, где продадут в рабство или… уничтожат, — говорит Сергей Атакузиев.  — Содержать пленников до бесконечности — чересчур роскошно для аборигенов, у которых и самих-то есть практически нечего. Вместе с тем они согласны были отпустить нас, как только получат обещанный выкуп. Говорили, что им безразлично, какой корабль его доставит — грузовой или военный. Предлагали даже передать деньги с любым из НАТОвских кораблей, находившихся неподалеку, в проливе. Но почему-то не хотели, чтобы это судно ходило под французским флагом.

Решение финансового вопроса упиралось в судовладельца. Для него же основным оставался бизнес-интерес, а на людей было просто плевать. Как выяснилось позже, застрахованными оказались только судно и груз, но не экипаж. Представители судовладельца постоянно «мутили воду». Мол, деньги для выкупа уже подготовлены, однако для этого необходим переход «Леманна Тимбера» на побережье Сомали, со стороны Индийского океана. Доставить же деньги к месту нынешней стоянки получится не ранее чем через три недели… Пираты на судне разделились на две группы: одна согласилась идти к указанной точке, другая считала, что это слишком рискованно. При этом все бандиты без исключения возмущались беспардонным поведением судовладельца и всякий раз после разговоров с его представителями кидали телефонные трубки и ругались.

Представители же немецкой судовладельческой компании нам говорили прямым текстом: «Мы ничем не можем помочь. Делайте что хотите: умирайте, прыгайте за борт — мы денег не дадим». Это при том, что подобные суммы для них — ерунда: несколько суток эксплуатации теплохода. К слову, уже после всего пережитого, 22 июля в Салале представители компании четко и ясно дали понять, что никакой компенсации за все наши мучения они не заплатят!

Еще по телефону с борта судна моряки рассказывали, что корсары находятся в состоянии, далеком от нормального, они постоянно жуют листья растения хат, оказывающего наркотическое действие.

 — Эта травка достаточно дорогостоящая — 17 долларов небольшой пучок, — уточняет Илюшкин.  — Один из пиратов, самый маленький и взбалмошный по прозвищу Наполеон (мы сразу дали всем пиратам клички) прострелил навылет ногу своему товарищу из автомата — травку не могли поделить.

 — Оказавшись в плену, испытывали чувство страха?

 — Это чувство знакомо, наверное, любому нормальному человеку, — делится Илюшкин.  — У меня на душе становилось особенно тревожно, когда вспоминал необычный случай с птицами. Накануне ЧП к нам в машинное отделение залетели две молодые птички, необычные, ярко-зеленые. Сколько работаю, с подобным встречаюсь впервые. Они летали за мной повсюду, и никак не удавалось их вызволить из «машинного заточения», выпустить на волю. На следующий день судно захватили пираты, птички так и погибли в машинном отделении… Вот и я думал: не ждет ли нас, людей, участь птиц… Тем более что по народным приметам, гибель птиц — не к добру.

Ребятам довелось немало пережить за почти полтора месяца плена. Однако самый опасный момент, по рассказам собеседников, наступил, когда 13 из 15 членов экипажа сняли с теплохода и отправили на берег (»ФАКТЫ» писали об этом случае).

 — Когда нас среди ночи сняли с борта и увезли в неизвестном направлении, большинство думали, что это — финиш, — говорит Атакузиев.  — К тому времени к группировке, захватившей судно, присоединились еще две, численность вооруженных дикарей достигла трех десятков! На берегу посадили в какую-то яму и держали там четверо суток под присмотром вооруженной охраны. Не давали ни еды, ни питья! Благо, мы успели прихватить с собой бутылки, наполненные технической водой. Отхожим местом служило ведро, которое нам любезно сбросили вниз охранники…

Об этой акции пираты заранее и не один раз предупреждали посредников в переговорах. Моряки единодушны: люди, призванные решать вопрос о выкупе и его доставке пиратам, своими непрофессиональными действиями часто до предела обостряли и без того непростые отношения между экипажем и захватчиками.

Поразил моряков и такой момент: посредник, доставивший 8 июля на борт выкуп, оказался настолько в дружеских отношениях с пиратами, что большинство бандитов называл по именам, спрашивал, помнят ли они его, и даже пригрозил наказанием, если те вдруг осмелятся вести себя как-то не так.

… Мои собеседники были так утомлены, что я решил не терзать их дальше расспросами. О других интересных моментах 55-суточного испытания, выпавшего на долю моряков «Леманна Тимбера», они пообещали рассказать читателям «ФАКТОВ» в одном из ближайших номеров.

P. S. Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Нина Карпачева вручила морякам «Леманна Тимбера» высшую награду омбудсмена — отличие «За мужество».

412

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів