«если подсчитать затраты на автомобиль без учета хранившихся у меня старых деталей, он обошелся мне где-то в 800 гривен»
Его появление на дороге вызывает шок. Когда мимо роскошных автомобилей VIP-класса непринужденно проплывает четырехметровая странная посудина, сделанная не то из лодки, не то из велосипеда, не то из самолета, бампер которой украшает кокетливый пластмассовый розовый цветочек и надпись «Телец», водители высовываются из машин, чтобы разглядеть, что это за чудо такое. Мы тоже остолбенели и несколько минут смотрели вслед необычному транспортному средству, ехавшему по житомирской трассе, пока не догадались его догнать. Водитель чудо-автомобиля, облаченный в ярко-красный спортивный костюм и кепку, представился Владимиром и продиктовал номер домашнего телефона: «Отчего же не дать интервью? Могу не только дать, но и покатать!»
«В детстве меня уронили на пол. Из-за травмы стал собирать автомобили. И хорошо пошло »
— Почему у вас на бампере розовый пластмассовый цветочек, Владимир Романович? И что означает надпись на номерном знаке «Телец»? Здесь какая-то интрига?
— Можно сказать, что так! (Смеется. ) Цветочек — для дневного обозрения, чтобы все меня замечали, рассматривали и ехали следом аккуратно. А Телец — мой знак зодиака: я родился 29 апреля 1937 года. И я такой же «упертый бык». Если за что взялся, обязательно сделаю!.. Эту машину я собрал довольно быстро. Это мой новый, последний образец. Называется веломопедомобиль. Ему всего восемь месяцев, но он наездил уже больше тысячи километров. Всего же я придумал 52 варианта изобретений. Правда, нигде их не регистрировал. Хлопотное это дело.
— Но зачем тогда изобретать, если все остается на бумаге?
— Ну, во-первых, не все. Несколько машин я все-таки собрал. Во-вторых, изобретательство — это такая зараза!
— И кто же вас заразил?
— Я стал изобретателем поневоле. В детстве, когда мне было два года, меня подбросили вверх и уронили на пол. Я сильно ударился коленом об пол и стал инвалидом. Мог передвигаться только на костылях, а по ночам кричал от боли. Нога была согнута под углом 90 градусов. До 14 лет ходил на костылях. Однажды пришел на костыле домой, а наутро нога разогнулась! Оказывается, напек солнечными лучами жилы сзади, и все вопросы были решены. Без всяких врачей. Но с ногой пришлось еще повозиться. Она опять не хотела сгибаться, и я ее «раскатал» на велосипеде. С треском, с болью, со слезами!.. К окончанию школы мог уже более-менее ходить.
С родителями, братьями и сестрами мы жили в России, в Таганроге. После школы я решил рвануть на учебу в Киев. Поступил в училище при Киево-Печерской лавре, где в шестидесятые годы готовили художников. Остался в Киеве, но со временем понял, что картинами много на жизнь не заработаешь, и переквалифицировался в электрики
Я очень любил технику, у меня был и мопед, и мотоцикл. Но, несмотря на наколенники, на ветру поврежденную ногу сильно обдувало, она начинала болеть. Однажды подумал: а почему бы не сделать машину, в которой моя многострадальная нога была бы защищена? Из-за травмы стал изобретать автомобили. И хорошо пошло! (Смеется. )
«Поначалу садиться в собственное изобретение было страшновато»
- Из чего же вы собрали своего «Тельца»?
— А что под руками было! Передняя часть сделана из разрезанного авиационного бака (мне этот бак один мужик со своего огорода принес), двигатель взял с мопеда «Карпаты». Он одноместный, сейчас таких уже не выпускают, но запчасти еще бывают, и я их купил. Внутренности двух колес — от мопеда, а обода — американские, очень прочные, от велосипеда. Третье колесо, в передней части, от детского велосипеда, поскольку там маленькая нагрузка. Кресло я сделал сам, ветровое стекло смастерил из оргстекла, которое лежало у меня в гараже еще со старых времен, цепь от велосипеда, на 40 передач, тоже взял из прежних запасов.
В общем, если подсчитать затраты на автомобиль без учета старых запасов, он обошелся мне где-то в 800 гривен.
— Честно говоря, мне было бы страшно садиться в такую посудину.
— А вы не бойтесь. Попробуйте!
(В креслах сзади и спереди водителя можно устроиться лежа, будто в гамаке. Я устраиваюсь спереди. Ощущения необычные. Машина, борта которой низко посажены, идет мягко, в лицо бьет свежий ветер, со стороны прохожих — масса внимания и улыбок. Поездка оказывается настолько впечатляющей, что начинаешь думать, а не заказать ли и себе такой «кабриолет». )
— А у вас мандража не было, когда сели в первый раз?
— Откровенно говоря, было страшновато садиться в собственное изобретение. Потому что к этой машине нужно привыкнуть. Управление-то здесь не как в мопеде, а наоборот. То есть если там газ направо, то здесь — налево. И под левой рукой три функции: управление, газ и тормоз, и под правой тоже три: тормоз, сцепление и переключение передач. Но я потом к этому расположению привык и уже выезжать не боялся.
— Водители не злились, когда обнаруживали на дороге что-то такое непонятное, длинное, что и объехать-то сразу нельзя? Кстати, какие у машины параметры?
— Длина четыре с половиной метра, а ширина около метра. Я специально сделал веломопедомобиль такой ширины, чтобы он помещался на одной полосе рядом с любым автомобилем, который может ехать мимо. Ну, это плотненько будет, но, во всяком случае, водители, когда видят, что я еду прямо, проезжают близко ко мне и не боятся. Потому что я не вильну: моя машина на трех колесах устойчивая.
Это «что-то длинное», как вы говорите, между прочим, очень маневренное! Я могу быстро повернуть в другую сторону! Если в автомобиле поворот идет один к восьми, то есть баранку надо крутнуть два раза, то я делаю только один оборот и уже улетаю в правую сторону. Я даже вокруг себя могу развернуться! Переднее колесо поворачивается почти на 80 градусов. Автомобиль так не развернется!
Скорость я не превышаю — максимально могу выжать 60 километров в час, правила соблюдаю. Водители относятся ко мне с уважением. Могут остановиться и дать денег на бензин. Со мной часто ездит крестница Аленка. Когда замечают, что мне неловко брать деньги, говорят: «Отец, это не тебе, это для ребенка » Правда, с маршруточниками у меня такой любви нет. Они же летят как сумасшедшие. Однажды на меня наехала 417-я маршрутка. Я сколько мог, сдал влево, но все равно пострадал. Меня еле вытащили. Лечил плечо два года, рука плетью висела. С трудом восстановился.
«У меня закончены уже обе машины. Теперь можно рискнуть жениться!»
- Вашу любимицу не пытались угнать?
— И не раз! То гараж взломают, то со двора уведут. Однажды я выглянул в окно и увидел, как мою красавицу катят трое взрослых и трое подростков. Только поехать они не смогли, потому что я снял цепочку, еще что-то придумал, чтобы никто не смог без меня завести машину. Я, конечно, их догнал, машину отобрал. Бестолковые они какие-то, эти воры. Ну, украдут, а завести-то не смогут. А если и смогут, долго не покатаются, ведь такая машина единственная на всю Украину, а может, и на всю Европу! Ее же сразу найдут!.. Вторая машина, которую вы видите в гараже, тоже мое изобретение. Это веломобиль, который способен плыть по воде. Колеса с помощью специальных устройств поднимаются. На них одевается чехол. И ты спокойно едешь по реке, управляя веслами, как на байдарке. Эта машина, особенно на суше, очень легкая в управлении. Моя крестница, семилетняя Аленка, запросто катала меня на ней! Скоро в этой машине будет лодочный мотор, чтобы веслами не махать. Дайте только время ее усовершенствовать.
— Представляю, как ревнует вас к вашим изобретениям жена
— А жены у меня нет. Разве жена даст машинами заниматься? Моему другу, тоже «железячнику», женщина сказала: «Или я, или гараж!» Так он поменял гараж на женщину. Я бы такую глупость не сделал!
— Выберете все-таки гараж?
— Не гараж, а жизнь со смыслом! Многие женщины после пятидесяти теряют этот смысл и начинают тянуть мужика вниз. Ничем не интересуются, перестают следить за собой. Одна моя знакомая,
55-летняя дама, целью жизни сделала еду. Говорила: «Один раз на белом свете живу и хочу на нем накушаться!» Вот если она будет любить жизнь, а не свои застарелые привычки, будет путешествовать, ездить со мной, обливаться холодной водой, следить за питанием, такая женщина мне подойдет.
— А вы сами-то следите за питанием, обливаетесь?
— Честно говоря, обливаться в последнее время перестал, да и в питании иногда делаю ошибки, как и все. Я придерживаюсь раздельного питания, но бывает так захочется покушать «не по системе», и я налопаюсь, а потом жалею, что лишнее хватанул. У каждого человека есть свои слабости. Может, в паре их и преодолевать будет легче?
— То есть вы не прочь жениться?
— Ну-у Жениться не обязательно, но стремиться к этому надо, — продолжает Владимир Халабурда. — Потому что человек должен быть в паре. Я, например, все время чувствовал, что НАДО жениться, но мне некогда! Некогда, некогда, некогда, я занят, занят, занят Тридцать лет провел в гараже! Но сейчас у меня есть две машины, и обе закончены. И там, и там есть вакантные места. Причем ехать на них можно как сидя, так и лежа! И женщина сможет не только сидеть, но и лежать в машине. (Смеется. ) Может поспать, пока я довезу ее до места назначения. Так что дело сделано, можно и рискнуть жениться!
— «ФАКТЫ» теперь не спасутся от писем и звонков, Владимир Романович! Ведь такие мужчины, как вы, на вес золота. Может, разрешите дать ваш телефон в газете? А там и свадьбу, глядишь, сыграем
— Я не возражаю. Пожалуйста: (044) 450-40-37. Но только с алкоголичками и курящими у меня даже разговора быть не может, и на сто километров пусть не подходят! Мне нужна подруга, которая ведет здоровый образ жизни, активная, спортивная. Я сам не пью, не курю, занимаюсь спортом, вот стал заниматься северной ходьбой. Это ходьба с лыжными палками, она здорово разгружает позвоночник. Люди, конечно, смеются. Думают, чудак какой-то идет, дурачится с палками среди лета. «Иди, — смеются, — дед, иди!» — «А ты кури, — отвечаю, — кури! Посмотрим, кто из нас дольше проживет?»
— Я вот об одном думаю: что ж вы ни в какие двери не стучитесь, не предлагаете свои изобретения? Неужели вам не хочется славы?
— Я не тщеславен.
— а денег?
— Деньги нужны! Ведь у меня только пенсия. Еще есть приработок художника. Но, как продать свои идеи, я не знаю. Вот задумал новое изобретение: сконструировать веломопедомобиль с более мощным мотором, обшить корпус специальной тканью, которая применяется в самолетостроении. Подсчитал, что этот проект будет стоить около четырех тысяч гривен. Пойду на Крещатик рисовать портреты — зарабатывать на новый проект. Может быть, через вашу газету найдется спонсор.
Если бы авиазавод или мотозавод помог в производстве моих машин (кстати, на авиазаводе обо мне уже наслышаны), польза от них была бы огромной! Я бы сделал им несколько образцов! Как раз время пришло для таких машин: и бензина мало расходуют — два с половиной литра 76-го на каждые сто километров, и на дорогах занимают мало места, и устойчивость хорошая, и скорость достаточная!
Их можно применять и на селе — возить урожаи в подсобных и коллективных хозяйствах. Ведь в машину можно загружать до 200 килограммов. Веломопедомобили могут покупать и жэки — чтобы перевозить какие-то малые грузы. Их могут покупать туристы — для дальних поездок. Я, к примеру, использую своего «Тельца» так: путешествую на нем, катаю детей, могу отвезти знакомых на вокзал, вожу из Пущи-Водицы домой родниковую воду. Единственный минус у моих машин — они длинные. Для них нужен гараж не меньше пяти метров.
— Вы когда-нибудь встречали на дорогах веломопедомобили, похожие на ваши?
— Ни разу. Конкурентов у меня нет. То ли люди ленятся приложить руки и смастерить что-нибудь эдакое, то ли считают этот вид транспорта недостаточно представительным. Какие мы все-таки рабы стереотипов! Если машина — значит, ты на коне (не важно, что ты по уши в кредитах и дети сидят голодные!). Если велосипед — значит, неудачник. Даже папа, к которому я лет тридцать назад приехал из Киева в Таганрог на велосипеде (у нас был турпоход), как-то сказал мне: «Ты нас опозорил! У всех братьев машины! А ты на велосипеде прикатил » Думаю, что если бы сейчас папа с мамой, которые уже на небесах, увидели меня, то отнеслись бы ко мне снисходительнее. (Улыбается. ) Сейчас я бы их не опозорил с моими машинами-красавицами! Они были бы рады за меня. Все-таки не велосипед!
860Читайте нас у Facebook