«если учительскую дочку избили до сотрясения мозга, что тогда в школе делают с нашими детьми?.. »
Анна Негря — мама девочки, которая лежит с сотрясением мозга в районной больнице, — и Наталья Бокоч — учительница, которая с тем же диагнозом лечится дома, — работают в одной школе уже двадцать лет. Обе — бывшие одноклассницы и подруги, а их мужья (электрик и кочегар в той же школе) когда-то были близкими приятелями и даже приглашали друг друга на свадьбу в качестве свидетелей. Позже между двумя семьями пробежала черная кошка. То ли Анна Ивановна, став директором школы, начала вести себя высокомерно, то ли у Натальи Федоровны возникла зависть, что ее подруга взлетела так высоко, однако от бывшей дружбы не осталось и следа
«Когда я провела по ребристой подставке для книг ручкой, Наталья Федоровна со всей силы ударила меня головой об парту »
Говорят, что окончательный разрыв между женщинами спровоцировали президентские выборы 2004 года, на которых они поддерживали разных кандидатов. Политическое противостояние поделило тогда педколлектив школы на два непримиримых лагеря, и в разные инстанции полетели жалобы на директора. В результате Анну Негрю уволили. Позже через суд ее восстановили в должности, но в прошлом году она сама написала заявление и стала обычной учительницей. С тех пор в Груниковской общеобразовательной школе поменялись три директора, однако спокойствие в коллективе так и не наступило. Судя по последнему происшествию, в ближайшее время и не наступит.
Сейчас 11-летняя Ангелина находится в педиатрическом отделении Тячевской районной больницы. У девочки поникший вид и грустные глаза, по всему видно, что она в подавленном состоянии.
- Седьмого ноября нашу учительницу истории заменяла Наталья Федоровна, — рассказывает Ангелина. — На уроке моя подружка Люда отпросила нас во двор, мы купили воду с чипсами и вернулись в класс. Подружка поставила покупки на мою парту, но Наталья Федоровна забрала их на свой стол. Передо мной лежала пластмассовая подставка для книг. Я провела по ее ребристой поверхности ручкой — раздался скрежет. Тогда Наталья Федоровна выхватила подставку и бросила ее в стену, и та разлетелась на несколько кусков. А затем схватила меня за волосы и со всей силы ударила головой об парту. Я ношу на зубах металлические пластины. Одна из них от удара согнулась и рассекла губу, во рту появилась кровь. Голова разболелась, я заплакала и сказала, что сейчас позвоню маме. «Не позвонишь!» — сердито крикнула Наталья Федоровна, схватила мой телефон и бросила на пол. Тогда я опустила голову на руки и проплакала до конца урока. Наталья Федоровна больше ко мне не подходила. На перемене я встала, чтобы поднять телефон и позвонить маме, но чуть не потеряла сознание, так закружилась голова.
- Вначале, когда дочка позвонила мне и сказала, что учительница ударила ее, я не придала этому особого значения, — говорит мама Ангелины Анна Ивановна. — Но, после того как уже дома Ангелина рассказала, что произошло, и показала окровавленную губу, я поняла, что просто так это не оставлю. Была пятница, вторая половина дня, поэтому мы решили переждать выходные. Дочь, как обычно, играла и делала уроки, но была вялой и жаловалась на головную боль. Я давала ей цитрамон. В понедельник утром муж пошел в школу, чтобы выяснить, что произошло. Директриса вызвала Наталью Федоровну, которая с ходу набросилась на моего Степана с оскорблениями: «Ты, дебил! Убери свою дебильную дочь из нашей школы!» Избиение Ангелины она отрицала. Тогда муж сказал, что надо обо всем расспросить детей. Директриса вызвала психолога, пришел и муж Натальи Федоровны. Как только они вошли в класс, учительница подбежала к Ангелине, схватила ее за голову и закричала: «Что, я тебя била?! Я тебя била?.. » А затем спросила грозным тоном детей: «Кто скажет, что я ее била?» Дети побоялись ответить. Тогда Степан попросил Наталью Федоровну выйти в коридор и расспросил детей сам. В присутствии мужа Натальи Федоровны, психолога, классного руководителя и директрисы дети подтвердили, что учительница ударила Ангелину головой об парту, разбила подставку для книг и бросила ее телефон. Директриса еще переспросила: «Сильно учительница ударила Ангелину?» Дети ответили: «Мы не знаем, нужно спросить Ангелину »
Степан вышел в коридор и сказал, что дети подтвердили: учительница била дочку. Тогда Наталья Федоровна набросилась на него с кулаками, а ее муж обхватил его сзади. У Степана до сих пор остались синяки. На крик из класса выбежали дети, Ангелина заплакала: «Не бейте моего папу » Дочка тут же позвонила мне: «Мама, вызывай милицию, папу бьют». Я как раз была в Тячеве, поэтому сразу пошла в милицию, прокуратуру, отдел образования и заявила о произошедшем. Мне пообещали во всем разобраться
Во вторник Ангелина пошла в школу, но после первого урока позвонила и пожаловалась на головную боль. Мы отвезли ее в больницу. Врач еще отчитала нас, что мы привели ребенка аж на пятый день. С тех пор дочка находится в больнице. У нее не проходят круги под глазами, пропал аппетит. Пытаюсь читать ей школьный материал, но вижу, что она его не воспринимает. После того как в школу приезжала милиция, Наталья Федоровна написала заявление, будто мой муж избил ее до сотрясения мозга. Она родственница директрисы, и теперь учителя ходят в 6-Б и требуют у детей не говорить, что учительница ударила Ангелину. Одноклассники сами звонят и рассказывают об этом дочери. Меня в селе люди спрашивают: «Если учительскую дочку так избили, то что тогда в школе делают с нашими детьми?.. »
По словам заведующего детским отделением Тячевской райбольницы Степана Богачека, состояние Ангелины понемногу улучшается. Через несколько дней, если не появятся новые жалобы, девочку можно будет выписать.
- У девочки были черепно-мозговая травма и сотрясение мозга, — говорит Степан Михайлович. — Со временем травма заживет, но меня больше беспокоит душевное состояние Ангелины. Сейчас она в депрессии. Дети вообще тяжело переносят, когда взрослые бьют их, поэтому психологическая травма может остаться.
«Ангелина провоцировала меня еще накануне, но я выдержала. Даже пальцем ее не тронула »
Когда я подъехал к груниковской школе, там как раз подходило к концу собрание педколлектива по поводу произошедшего. Учителя не возражали против присутствия журналиста. В первые же минуты стало понятно, что большинство педагогов, мягко говоря, недолюбливают бывшего директора. Однако удивило вовсе не это, а то, что учителя, ничуть не смущаясь включенного диктофона, стали оскорблять не только бывшую директрису, но и ее 11-летнюю дочь. Коллективную точку зрения на произошедшее вызвалась высказать учительница начальных классов Людмила Апшай:
- Ангелина из школы ушла здоровой, а что было дальше, мы не знаем. Зато учительница в пятницу была вынуждена обратиться к медсестре, потому что ребенок устроил такой дебош на уроке, что у женщины подскочило давление. Она была не в состоянии работать после тех фокусов, которые вытворял ребенок. Когда Наталья Федоровна вышла из класса, она была сама не своя — бледная, руки трясутся, голос дрожит. «Что произошло?» — спрашиваем. «С Ангелиной невозможно работать», — отвечает. А в понедельник пришел отец Ангелины, потому что она якобы сказала, что Наталья Федоровна ее ударила. Но, обратите внимание, в пятницу девочка к медсестре не обращалась, в понедельник целый день была в школе — резвая, веселая. Она и во вторник пришла на первый урок. Зато учительница получила сотрясение мозга. Чтобы избежать ответственности, родители Ангелины придумали, будто учительница ударила их дочь.
- Но если учительница не била ученицу, какой смысл отцу приходить в школу и выяснять отношения? — пытаюсь уловить логику учительницы.
- Потому что Анна Ивановна была здесь директором. После проверок Минобразования ее уволили, с чем она никак не может смириться. Вот и настраивает свою дочь на такое поведение — чтобы спровоцировать конфликт и показать, что все педагоги плохие. Ей не нравится, что в школе все хорошо. Теперь отец Ангелины угрожает детям: «Говорите, что учительница била мою дочь!» Они бегут от него, а он за ними
Итогом собрания стали два решения, принятые большинством присутствующих. Первое — рекомендовать директору уволить мужа Анны Негри за инцидент с учительницей. Второе — отозвать положительную характеристику на Ангелину, которую по запросу милиции подготовила классный руководитель, и заменить ее на «правдивую — негативную». Как говорят в таких случаях, без комментариев
Натальи Бокоч на собрании не было, она сейчас дома, лечится. Учительница встретила меня, лежа на кушетке, на ее правом плече — внушительных размеров синяк.
- Это началось еще в четверг, когда я пришла в 6-Б на замену, — говорит Наталья Федоровна. — Ангелина опоздала, а потом прямо на уроке начала пить воду. Я забрала бутылку и поставила возле своего стола. Она провоцировала меня, но я выдержала. В пятницу — то же самое. Ангелина с подружкой отпросились с урока во двор. Вернулись минут через десять, принесли воду и чипсы. Мы как раз разбирали самостоятельную работу, которую делали на прошлом уроке. Ангелина ответила на три из шести вопросов, поэтому получила шесть баллов, ее подружка не ответила ни на один и получила ноль. Только дала им ответы с оценками и посадила за парту, как Ангелина схватила свой листок и порвала на мелкие кусочки. После этого взяла у подружки и тоже разорвала прямо у меня на глазах. Я сдержалась. «Где твоя книга?» — спрашиваю. — «Я не взяла, потому что у подруги есть». — «А тетрадь?» — «А в тетрадь я не буду писать, потому что не хочу». — «Ну, хорошо, сиди». Через минуту девочка начала есть чипсы. Я молча забрала их и поставила на учительский стол. Она стала пить воду, которую я тоже забрала. И тогда Ангелина принялась громко водить ручкой по своей подставке для книг. Я не выдержала и бросила подставку на пол. Она потянулась за телефоном: «Я сейчас позвоню маме». «Нет, Ангелина, дождись перемены, потому что на уроке даже я не звоню», — и положила ее телефон на свой стол. Тогда она сложила руки на парте, опустила на них голову и начала плакать. Так и проплакала до конца урока.
В понедельник пришел отец Ангелины. Начала жаловаться ему на поведение дочери, а он и слушать не хочет: «Говори, за что ты ударила Ангелину и разбила ей губу?» Я была в шоке, я ее вообще не трогала! Мы с директором, психологом и моим мужем пошли в класс. Что было там, я не знаю, потому что Степан не разрешил мне зайти. А когда вышел, неожиданно ударил меня в плечо. Я оттолкнула его и почувствовала удар в голову. Муж обхватил Степана сзади, чтобы защитить меня, но он сумел ударить меня еще раз — в подбородок. Врачи потом установили, что у меня сотрясение мозга. Теперь лежу дома, лечусь
После всего услышанного не может не возникнуть вопрос: как это возможно, чтобы участники инцидента описывали его совершенно по-разному? Однако ничего сверхъестественного в этом, к сожалению, нет. Нужно принять во внимание менталитет местных жителей, которые традиционно живут в тесном, почти закрытом, сообществе, пронизанном сверху донизу родственными связями, а в конфликтных ситуациях делятся на отдельные группы и действуют по принципу «свой-чужой». Никто даже не пытается объективно разобраться в ситуации. Жаль, что заложниками этого становятся дети.
После заявления Анны Негри учеников 6-Б опрашивали сотрудники отдела криминальной милиции по делам несовершеннолетних. Сделать это оказалось непросто, поскольку взрослые оказывали на детей давление. В результате часть детей просто не ходит в школу, чтобы избежать встречи с правоохранителями, другие говорят: «Я не знаю, ничего не видел». Однако, как сообщили «ФАКТАМ» в Тячевском райотделе милиции, половину класса все-таки удалось опросить, и все дети подтвердили, что учительница ударила девочку головой об парту. Несмотря на это, юристы еще не сказали свое слово по этому поводу. Материалы переданы в районную прокуратуру, которая будет проводить еще одну проверку.
680
Читайте нас у Facebook