В 2005 году в соединенных штатах более двух миллионов человек признали себя неплатежеспособными
Проблемы, связанные с финансовым кризисом, жители США переживают не в первый раз. Так, нынешний механизм банкротства физических лиц утвержден еще в 1978 году в Кодексе о банкротствах. Это было связано с необходимостью урегулировать вопрос массовых невозвратов кредитов, который в очередной раз возник в разгар нефтяного кризиса, начавшегося в 1971 году и продлившегося более десяти лет — до 1982 года
Тем не менее опыт тех лет не научил жителей страны ограничивать себя в займах. Люди продолжали брать кредиты, надеясь на то, что в случае невозможности их выплатить смогут объявить себя банкротами и списать часть долгов. Чтобы помешать таким «формальным» банкротствам, американские законодатели в октябре 2004 года сильно ограничили размеры списания. Это вызвало небывалую реакцию. По исследованиям фирмы Lundquist Consulting, накануне введения нового закона американцы буквально завалили суды прошениями о добровольном банкротстве. Ежедневный поток заявлений вырос с шести-семи тысяч до 148 тысяч. Из-за охватившей американцев «лихорадки» за 2005 год число банкротств достигло 2 миллионов. Поскольку население США составляет 286 миллионов человек, получается, что банкротом объявил себя каждый 150-й американец
Впрочем, у банков есть еще один способ собрать с должников долги — прибегнуть к услугам коллекторов. Коллекторский бизнес в США зародился еще в 60-е годы прошлого столетия. А уже в начале 80-х он получил распространение и в Европе. Парадокс, но коллекторских компаний в развитых странах больше, чем самих банков: около шести с половиной тысяч коллекторов насчитывается в США и около десяти тысяч — в странах Евросоюза.
Если клиент не платит банку деньги, то уже на 90-120-й день проблемную задолженность передают коллекторскому агентству, которое помогает банку возвратить долг за комиссионное вознаграждение или же покупает долг со скидкой, чтобы потом вернуть себе все 100 процентов.
В США этот бизнес законодательно урегулирован и имеет свои традиции. Еще в 1978 году был принят закон о добросовестной практике взимания долгов. Согласно ему коллектор не имеет права беспокоить должников с 9 вечера до 8 утра. Если работодатель клиента не приветствует посторонние телефонные разговоры, коллектор не имеет права звонить человеку на работу. Строго-настрого запрещено в какой бы то ни было форме давить на должника, оскорблять его, угрожать, а также отправлять ему уведомления, внешне напоминающие документы, рассылаемые государственными инстанциями. Более того, нельзя грозить судом, если на самом деле судебное разбирательство не входит в планы коллекторской компании.
В Украине пока нет специального законодательства, регулирующего коллекторскую деятельность. Отношения между кредитором и коллектором могут оформляться договором уступки права требования согласно Гражданскому кодексу. Не выписана у нас законодательно и процедура банкротства физических лиц, хотя проект закона, который призван решить все эти вопросы, находится в парламенте. Тем не менее способы урегулирования ситуации, когда заемщик не может выплачивать банку кредит, у нас есть. Как при таких «дырах» в законодательстве решаются столь щепетильные вопросы, читайте в следующих номерах «ФАКТОВ».
186Читайте нас у Facebook