Сидя на хортице вокруг огромной каменной «миски», казаки черпали из нее юшку полутораметровыми ложками и кормили друг друга
«ФАКТЫ» продолжают публикацию из серии «Семь чудес Украины». Как известно, так называлась всеукраинская акция, в ходе которой из почти тысячи отечественных исторических и культурных памятников были выбраны семь самых замечательных: Каменец-Подольский заповедник, Киево-Печерская лавра (рассказ о ней публиковался в «ФАКТАХ»
5 октября этого года), Софийский собор, дендрологический парк «Софиевка», Херсонес Таврический, Хотинская крепость и Национальный заповедник «Хортица».
Легендарный остров — колыбель казачества, родина первой в мире демократической республики — набрал большинство интернет-голосов (26011).
«Здесь что ни урочище — то легенда, что ни криница — то предание или забавная история»
Отвечая на поздравления по поводу вхождения в «чудесную семерку», генеральный директор Национального заповедника «Хортица» Константин Сушко заметил:
- Думаю, среди приверженцев Хортицы немало тех, кто никогда здесь не был, но воспринимает остров как национальную святыню, уникальный духовный храм под открытым небом.
Действительно, для украинцев, живущих вдали от Острова, он скорее абстрактный природно-исторический памятник, чем живой организм. По Хортице нужно прой-ти своими ногами, набрать в легкие ее воздуха, окунуть глаза в ее небо. Что два-три раза в год я и делаю.
Стою у края тысячелетней Черной скалы над днепровской кручей. Левей меня и внизу — Змиева пещера, сзади — живописная тропа, по которой, предположительно, ходил великий Кобзарь в 1843 году. «Був я уторчк на Укращнч ц на Хортицч, ч скрчзь був, ч плакав», — писал Тарас Шевченко своему другу, наказному атаману черноморских казаков Якову Кухаренко. Перевожу взгляд вправо и попадаю в век нынешний: Днепровская ГЭС, плотина, дымные шлейфы металлургических комбинатов. Где еще возможен такой переброс во времени?
Совершая свои двенадцать подвигов, Геракл попал в землю, названную впоследствии Скифией. Встретив местную богиню Табити — прекрасную деву-змею, герой древнегреческих мифов вступил с ней в любовную связь и прожил в пещере три года. Богиня родила Гераклу трех сыновей, и один из них, Скиф, стал царем окрестных земель, вождем своего народа. Как считают исследователи, это произошло в хортицкой Змиевой пещере возле скалы Верхняя голова.
В глубь веков уходит своими корнями само легендарное слово «Хортица». Потому так и противоречивы мнения ученых о его происхождении. Одни считают, в нем звучит гордое имя Хорса — мифического повелителя Солнца у древних славян. Есть и более современное объяснение: с высоты птичьего полета и на картах остров похож на распластавшуюся в беге собаку — борзую, называемую хорт или хортый.
Первое из известных письменных упоминаний о Хортице, датируемое Х веком, — сочинение византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей». В ту пору по Днепру мимо Хортицы проходил известный торговый путь «из варяг в греки». Остров хорошо знали русские дружины. Тут останавливались князья Аскольд, Дир, Олег, Игорь, княгиня Ольга. В северной части острова на Черной скале в неравной схватке с печенегами сложил свою голову храбрый князь Святослав, сын Игоря и Ольги
Люди населяли «прекрасный, гористый, веселый остров» (так отзывались о нем путешественники) еще в древние времена. Первая стоянка эпохи неолита зафиксирована именно на здешних скалах. На Хортице что ни урочище — то легенда, что ни криница — то предание или забавная история. И многие из них связаны с запорожскими казаками
На скале Ушвивой запорожцы выбивали из сорочек вшей, а скала Кара служила местом наказания провинившихся
Во время русско-турецкой войны (1736-1739 годы) на Хортице соорудили линию земляных укреплений, там долгое время стояли русские и казацкие отряды, совместно выступавшие против Османской империи. Тогда же была основана верфь, где строили казацкие корабли. В одну из холодных зим в бухтах острова между скалами скопилось до 400 кораблей и лодок. У ослабленного голодом и эпидемиями войска не хватило сил и желания бороться с весенним ледоходом, во время которого около сорока кораблей затонуло. (О том, как в 1999-м и 2007 годах запорожские гидроархеологи поднимали с днепровского дна относящиеся к тому времени корабли — бригантину и чайку, «ФАКТЫ» подробно рассказывали. )
На острове Средний Стог находится знаменитая «Казацкая миска». В круглой глубокой чаше, образовавшейся в камне, казаки варили юшку. По преданию, сидя вокруг огромной «миски», вислоусые богатыри полутораметровыми ложками черпали из нее суп и кормили друг друга. Любимым хмельным напитком запорожских казаков была оковита (во время боевых походов вводился «сухой закон»). Предполагают, что название «зелья» пошло от латинского «аква вита» — живая вода. Сечевики учились в бурсе и латынь знали. Но есть и другой вариант: водка была такой крепкой, что «око вынимала».
В узком ущелье Сечевые ворота, по преданию, запорожцы устраивали испытание новичкам. Через каньон перебрасывали бревно, по которому парубок, желающий вступить в сечевое братство, должен был пройти с завязанными глазами. Кто оступался (внизу его ловили товарищи), приходил сдавать экзамен на следующий год. На скале Думной казацкие ватаги собирались, чтоб обдумать детали предстоящих походов. На скале Ушвивой запорожцы выбивали из сорочек вшей, а скала Кара служила местом наказания провинившихся.
Метрах в пятистах вверх по течению от моста Преображенского через Новый Днепр лежит в воде у берега огромный валун. Горизонтальное отверстие в граните (диаметр — около
30 см, глубина — 50) рукотворное. Кому и зачем понадобилось вкладывать в камень труд и время? Местный краевед Юрий Вилинов считает, что этот обломок скалы мог служить казакам своеобразным маяком. В отверстие заливали какой-нибудь жир и поджигали его. На свет шли казацкие суда, возвращавшиеся после похода
Хортица уникальна своей флорой и фауной. На ней есть все характерные для Украины ландшафты: степь, лесостепь, горы, пустыня, полупустыня. Около 300 видов животных, свыше тысячи видов растений обитают на этом воистину чудесном участке суши. Особая ценность острова — ее южная, плавневая часть. По живописным озерам, многие из которых соединены протоками, можно путешествовать бесконечно. Тишина, безветрие, запах свежей зелени Вечная Хортица!
Тот, кто в последние два с половиной года посещал Хортицу, не мог не заметить происходящие в заповеднике перемены. Безликая «заповедная территория» преображалась в привлекательный для посещений культурно-этнографический объект. Сначала остров украсился полусотней больших щитов с призывами любить и беречь нашу национальную святыню: «Хортицч прихмна ваша присутнчсть», «Тихо — ви у храмч природи». В балки, посадки, на песчаные пляжи острова пришли команды энтузиастов-чистильщиков. С территории заповедника вывезли десятки машин с «отходами жизнедеятельности» нецивилизованных отдыхающих.
«Даже самый уникальный объект будет выглядеть сиротливо среди куч мусора и зарослей амброзии»
Один за другим стали обустраиваться «Скифский стан» — воссозданный исторический ландшафт Хортицы с курганами, скифскими каменными бабами, бекетом — казацкой смотровой вышкой; «Протолче» — средневековое поселение руссов-украинцев, а позже — и запорожских казаков. Появились гранитная стела в честь прославленных украинцев — от Святослава Храброго до Вячеслава Чорновола, оригинальные памятники — скифскому казану, писанке, скульптуры запорожских казаков
На территории заповедника расположен историко-культурный комплекс «Запорожская Сечь», первая очередь которого уже принимает туристов. Комплекс занимает три гектара и состоит из 19 сооружений, в числе которых корчма, церковь, кузница, курень, на валах установлены пушки. Это не реконструкция одной из восьми известных историкам Сечей (их рисунки не сохранились), а обобщенный образ казацкого военно-административного центра. Именно в «интерьерах» этой натуры российский кинорежиссер Владимир Бортко снимает сейчас «Тараса Бульбу».
Преобразования в заповеднике (официально он существует с 1965 года) связаны с именем генерального директора «Хортицы» Константина Сушко, пришедшего на эту должность в апреле 2005 года. По профессии Сушко журналист, но более 30 лет изучал природу и историю острова, в одиночку охранял плавни от браконьеров, пером и словом боролся с чиновниками, мечтавшими застроить Хортицу особняками и увеселительными заведениями. Константин Иванович — авор почти двух десятков художественно-публицистических книг (большая часть их — о Хортице), лауреат премии Ивана Франко. Влюбленный в Остров подвижник, возглавив заповедник, занялся решением его проблем не только в силу служебных обязанностей, но и по зову сердца.
- С назначением Константина Сушко на эту должность мы попали в «десятку», — заметил Президент Украины Виктор Ющенко, посетивший Хортицу во время визита в Запорожье
4 июня 2005 года.
Не все, однако, разделяют новации гендиректора, обвиняя его в превращении Хортицы в «плацдарм для собственных неграмотных экспериментов». Но сделанное в Национальном заповеднике высоко оценили такие известные ученые, как Виталий Отрощенко, Федор Турченко, Виктор Чабаненко, Николай Жулинский.
- Мы собираемся углублять туристическую инфраструктуру, — говорит Константан Сушко. — Но согласитесь: даже самый уникальный объект будет выглядеть сиротливо среди куч мусора и зарослей амброзии, к тому же без надежной охраны. Поэтому в неотложных ближайших планах — наведение порядка на острове На мой взгляд, акция «Семь чудес Украины» подтвердила: мы избрали правильную тактику обустройства Хортицы.
P. S. Этот материал уже стоял в номере, когда стало известно, что министр культуры и туризма Украины Юрий Богуцкий освободил Константина Сушко от обязанностей гендиректора Национального заповедника «Хортица». На пресс-конференции в запорожском Доме печати Сушко заявил, что считает свое увольнение незаконным и уже подал в суд исковое заявление. Константин Сушко убежден: за его отстранением от должности стоят представители бизнеса, которым нужен «ручной» руководитель «Хортицы», не препятствующий разбазариванию уникальных заповедных земель острова.
1040Читайте нас у Facebook