ПОИСК
Події

«в те дни, когда у михаила булгакова были заработки, он не думал отдавать долги, а предпочитал тратить деньги на вечеринки с вином и дорогими закусками»

0:00 24 травня 2006
Исполнилось 115 лет со дня рождения автора всенародно любимых «Мастера и Маргариты», «Собачьего сердца», «Белой гвардии» и 15 лет с момента открытия Музея Булгакова в Киеве

- Спрашиваете, как интимные подробности, касающиеся Михаила Булгакова, попали в книгу московского булгаковеда Бориса Мягкова? Он попросту воспользовался нашей добротой, — говорит научный руководитель Музея Михаила Булгакова в Киеве Кира Питоева.  — Мемуары, в которых идет речь о некоторых эпизодах киевского периода жизни Булгакова, написал его зять (муж сестры Вари) Леонид Карум. Семнадцать папок воспоминаний Карума еще в конце 1980-х нам передала его дочь Ирина. К сожалению, ее уже нет в живых. Прежде чем вручить мемуары нашим сотрудникам, ездившим к ней в Новосибирск, Ирина Леонидовна вырезала из записок отца некоторые места. Например, начало предложения есть, а конец отсутствует. Тем не менее остались описания ряда сцен, публиковать которые, вероятно, не следует. Мы, сотрудники музея, знаем о Булгакове довольно много, но это не значит, что должны все выносить на публику…

«Свои и Булгакова любовные похождения зять писателя изложил в подробностях»

- В Новосибирск к Ирине Леонидовне Карум мне посчастливилось летать с директором Музея Булгакова в Киеве Анатолием Петровичем Кончаковским, — рассказывает директор столичного Музея одной улицы Дмитрий Шленский.  — Я в то время возглавлял литературно-поисковое объединение «Мастер» и вместе с коллегами участвовал в организации Музея Булгакова, был его сотрудником. Встреча с племянницей писателя была для нас с Кончаковским неимоверно волнующей, ведь Ирина Леонидовна помнила Михаила Афанасьевича. В 1920-е годы он приезжал из Москвы к родне в Киев и прогуливался по Крещатику с любимой маленькой племянницей Ирой Карум. Булгаков описал это в эссе «Киев-город». Поначалу Ирина Леонидовна не хотела, чтобы к ней приезжали, но Кончаковский настойчиво писал ей. Лед тронулся, когда в Киеве приняли официальное решение об открытии Музея Булгакова, кстати, первого и до сих пор единственного в СНГ. В 1918 году Булгаковы и Карум жили в одной квартире из семи комнат, занимавшей весь второй этаж в доме на Андреевском спуске, где ныне находится музей.

Ирина Карум передала музею почти все семейные фотографии и рассказала, что у нее и ее сестры Екатерины остались мемуары их отца, в которых есть воспоминания о Михаиле Булгакове. Леонид Карум, офицер царской, Белой, а затем — Красной армии, стал прототипом Тальберга, героя романа «Белая гвардия». До старости он оставался видным крепким мужчиной. В 1954 году, после смерти супруги Варвары Афанасьевны, Карум, будучи уже пожилым человеком (тогда он преподавал иностранные языки в Новосибирском университете), женился во второй раз, и вскоре у него родилась дочь Катя. Разница в возрасте у сестер Ирины и Екатерины больше 30 лет. Чтобы получить для музея мемуары Карума, я чуть ли не ухаживал за Катей. А Ирине Леонидовне рассказал о своей бабушке, которая в начале 1920-х была дружна с семьей Карум. Ничего удивительного в этом нет: Киев тогда был небольшим городом, и все интеллигенты знали друг друга.

- Папки с мемуарами (автор назвал их «Романом без вранья») мы все-таки получили, но прежде Ирина Леонидовна занялась уничтожением шокирующих, по ее мнению, эпизодов, — продолжает Дмитрий Шленский.  — Я был в ужасе и даже уговорил Кончаковского, человека очень порядочного, подальше спрятать то, что осталось. Ирина Леонидовна хотела было продолжить ревизию записей отца, но они «не нашлись». Потом мы упросили ее прекратить уничтожать мемуары.

РЕКЛАМА

Я понимал, что имею доступ к этим бумагам, возможно, в первый и последний раз, поэтому читал их все пять часов перелета из Новосибирска в Киев. А когда прибыл домой, дирекция Музея истории Киева (Музей Булгакова является его филиалом) попросила меня не распространяться о прочитанном. Интересно, что в мемуарах Карума нет ни слова о том, что Тальберг в значительной степени списан с него. Видимо, прототипу героя это не нравилось. А вот свои и Булгакова любовные похождения Леонид Карум описал со всеми подробностями. Знаете, я не увлекаюсь эротической литературой, но думаю, многие бестселлеры этого жанра выглядят бледно по сравнению с воспоминаниями Карума.

Хотя и он, и Булгаков имели ошеломляющий успех у дам и не избегали шумных вечеринок, компании у них были разные. Карум недолюбливал Булгакова. Почему? Ответ может заключаться в небольшом отрывке из мемуаров, касающемся совместной жизни в квартире на Андреевском спуске: «Вся молодежь решила, что будет жить коммуной. Наняли кухарку. Каждый должен был вносить в хозяйство свой пай. Хозяйкой коммуны выбрали Варвару. И вот тут возникли некоторые неприятности. У Михаила, начинающего врача, была небольшая практика. Это было понятно, и все с радостью согласились предоставить ему необходимый кредит. Но Михаил начал злоупотреблять кредитом. В то время как все члены коммуны жили, как говорится, «в обрез», Михаил в дни, когда у него были заработки, не думал отдавать долги, а предпочитал тратить деньги на вечеринки с вином и дорогими закусками. На вечеринки приходили его друзья, тоже молодежь, любившая покушать на даровщину… »

РЕКЛАМА

«Дом по улице Воздвиженской в Киеве, где родился Булгаков, полуразрушен, но уже началось его восстановление»

О том, что именно в этой квартире на Андреевском Булгаков «поселил» Тальберга и Турбиных, героев романа «Белая гвардия», читающая публика узнала только в конце 1960-х годов. Дом Ь 13 вычислил известный писатель Виктор Некрасов. Он застал там дочь дореволюционного хозяина дома Инну Васильевну Листовничую-Кончаковскую с семьей. Кстати, Листовничий-старший (его семейство жило на первом этаже, второй он сдавал Булгаковым), по мнению Некрасова, стал прототипом домохозяина Василисы из романа «Белая гвардия».

- Когда в конце 1980-х годов мы приступали к созданию Музея Булгакова, в этом доме жила внучка Василия Листовничего Ирина, — добавляет Дмитрий Шленский.  — Она занимала второй, булгаковский, этаж, а на первом располагались художественные мастерские. Художникам власти предоставили другое помещение, и наше объединение «Мастер» организовало подряд две выставки, посвященные Булгакову. Экспозиции в основном состояли из фотографий, но к нам выстраивались громадные очереди. Посетители приезжали со всего Советского Союза. Бывало, наш рабочий день длился до глубокой ночи — например, когда после спектакля наведались актеры Московского художественного академического театра, приехавшего на гастроли в Киев.

РЕКЛАМА

Решение создать Музей Булгакова власти приняли в 1989 году. Планировалось, что он разместится в трех зданиях: на Андреевском спуске, Воздвиженской и на улице Кудрявской, где некоторое время жил Булгаков. Сейчас на Кудрявской расположен Музей Пушкина, а дом на Воздвиженской частично разрушен. Другие старые здания там снесли, чтобы возвести на их месте новые. Только недавно в булгаковском доме начались строительные работы. (Директор Музея истории Киева Тамара Хоменко опровергла слухи о том, что после ремонта в этом здании будет развлекательный центр.  — Авт. ) Музей Булгакова удалось открыть только на Андреевском спуске. Внучку Листовничего тогда отселили, а здание поставили на капремонт. Из досок разобранных межэтажных перекрытий художники делали рамы для картин. Когда старые доски разрезали, чувствовался запах сосновой смолы! Удалось сохранить многое из первозданной обстановки. Например, паркет. Его сняли, а затем уложили по применявшейся сто лет назад технологии — на песок. На чердаке нашли старинные двери и лестничные перила конца XIX века…

- Музей открыли для посетителей 15 лет назад, в мае 1991 года, — рассказывает научный руководитель Музея Булгакова Кира Питоева.  — Но помещения были пусты. (Киевляне помнят, что во время торжественной церемонии открытия произошло мистическое событие: среди ясного неба раздался оглушительный раскат грома.  — Авт. ) Первую экспозицию мы смогли показать публике только через два года. Подлинных булгаковских вещей тогда у нас было 13 единиц. Теперь — 565. Их легко отличить: они имеют натуральный цвет. А муляжи, которые позволяют полнее восстановить обстановку в доме, абсолютно белые. У нас есть традиция в день рождения Михаила Афанасьевича выставлять его пепельницу и подставку для часов, принадлежавшую его отцу. Почему их показывают публике лишь один день в году? Причина прозаичная: эти вещи никак не удается надежно закрепить на своих местах, а приклеивать их мы не хотим. Остальные предметы, выставленные в экспозиции, как-то прикреплены, например, умело спрятанными нитями.

У нас хранится икона, перед которой в романе «Белая гвардия» Елена просит Богоматерь вернуть ей брата Алексея. Он был ранен и выздоровел. Ежегодно

22 декабря, в день, когда в романе Елена молилась о брате, мы читаем ее молитву посетителям…

666

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів