Известная по советским учебникам картина федора решетникова «опять двойка! « задумывалась как гимн отличнику и могла бы называться «опять пятерка! »
«Дружеские шаржи юного художника так понравились Отто Шмидту, что он взял его в экспедицию»
- В 15 лет, взяв сверток с кистями и красками, узелок с сухарями и новые байковые брюки, дядя Федор тайком уехал на Донбасс, это было в начале 1921 года, — говорит Евгений Васильевич. — За годы скитаний Феде пришлось поработать плотником, сапожником, маляром, шахтером, художником в железнодорожном клубе. Его способности были столь очевидны, что парень поступил в Москву на рабфак искусств.
Федор был романтиком, энтузиазм первых советских пятилеток захватил его. Когда в 1932 году ледокол «Сибиряков» готовился впервые в истории мореплавания пройти по Северному морскому пути, молодой художник решил принять участие в экспедиции. Он приехал в Архангельск, откуда должен был отправляться «Сибиряков», и в течение нескольких дней, оставшихся до отплытия, сделал серию зарисовок и дружеских шаржей на участников экспедиции. Потом вывесил свои работы в кают-компании парохода. Выставка так понравилась начальнику экспедиции Отто Шмидту, что он взял студента художественного училища в поход. В экспедиции Федор сделал много интересных рисунков, они выставлялись потом в Японии, куда отбуксировали «Сибиряков» для ремонта. Позже Федора Решетникова, как и других участников экспедиции, наградили орденом Трудового Красного Знамени. Он стал первым комсомольцем-студентом, удостоенным этой награды.
Когда на следующий год по проложенному «Сибиряковым» маршруту в свой первый рейс отправился ледокол «Челюскин», Шмидт уже сам пригласил в поход полярника-старожила Федора Решетникова.
Рисунки о жизни челюскинцев в ледовом лагере студенту художественного училища зачли как дипломную работу
В домашнем архиве моего собеседника хранится подшивка публикаций газеты «Правда» за 1933-1934 годы, посвященных челюскинской эпопее.
13 февраля 1933 года «Челюскин» был раздавлен льдами Чукотского моря и за два часа затонул, а сотня полярников высадилась на «сушу». Уже на четвертый день после катастрофы вышел первый номер стенгазеты «Не сдадимся» с рисунками Федора Решетникова. В суровых льдах Арктики его искусство оказалось так же необходимо, как теплая одежда и хлеб. «Свои рисунки Решетников выполнял в поистине нечеловеческих условиях, — пишет заместитель начальника экспедиции И. Баевский. — Ему приходилось рисовать или сидя на корточках, сгорбившись, или лежа на животе. Несмотря на это, они были хорошо исполнены. Лагерь Шмидта восторженно реагировал на эти рисунки и карикатуры».
Вскоре после спасения полярников в выставочном зале Московского товарищества художников открылась выставка «Челюскинская эпопея». Это была серия небольших картин и рисунков, созданных студентом выпускного курса Института изобразительных искусств Решетниковым на основе натурных зарисовок и наблюдений. Работы молодого художника воссоздавали жизнь экипажа на льдине. Эти рисунки студенту Решетникову зачли как дипломную работу.
- Когда Федор с делегацией челюскинцев приезжал в Днепропетровск, он жил у нас, — продолжает Евгений Решетников. — Я ходил на его встречу с трудящимися, которая происходила на стадионе. Помню, весь стадион хохотал над его рассказом о том, как Федор разыграл полярников, напугав белым медведем. Решив поднять настроение терпящим бедствие людям, он попросил Шмидта нарисовать медвежий след, сделал с него отпечаток и незаметно «наследил» возле палаток. Перепуганные полярники похватали ружья и бросились на поиски зверя. А потом Федя вывесил стенгазету, в которой изобразил, как он идет по снегу на четвереньках, а за ним охотники с ружьями Еще дядя рассказывал, как сложно было устанавливать палатки на льду. Для того чтобы закрепить их, люди мочились на колышки, после чего те вмерзали.
- Средний брат Решетниковых Иван увлекся революцией, и следы его затерялись, — вспоминает Евгений Васильевич. — После того как в «Правде» появилась заметка о Федоре, написанная Отто Шмидтом, в редакцию пришло письмо из Мариуполя, в котором автор спрашивал: «Не о моем ли брате рассказала газета?» Мой отец прочитал заметку, и, когда дядя Федор был в Днепропетровске, они поехали в Мариуполь, где, демобилизовавшись из Красной Армии, жил Ваня. Так три брата встретились.
- Федор Решетников был женат?
- После войны он женился на Лидии Бродской, дочери художника Исаака Бродского, ученика Ильи Репина. Лида была очень красивой, работала танцовщицей в цирке, а дядя усадил ее за мольберт. И не ошибся: Лида начала писать пейзажи, стала известным живописцем, получила звание народного художника СССР. Ее картины сегодня в большой цене.
«На Сталинскую премию дядя купил престижную на то время машину «Победа»
- Как создавалась знаменитая картина «Опять двойка!»?
- Задумав написать жанровую картину об экзаменах в школе, он стал часто бывать на уроках, садился на задней парте и наблюдал за ребятами. Хотел передать радость школьника, который получил пятерку. Как-то учительница вызвала к доске лучшего ученика, а он вдруг стал запинаться, совсем смутился и в итоге получил двойку. Его расстроенное лицо взволновало Федора, и появилась новая идея картины. Надо сказать, что дети считали его своим художником, дядя хранил множество школьных сочинений, написанных по его картинам. «Двойка» была написана в 1952 году и вызвала такой интерес, что через два года появилась картина «Переэкзаменовка» — продолжение истории, где действует тот же главный герой.
- Произведения Федора Решетникова дважды удостаивались Сталинской премии. Как распорядился ваш дядя деньгами?
- После получения одной из премий он купил престижную на то время машину «Победа». В 1948 году я гостил у дяди в Москве, и он предложил мне: «Хочешь, куплю тебе мотоцикл?» Я отказался. Кстати, одну из премий дядя получил за картину «Дни и ночи», на которой изображен Сталин, стоящий у карты страны. Генералиссимус был написан с подачи моего отца, посоветовавшего Федору помнить о конъюнктуре. Жил дядя небедно, в трехкомнатной квартире возле стадиона «Динамо», держал домработницу. Мастерская — громадная, с антресолями, заставленными скульптурами и мольбертами, — находилась рядом. У жены была отдельная мастерская. У Лиды и Федора была дочь Люба, ставшая, по-моему, тоже художницей. Ее дальнейшую судьбу я не знаю.
- Ваш родной брат Василий Васильевич тоже позировал художнику Федору Решетникову?
- Да, «Портрет Героя Советского Союза В. Решетникова» был написан в 1948 году. Мой брат старше меня на шесть лет, ему сейчас идет 86-й. Во время войны Вася стал летчиком, совершил 307 боевых вылетов, в 1943 году получил звание Героя. После войны дослужился до генерал-полковника, в 80-е годы был заместителем командующего ВВС России. Живя в Москве, Вася часто общался с дядей Федей, они были дружны.
Я тоже некоторое время служил в авиационном полку, которым командовал брат Василий. После демобилизации окончил в Днепропетровске металлургический институт, работал в мартеновском цеху «Запорожстали»
Федор Павлович Решетников умер 13 декабря 1988 года. Академика живописи и народного художника СССР похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве. Сегодня, по свидетельствам очевидцев, могила Решетникова представляет собой печальное зрелище: на чуть возвышающемся, неогороженном холмике нет даже скромного памятника, а дешевая мраморная дощечка (на ней, кроме имени художника, значится имя погребенной здесь же в 1991 году Лидии Исааковны Бродской) разбита и едва держится в металлическом обрамлении.
На родине Федора Решетникова, в селе Сурско-Литовское, торжественно отмечать 100-летие знаменитого земляка будут 21 августа. В свое время художник передал в дар сельской школе, в которой учился, 20 своих картин, в том числе один из вариантов работы «Опять двойка!» Стараниями бывшего учителя и директора школы Ольги Ивановой был создан небольшой музей. В преддверии юбилея администрация Днепропетровского района выделила деньги на «евроремонт» двух комнат, которые занимает музей. А для того чтобы произведения Федора Решетникова могли увидеть и жители Днепропетровска, часть картин во время ремонта экспонировалась в помещении городского музея металлургии.
2076Читайте нас у Facebook