ПОИСК
Події

Сдвинуть с места перевернувшийся в кривом роге трамвай не удалось даже двумя 20-тонными автокранами — слишком крепко его держал вонзившийся в салон столб

0:00 13 лютого 2005
Інф. «ФАКТІВ»
В результате крушения двое пассажиров погибли, а девять до сих пор находятся в больнице

На Днепропетровщине катастрофы трамвая случались до этого лишь дважды, и оба раза на очень крутых спусках перед резким поворотом. В 80-х в Днепропетровске «четверка» сорвалась с откоса на углу улиц Короленко и Чкалова, врезавшись в угол дома, а в 1996 году в Днепродзержинске из-за отказа тормозов ехавший вниз по проспекту Аношкина трамвай перелетел через бетонное ограждение, похоронив под собой 40 человек и искалечив более 120. Но в Кривом Роге нет крутых склонов. Расположенный на равнине город хоть и считается столицей горнорудной промышленности, но горка здесь, пожалуй, только одна: в районе улиц Украинской и Ньютона. На откосе градусов под двадцать как раз и проходит 2-й трамвайный маршрут. Именно здесь, как уже сообщали «ФАКТЫ», 27 января разыгралась трагедия.

«Ой, божечки, что сейчас будет!» — закричала вагоновожатая, выскочив из кабины

Начальник отдела по чрезвычайным ситуациям Центрально-городского райисполкома Владимир Смольняков служебной машиной пользуется редко. Во-первых, бензин дорогой, а расстояния в Кривом Роге огромные: из одного конца города в другой — без малого 130 километров. Во-вторых, по дороге на работу от пассажиров в трамвае столько всего узнаешь! В этот день он должен был проверить, готов ли в Доме офицеров зал для проведения собрания, и около 16 часов Владимир Михайлович втиснулся в переполненный вагон «двойки».

Трамвая не было минут двадцать, поэтому люди стояли очень плотно — собралось не меньше 120 человек. Но, чем ближе к конечной, пассажиров становилось все меньше, и Смольняков даже сел справа у окна, положив на колени дипломат с документами. В этом месте у трамвая два резких поворота и небольшие спуски-подъемы, на которых вагон должен несколько раз приостановиться, проверяя тормозную систему. Так было и в тот вечер. Посматривая в окно, Владимир Михайлович по профессиональной привычке автоматически фиксировал ритм движения и, когда вагон вдруг пронесся мимо очередной остановки, сразу понял: что-то не так…

Возле дверей столпились приготовившиеся к выходу пассажиры, но их недоуменные возгласы тут же прервал крик кондуктора: «Скорее жмите на стоп-краны». Вагоновожатая тоже выбежала из кабины, приговаривая: «Ой, божечки, что сейчас будет!» — и бросилась в другой конец вагона, на ходу нажимая кнопки, расположенные возле дверей. Бесполезно! Трамвай несся вниз по спуску, все больше набирая скорость, а впереди, метрах в четырехстах, был крутой поворот направо.

РЕКЛАМА

Единственным, кто в тот момент не растерялся, был Владимир Смольняков. Бывший офицер, полковник запаса еще сохранил командный голос, поэтому услышали его и в самом отдаленном конце вагона: «Всем сесть и крепко взяться за поручни!»

- Я сразу понял, что крушения не избежать, — вспоминает он.  — На такой скорости, да еще без тормозов, трамвай не сможет удержаться на рельсах при повороте. Боялся только, чтобы не началась паника и люди не стали выпрыгивать на ходу.

Не успели сесть лишь женщина с совсем молоденькой белокурой девушкой в длинной коричневой дубленке, стоящие у предпоследней двери. Пока они в ужасе искали глазами свободное место, разогнавшийся километров до семидесяти трамвай стал резко валиться на левый бок…

РЕКЛАМА

Если бы не столб, трамвай мог выехать прямо на трассу, где сплошной поток машин

У старенького вагона, почти двадцать лет прослужившего в трамвайном парке «Криворожэлектротранса», три системы торможения: электродинамический тормоз, который снижает скорость, механические тормозные колодки и магнитно-рельсовый тормоз. Задействованы они попарно.

- Когда вожатая увидела, что тормоза отказали, и стала приводить в действие экстренную систему, одна из тормозных пар все же сработала, — утверждает заместитель начальника Криворожского ГУ МЧС Украины в Днепропетровской области Игорь Романюк, который входил в состав комиссии по расследованию этого происшествия.  — Но было уже поздно. Именно резкое торможение на повороте, возможно, стало причиной того, что 18-тонный вагон буквально оторвало от передней колесной пары. Тележка покатила вправо, а трамвай, упав на левый бок, поехал юзом по инерции прямо.

… Когда вагон перевернулся и ударился об землю, окна, находившиеся слева, брызнули в салон тысячами стеклянных осколков. Навстречу разбитым стеклам полетели люди, сидящие на двойных сиденьях справа, в том числе и Владимир Смольняков. Конечно, его команда «держаться крепче» многим смягчила падение, но не спасла от него. Потому что практически сразу после крушения вагон содрогнулся от нового удара и затрещал, раскалываясь надвое под натиском железобетонной опоры. Столб линии электропередачи, стоящий на повороте метрах в двадцати от колеи, и остановил смертельный слалом. Если бы не эта преграда, на два метра въехавшая в кабину водителя и салон, трамвай мог бы вылететь на проходящую внизу трассу Кривой Рог-Николаев, где в это время движется сплошной поток автомашин.

Возможно, многих этот столб спас, но кого-то он же и покалечил. Потому что от нового удара сиденья, поручни, за которые намертво ухватились пассажиры, сорвались с мест, словно игрушечные, и вместе с людьми покатились по салону. Вся эта каша из человеческих тел, стекла и металла утонула в густом облаке черной удушливой пыли, поднявшейся от пола. Поэтому даже те, кто пострадал мало, долго не могли сориентироваться и понять, что же произошло, где небо, а где земля…

РЕКЛАМА

Владимир Михайлович — мужчина крупный, поэтому, пролетев несколько метров, грохнулся основательно и на какое-то время потерял сознание.

- Когда я очнулся, увидел черный дым, — вспоминает он.  — Если пожар, то почему не пахнет гарью? Потом понял, что это пыль, которая буквально забила мне рот. Но мысль о пожаре уже не покидала: если бы вспыхнул мотор, трамвай мог сгореть в считанные минуты. Нужно было срочно что-то предпринимать.

Вызванные по мобильному спасатели появились на месте аварии через считанные минуты

Владимир Смольняков пришел в себя не первым. Превозмогая боль в груди, он выбрался из завала и попытался определить возможности эвакуации людей. Мужчина увидел, что какие-то крепкие парни открыли окна, оказавшиеся сверху, и, ловко подтянувшись, выбираются наружу. Но для израненных пассажиров, вповалку лежавших по всему вагону, этот путь явно не годился. А другого не было: слева и справа — крыша и днище вагона, кабина смята, двери заклинило. Единственный выход — через заднее, чудом уцелевшее окно. Сквозь стоны и плач Владимир Михайлович попытался докричаться до другого конца вагона: «Мужики, бейте заднее стекло!» И в ответ услышал глухие удары.

На все происходящее Смольняков смотрел словно со стороны, не замечая, что сам окровавлен, что пропал дипломат с документами, что нет шапки на голове. Главное, был цел мобильник в кармане, и Владимир Михайлович прежде всего набрал «01». Был уверен: служба спасения всех поднимет на ноги, но нажал еще один «забитый» в телефоне номер — зампреда своего Центрально-городского исполкома Петра Гнатовского: «Перевернулся вагон, нужен подъемный кран, домкраты, спасательные средства». После этого можно было успокоиться — человека надежнее, чем Петр Петрович, он не знал. Но и сидеть сложа руки, ожидая спасателей, не мог.

Когда Смольняков перетащил в хвост вагона лежащую без сознания женщину, двое мужчин, чертыхаясь, добивали стекло: «Крепкое, зараза, с третьего удара только треснуло». Одни пассажиры кое-как добирались сами к спасательной дыре, других приходилось нести на себе. Вызволить из цепких объятий покореженного железа не удалось только худенькую девушку в длинной дубленке да плотного мужчину в рабочей одежде. Силой инерции их, очевидно, втащило в разбитые окна и прижало к земле. «Потерпи, — сказал Владимир Михайлович девушке, когда понял, что его усилия напрасны, — сейчас вагон домкратом поднимем и вызволим тебя».

Спасатели прибыли минут через десять. Учитывая расстояние, это было просто чудом. Увидев аварию, свернул с шоссе водитель ехавшей мимо «неотложки», и сразу, получив от него сигнал по рации, по всему городу взвыли сирены машин скорой помощи. Первая машина увезла шесть самых тяжелых пострадавших, остальные уже брали по 1-2 человека и везли во 2-ю городскую больницу, именуемую в народе «тысячкой». К шести часам вечера здесь было уже шестнадцать раненых и искалеченных людей, многие из которых, получив первую помощь, ушли домой. В травматологии и реанимации остались девять человек, все — женщины. У двух из них оказались закрытые переломы позвоночника, у многих — переломы носа, ребер, плечевого сустава, черепно-мозговые травмы, рваные раны, тяжелые ушибы и сотрясения мозга.

Одна из пассажирок, в черной короткой дубленке, даже не пришла в себя, когда ее укладывали на носилки. Учительница расположенной неподалеку школы — 28 Елена Грось не знала, что в вагоне осталась зажатая металлом ее 17-летняя дочка Иринка. Это они, приготовившись к выходу, не успели сесть в момент крушения…

Три года назад бандиты зверски убили мужа Елены, таксиста Николая Грося

Когда-то обе дочки Елены Ивановны учились в той же 28-й школе, где она работает много лет учительницей начальных классов. Но после того как кто-то сказал, что оценки Ирины — мамина заслуга, родители перевели девочек в экономико-математическую гимназию. И там белокурая голубоглазая Ирочка Грось доказала, что успехи — ее собственные. Обе сестрички, Ира и Инна, несмотря на трехлетнюю разницу в возрасте, были неразлучны. Ира доверяла младшей свои первые стихи, учила ее модным танцам, а Инна давала старшей уроки игры на фортепиано. Глава этой семьи, бывший заместитель начальника отдела снабжения местного рудоремонтного завода Николай Грось в дочках души не чаял, ни разу голоса на своих озорниц не повысил. Ирочка, по утверждению бабушки Анны Даниловны, пошла в него  — была такая же добрая, как папа. Еще в детстве, увидев на рынке живую рыбу на прилавке, девочка разрыдалась: «Отпустите ее в воду, она же живая!» — и проплакала всю дорогу с базара.

Когда три года назад рудоремонтный завод остановился, инженер Грось пересел за руль такси  — нужно было содержать большую семью. Но проработал он всего десять дней. Изувеченное тело Николая с 13 ножевыми ранениями нашли в багажнике автомобиля, брошенного за городом. После этой трагедии девочки стали еще больше любить и жалеть маму. В тот день Ира решила пораньше забрать ее с работы, потому что Елена Ивановна нередко до ночи засиживалась над тетрадками своих четвероклассников.

После гибели зятя бабушка тоже устроилась на работу в 28-ю школу — уборщицей. И домой они часто возвращались вместе с дочкой. В тот день, когда Анна Даниловна освободилась, и дочь, и внучка уже уехали. Бабушка решила догнать своих и побежала к остановке. Но те, видать, только уехали. На следующем трамвае женщина проехала только три остановки, как вдруг кондуктор объявила: «Дальше не идем. Впереди вагон перевернулся».

Положив под язык найденную в сумке таблетку валидола, Анна Даниловна что есть мочи побежала по шпалам. Но на их остановке все было тихо, только далеко внизу на повороте сверкали огни, копошились люди. «Мои успели выйти», — перевела она дыхание и пошла домой. Однако там Лены с Ирой не оказалось.

Одним из первых приехал к месту катастрофы начальник управления МЧС Сергей Жупинас:

- Сдвинуть трамвай с места нам не удалось даже двумя 20-тонными автокранами — слишком крепко держал столб. Поэтому часть салона пришлось вырезать сварочным аппаратом. И только после этого спасатели смогли приподнять корпус вагона.

Двум зажатым между землей и трамваем людям помощь уже не понадобилась, они погибли в первые же секунды после того, как оказались в страшной ловушке. Голова Иры была так обезображена, что установить ее личность удалось только по мобильнику, оставшемуся в сумочке. Второго погибшего — слесаря «Криворожстали» Сергея Письменного — опознали по удостоверению, оказавшемуся в кармане, он ехал с работы. Голова человека лежала чуть дальше по ходу движения.

- Часам к девяти вечера бойцы Криворожского военизированного горноспасательного отряда практически освободили колею от обломков трамвая, — рассказывает начальник отдела по работе с персоналом Криворожского ГУ МЧС Украины в Днепропетровской области Валерий Конопатин.  — От трамвая мало что осталось, зато столб лишь едва покосился и весь окрасился красной краской, содранной с трамвайных боков. К этому времени к месту аварии собрались почти все руководители города во главе с мэром Юрием Любоненко. Он тут же распорядился выплатить всем пострадавшим по тысяче гривен, а семьям погибших — по 10 тысяч гривен. Насколько я знаю, деньги уже выплачены.

Кстати, Владимир Смольняков, получивший серьезный ушиб грудной клетки и многочисленные порезы, только спустя два часа уехал с места катастрофы. Врачи хотели забрать его в больницу, но он не согласился: «Отлежусь… » Когда служебная машина МЧС везла его домой, к месту аварии мчалась на такси жена, Алла Рудольфовна. Не дождавшись в тот вечер мужа с работы, она узнала по телефону, что он попал в аварию, и, схватив внука в охапку, бросилась на улицу. Никитка всю дорогу подгонял водителя: «Мы дедушку едем спасать». Они разминулись на несколько минут.

Пугать жену последствиями этого происшествия Смольняков не стал. Но, очищая и отмывая от темных пятен черное драповое полупальто, Алла Рудольфовна с ужасом увидела, как вода, стекая с него, стала багровой.

Ирочку хоронили в подвенечном платье, но гроб так и не открыли

Сегодня в больнице остались девять наиболее пострадавших женщин, в том числе 40-летняя Елена Грось, у которой закрытая черепно-мозговая травма, перелом лопатки, а спина, лицо и руки представляют собой сплошную рану. Посетителей к ней не пускают, но Анна Даниловна позвонила дочери на мобильный. И Лена рассказала мне о тех последних минутах, когда видела дочь живой:

- Я только успела сказать ей: «Сядь и укрой голову», как от удара в спину потеряла сознание. Очнулась уже в операционной».

Анна Даниловна и Инна узнали страшную весть часов в одиннадцать вечера, когда милиционер принес им Ирин мобильный телефон и одну искореженную золотую сережку: «Вашу дочь прооперировали, а внучки уже нет».

Хоронили Иру в подвенечном платье, но гроб так и не открыли, чтобы сотни ровесников из двух школ, где она училась, учителя, соседи запомнили девочку такой, какой она была на выпускном фото.

- Она собиралась поступать в Харьковский университет, на психологию, — рассказывает Анна Даниловна, — а незадолго до трагедии вышла на кухню: «Бабуля, хочешь, я тебе стихи почитаю?» И, вы знаете, такие хорошие стихи, что я посоветовала ей в газету отправить. Она засмеялась и говорит: «Вот экзамены в институт сдам — еще лучшие напишу, тогда и отправлю… »

- Часам к девяти вечера бойцы Криворожского военизированного горноспасательного отряда практически освободили колею от обломков трамвая, — рассказывает начальник отдела по работе с персоналом Криворожского ГУ МЧС Украины в Днепропетровской области Валерий Конопатин.  — От трамвая мало что осталось, зато столб лишь едва покосился и весь окрасился красной краской, содранной с трамвайных боков. К этому времени у места аварии собрались почти все руководители города во главе с мэром Юрием Любоненко. Он тут же распорядился выплатить всем пострадавшим по тысяче гривен, а семьям погибших — по 10 тысяч гривен. Насколько я знаю, деньги уже выплачены.

Кстати, Владимир Смольняков, получивший серьезный ушиб грудной клетки и многочисленные порезы, только спустя два часа уехал с места катастрофы. Врачи хотели забрать его в больницу, но он не согласился: «Отлежусь… » Когда служебная машина МЧС везла его домой, к месту аварии мчалась на такси жена, Алла Рудольфовна. Не дождавшись в тот вечер мужа с работы, она узнала по телефону, что он попал в аварию, и, схватив внука, бросилась на улицу. Никитка всю дорогу подгонял водителя: «Мы дедушку едем спасать». Они разминулись на несколько минут.

Пугать жену последствиями этого происшествия Смольняков не стал. Но, очищая и отмывая от темных пятен черное драповое полупальто, Алла Рудольфовна с ужасом увидела, как вода, стекая с него, стала багровой.

Сегодня в больнице остались девять наиболее пострадавших женщин, в том числе 40-летняя Елена Грось, у которой закрытая черепно-мозговая травма, перелом лопатки, а спина, лицо и руки представляют собой сплошную рану. Посетителей к ней не пускают, но Анна Даниловна позвонила дочери на мобильный. И Лена рассказала о тех последних минутах, когда видела дочь живой:

- Я только успела сказать ей: «Сядь и укрой голову», как от удара в спину потеряла сознание. Очнулась уже в операционной.

Анна Даниловна и Инна узнали страшную весть часов в одиннадцать вечера, когда милиционер принес им Ирин мобильный телефон и одну искореженную золотую сережку: «Вашу дочь прооперировали, а внучки уже нет».

Хоронили Иру в подвенечном платье, но гроб так и не открыли, чтобы сотни ровесников из двух школ, где она училась, учителя, соседи запомнили девочку такой, какой она была на выпускном фото.

- Она собиралась поступать в Харьковский университет, на психологию, — рассказывает Анна Даниловна, — а незадолго до трагедии вышла на кухню: «Бабуля, хочешь, я тебе стихи почитаю?» И, вы знаете, такие хорошие стихи, что я посоветовала ей в газету отправить. Она засмеялась и говорит: «Вот экзамены в институт сдам — еще лучшие напишу, тогда и отправлю… »

 


448

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів