«каждый день даю себе установку: я такой же, как все! « — говорит 15-летний сергей антошкин, родившийся без обеих рук
«Я тоже мечтаю научиться водить машину»
Питерских гостей мы с Валентином Дмитриевичем встречали поздно ночью. Опоздавший на целый час поезд остановился у пустынного перрона, открылась дверь вагона, и по крутым ступенькам уверенно, не держась за поручни, сошел невысокий подросток. Я бросился поддержать его, но Сергей обошелся без посторонней помощи. Паренек подошел к Валентину, но обменяться традиционным в такой ситуации рукопожатием они не могли — у них просто не было рук. Подростка сопровождали родная бабушка Валентина Григорьевна Ковалева и журналистка «Комсомолки» Алена Бобрович. Гостей усадили в старенький «Москвич», который, как шутит хозяин, помнит еще молодого Брежнева. Валентин Дмитриевич привычным движением плеча(!) открыл переднюю дверь, сел за руль, и машина-старушка через ночной город, пригородные села и поселки помчалась на дачу к Сытниковым.
Приезд на дачу журналистов (корреспондентов «ФАКТОВ» и местной телекомпании ТВ-7) решили отложить на день, чтобы гости из северной столицы России успели адаптироваться в сельском доме Сытниковых, где, простите, «удобства» находятся на улице, за сарайчиком с хрюкающими кабанчиками. Однако такой «комфорт» ничуть не смутил бабушку Валентину Григорьевну, Сергея и журналистку Алену Бобрович. Они были в восторге от радушия и гостеприимства, с которыми их встретили. Откроем секрет: Валентина Ивановна — жена Валентина Сытникова — до приезда гостей два дня не выходила из кухни: варила, жарила, пекла. А чтобы гостям не надоели сельские разносолы в виде запеченных индеек и гусей, отвезли в ближайший продовольственный магазин практически всю месячную пенсию Валентина Дмитриевича. Решили прикупить «городских» деликатесов, чтобы хватило и к столу, и на обратную дорогу гостям.
Когда через день мы нагрянули к Сытниковым, казалось, что гости и хозяева уже много лет знают друг друга.
- Сергей, что ты увезешь из Мариуполя? — задаю вопрос юному гостю.
- Прежде всего опыт, — отвечает Сергей Антошкин. — Мне удалось многому научиться. Могу теперь без помощи рук и дверцу машины открыть, и лопатой грядку вскопать на огороде. Правда, не с первого раза, но у меня все получилось! Я посмотрел, как уверенно водит машину Валентин Дмитриевич, и теперь то, о чем я не осмеливался даже мечтать, может сбыться.
- Ты тоже станешь водителем?
- А почему бы и нет! За мной дело не станет. Дело — за машиной, — смеется парень.
«Не хочу быть «редким экземпляром»
- Сергей, ты учишься в десятом классе в обычной школе. Как тебе удавалось и удается приспособиться к окружающей жизни?
- Представьте, до этого времени особых трудностей не было. А все потому, что меня окружают хорошие люди: ребята в классе, школьные преподаватели, друзья, бабушка
Валентина Григорьевна не захотела объяснить, почему в свое время она бросила насиженное место в Душанбе и приехала в Питер воспитывать и поднимать внука. Живут вдвоем на ее пенсию (в пересчете на украинские деньги около 400 гривен).
- Самое главное, что в школе мне не дают никаких поблажек, давая понять, что я такой же, как и все мои сверстники, — продолжает Сергей. — С первого по восьмой класс занимался плаванием, посещал кружок математики и программирования, ходил в секцию восточных единоборств — постигал азы тейквондо. Но в десятом классе нагрузка увеличилась, по восемь уроков в день, поэтому пришлось оставить и борьбу, и кружок программирования — не успеваю ездить из одного конца города в другой.
А вот за компьютером я провожу много часов. После популярной в нашем городе телевизионной передачи «Настоящий герой» мне подарили последнюю модель Pentium 4. Знакомым ребятам я устанавливаю программы, устраняю неполадки. Компьютер — это вторая моя жизнь.
- Может, и дальнейшую судьбу свяжешь с профессией программиста?
- Нет! Хочу освоить более серьезную мужскую профессию, а какую — еще не выбрал.
- Каждый день тебе приходится толкаться в метро, автобусах, троллейбусах. Как ты себя чувствуешь в толпе?
- Я настраиваю себя так: всех толкают, а я что, особенный, неприкасаемый? Да и вообще не хочу быть «редким экземпляром» или «особенным экспонатом» и отличаться от других людей. Словом, не комплексую и постоянно даю себе установку: я такой же, как и все! Спокойно, Сережа! Мне абсолютно все равно, кто и как в толпе скажет или подумает обо мне. Может, поэтому и характер у меня выработался спокойный. Люди ведь не со зла могут тебя нечаянно толкнуть.
«Возгласы: «Глянь — безрукий инвалид!» — травмируют больше, чем само увечье»
- Какое у тебя первое впечатление от знакомства с Валентином Дмитриевичем?
- Замечательный человек с доброй и открытой душой. За эти несколько дней я столько у него почерпнул!
- Это не совсем так, мы с Сережей взаимно делимся опытом, — поправляет своего ученика Валентин Сытников. — Я хоть и прожил почти полвека без рук, но так и не смог избавиться от чувства стеснительности за мое увечье. Даже жарким летом хожу в пиджаке, рукава прячу в карманы, чтобы не выдавали, — так меньше заметно, что я безрукий. Не люблю этого слова — инвалид. Раньше, по молодости, цеплял протезы, особенно когда шли в гости. Сергей наоборот: летом ходит в футболке-безрукавке и считает, что своим видом он не шокирует окружающих. Молодец, правильно делает!
- Народ в Питере добрый, люди деликатные, воспитанные, — добавляет Сергей. — Все зависит от человека.
- Воспитанный человек не станет показывать ребенку: «Посмотри, Вовочка, вон безрукий инвалид пошел!» — соглашается Валентин Дмитриевич. — Такие возгласы травмируют больше, чем само увечье.
Инициатором поездки Сергея Антошкина и его бабушки в украинское приазовское село Талаковку, где практически круглый год живет герой «ФАКТОВ», стали наши санкт-петербургские коллеги из «Комсомольской правды».
- Мы только организовали эту поездку, — рассказывает приехавшая в Мариуполь вместе с бабушкой и ее внуком собственный корреспондент Северо-Западного представительства «Комсомольской правды» в Санкт-Петербурге Алена Бобрович. — А спонсировали ее бывшие граждане Украины, а сейчас известные питерские предприниматели. Они увидели по местному телевидению фильм о Сереже Антошкине, а затем получили от родственников из Украины вашу газету «ФАКТЫ» с трогательной историей Валентина и Валентины Сытниковых. Когда газета попала к нам в редакцию, мы вначале даже не поверили: неужели столько может сделать человек, лишившийся в детстве обеих рук?! Грешным делом подумали, что это плод журналистской фантазии. Но сейчас, прожив несколько дней в доме замечательной семьи Сытниковых, я поняла, сколько еще удивительных фактов автор статьи оставил «за кадром» — газета, как известно, не резиновая.
- Когда тренер Сережи принес тот номер «ФАКТОВ», я поняла, что нам надо обязательно встретиться с Валентином Дмитриевичем, — вступает в разговор бабушка Валентина Григорьевна. — Он бросил вызов судьбе и победил. Поверьте мне, это не каждому по силам, и то, что Валентин пережил, врагу не пожелаешь. Человек он уже сложившийся. А Сережа на пороге взрослой самостоятельной жизни. Ему многому надо научиться, допустим, как побриться или расчесать волосы без помощи рук. Валентин Дмитриевич охотно поделился своим жизненным опытом.
За несколько часов до отправления санкт-петербургского поезда Сытников, подремонтировав свой старенький «Москвич», повез гостей на берег Азовского моря. Валентин Дмитриевич и Андрей подошли к самой кромке воды. Шквальный холодный ветер трепал пустые рукава их курток, но мужчина и юноша стояли, прижавшись плечами друг к другу. Их двое
639
Читайте нас у Facebook