«на наш концерт пришли парижские аристократы, но ни драгоценностей, ни вечерних платьев или фраков на них не было»
«Говорили, что мы вдвоем играли, как целый оркестр!»
- Наверное, поход «сливок» парижского общества на концерт превратился в демонстрацию фамильных драгоценностей и изысканных нарядов? — обращаюсь к Елене Строган.
- Возможно, носить бриллиантовые колье, шикарные вечерние платья и фраки у них сейчас считается проявлением не самого лучшего вкуса. Впрочем, в джинсах, кроссовках и свитерах тоже никого не было. Аристократы пришли в скромных, но изысканных одеяниях.
- Кстати, о дорогих вещах, — продолжает Герман Сафонов. — Специально для нашего концерта фирма «Фазиоли» привезла свой экспериментальный рояль. У нас в филармонии играют на рояле одной из самых престижных марок — «Стейнвей». Но его стоимость отличается от цены инструмента «Фазиоли» примерно как шикарные автомобили за 200 тысяч и за миллион долларов.
- В мире есть всего лишь около ста роялей «Фазиоли». Мало кто может позволить себе такой дорогой инструмент, — объясняет Елена Строган. — Звучание у него потрясающее, я бы сказала, бархатное. И не усредненное — у каждого «Фазиоли» свой «голос». Скрипки Страдивари тоже с виду вроде бы одинаковые, но каждую можно узнать по звучанию. У предоставленного нам в Париже экспериментального «Фазиоли» не две, как обычно, а четыре педали. После концерта говорили, что наш с Германом дуэт играл, как целый оркестр! Впрочем, к этому мы и стремились. Зал аплодировал нам стоя.
Так вышло, что Герман Сафонов играл на новаторской скрипке, а Елена Строган — на экспериментальном рояле. «ФАКТЫ» уже рассказывали о сенсационной работе украинского скрипичного мастера Флориана Юрьева, создавшего инструмент новой конструкции, которая отличается от классической. В прошлом году Герман Сафонов презентовал его во Франции и вот теперь привез в Париж вторую новаторскую скрипку. Юрьев сделал ее специально для Германа, поэтому мастер дал скрипке название «Модус Сафонов», а ее гриф венчает скульптурный портрет музыканта.
- Мой новый инструмент можно на границе вместо паспорта показывать, — открывая футляр, говорит Герман Сафонов. — Вот эта скрипка. Верхняя дека сделана из ели, древесину которой сушили более ста лет, нижняя — из кленового бруса, пролежавшего в специальных условиях 60 лет. Гриф вырезан из куска черного дерева, растущего в тропиках. Кстати, это одна из немногих пород, которая тонет в воде. Вообще древесина считается пригодной для изготовления скрипок после того, как сушилась не менее 25 лет. Хранят ее, покрыв с торцов воском, чтобы заготовка не потрескалась. Свои запасы дерева мастера передают из поколения в поколение. В Европе сохранились брусья, которые еще в XVIII веке заготавливал сам Страдивари. Стоят они баснословные суммы, а продают их только самым лучшим мастерам.
- К слову, темные клавиши в хороших фортепиано сделаны из упомянутого Германом черного дерева, а белые — из слоновой кости, — замечает Елена Строган. — Пальцам во время игры на них комфортно, не то что на пластмассовых клавишах. Важно также, чтобы руки были чистыми. Перед концертом обязательно мою их антибактериальным мылом.
- Что представляет собой концертный зал при соборе Инвалидов?
- Там превосходная акустика, этот зал рассчитан на несколько сотен человек, — отвечает Герман Сафонов. — На стенах висят старинные доспехи и оружие. Любопытно, что французы усмотрели особую символичность в том, что украинский дуэт выступает в зале при соборе, где погребены останки Наполеона Бонапарта. Мол, великий корсиканец, ведя французскую армию в Россию, якобы намеревался подтолкнуть украинский народ к борьбе за государственность.
После концертов нас пригласили в Версаль — загородный дворцовый комплекс французских королей. Провели по местам, куда туристов обычно не допускают. Увидели мы и версальскую оперу. Это здание — шедевр архитектуры: стены и даже скульптуры сделаны из дерева, но догадаться об этом практически невозможно, так как они замаскированы под камень. Одна из директоров Версаля попросила нас дать мастер-класс ее племяннику. Парень уже приехал в Киев. Думаю, такой интерес к нашему дуэту объясняется не только уровнем исполнения, но и тем, как мы интерпретировали классические произведения, которые, кстати, парижская публика знает чуть ли не наизусть.
«Шедеврами считаются не все скрипки Страдивари, а только поздние его творения»
- Сколько стоит ваша именная скрипка?
- Страховая стоимость инструмента «Модус Сафонов» — десять тысяч долларов. Впрочем, рынка скрипок в Украине пока нет, так что отличный инструмент французского, австрийского или немецкого мастера XIX века можно купить всего за три-пять тысяч долларов. А в Европе такая скрипка раз в десять дороже.
- Есть ли в Украине скрипки Страдивари, Гварнери, Амати?
- Государственная коллекция располагает несколькими первоклассными инструментами других, менее знаменитых мастеров. Все лучшее в советские времена вывезли в Москву. От скрипачей старшего поколения приходилось слышать, что в 1930-е годы людей репрессировали ради того, чтобы их скрипки перешли в собственность государства. Впрочем, у частных лиц в Украине все же сохранились инструменты Гварнери, Амати и Гваданини.
- Какова их стоимость?
- На Западе — баснословная, не менее нескольких миллионов долларов за инструмент. Сохранилось около двух тысяч скрипок Страдивари, но не все они одинаково хороши. Шедеврами считаются только поздние творения мастера, а ранние зачастую значительно уступают инструментам первоклассных мастеров XIX века. Тем не менее все скрипки Страдивари стоят миллионы, а инструменты менее знаменитых мастеров — тысячи долларов. Что поделать? Страдивари, Гварнери, Амати — это уже сверхдорогие антикварные брэнды. Сейчас, к слову, в Украине продается скрипка Иосифа Гварнери. Мне довелось опробовать, как она звучит, но купить ее я не могу: просят огромную сумму. Иосиф не самый лучший мастер из семейства Гварнери, более всего ценятся инструменты Джузеппе Гварнери. Он получил прозвище дель Джезу, что с итальянского переводится как «посвящается Иисусу», ведь все свои инструменты мастер делал по заказу церкви и изображал на них крест.
- С какой скрипкой вы обычно выступаете?
- Мой основной инструмент сделан в XVIII столетии итальянским мастером Маттео Гофриллером. Но нужно иметь несколько инструментов — для разной музыки и залов. Вот пример: в Берлине мне довелось слушать игру знаменитого скрипача Максима Венгерова на скрипке Страдивари, которую ему подарила фирма «Хеннесси». Он выступал с оркестром в большом зале. Скрипку было еле слышно, ведь Страдивари делал инструменты из расчета на небольшие камерные залы. Кроме того, его скрипки хороши для исполнения классики, а современная музыка зачастую более динамичная, драматическая. Потому-то Флориан Юрьев и решился на создание скрипки новой конструкции, а я в меру сил помогал ему в этой работе.
1008Читайте нас у Facebook