Культура

Актер и режиссер дмитрий иосифов, сыгравший в детстве буратино:»за время съемок я сносил 50 длинных носов и 30 пар деревянных ботинок»

0:00 5 января 2005   10351
Актер и режиссер дмитрий иосифов, сыгравший в детстве буратино:»за время съемок я сносил 50 длинных носов и 30 пар деревянных ботинок»
Владимир ГРОМОВ «ФАКТЫ» (Москва-Киев)

Первого января легендарному фильму-сказке «Приключения Буратино» исполнилось ровно 30 лет

Веселые приключения длинноносого деревянного человечка впервые показали по Центральному телевидению именно в новогодние праздники. Спустя 30 лет маленькие актеры заметно повзрослели и уже обзавелись собственными детьми. Жизнь, как могла, разбросала их по свету. Таня Проценко, сыгравшая Мальвину, — поэтесса, Рома Столкарц, ее экранный воздыхатель Пьеро, стал врачом-педиатром и уехал в Израиль, Артемон Томас Аугустинас теперь процветающий бизнесмен и живет в Канаде, Гриша Светлорусов, он же Арлекин, окончил высшую школу КГБ…

А вот главный герой, воплотивший на экране образ веселого Буратино, Дмитрий Иосифов, случайно попавший на съемочную площадку, навсегда связал свою жизнь с кино. Теперь Дмитрий — известный в киношных кругах режиссер. Как у истинного фаната своего дела, у него много работы. Об интервью мы договаривались несколько раз, и наконец-то наша встреча состоялась в студии, что находится в гостинице «Белград». Хотя было воскресенье, Дима работал — отсматривал черновой монтаж очередной серии «Убойной силы», где Вася Рогов с коллегами попадает в плен к африканскому племени.

Дима, вальяжно развалившись на диване и глядя на экран, давал советы, время от времени делая пометки в своем дневнике. В 39-летнем человеке угадывались черты вечно радостного Буратино. По крайней мере, улыбка в 32 зуба и ямочки на щеках остались!

«Меня сразу же утвердили на роль… Арлекина»

- Африканские пейзажи для «Убойной силы» небось в Крыму снимали? Мыс Доброй Надежды уж очень смахивает на Севастопольские бухты…

- Что вы, все снималось в ЮАР. Где бы мы здесь столько негров нашли? (Улыбается. ) Пришлось бы привозить, а это в копеечку бы влетело.

- Дмитрий, признавайтесь, какие еще кино- и телешедевры сняли?

- Две серии «Убойной силы», десятки рекламных роликов, среди которых «Тефаль», «Панасоники», чай «Дилма», несколько реалити-шоу. Помните «12 негритят», когда участники шоу искали в Европе 12 килограммов чистого золота? А еще всеми любимый «Последний герой».

- Давайте все по порядку. Сами-то как попали в кино?

- Совершенно случайно! Мое детство тихо и спокойно протекало в городе Минске. Как сотни обыкновенных советских мальчиков, я учился в школе и даже мечтать не мог о всесоюзной славе. В школе фигурного катания, на уроке хореографии, меня и нашли. Детей для съемок фильма-сказки «Приключения Буратино» искали по всей стране.

Меня сразу же утвердили на роль… Арлекина. А вот главного героя Буратино искали долго. Перепробовали сотни мальчиков! Режиссеру фильма Леониду Нечаеву никто не нравился. А я на кинопробах нехотя согласился подыгрывать разным актерам. Поначалу я вообще не особенно хотел сниматься в кино, правда, когда втянулся, мне очень понравилось. Когда режиссер сказал: «Стоп! Снято!», я даже не понял, что все закончилось.

05s09 f2 copy.jpg (38623 bytes)- Долго снимали «Буратино»?

- Полгода. Из них ровно 98 дней летом в Крыму, потом месяц в Прибалтике, а затем в павильонах «Беларусьфильма». Со мной на съемки по очереди, сменяя друг друга, ездили все: мама, папа, бабушка. Взрослым тоже было интересно, они ведь никогда не сталкивались с кино. Мама — биолог, папа — машиностроитель.

- Помимо приятных воспоминаний, что-то от съемок осталось на память?

- Долгое время у меня в шкафу висел костюм Буратино, но из-за частых переездов он не сохранился. Правда, башмачки деревянные остались. Их для меня делали по спецзаказу. Настоящие деревянные сабо! За время съемок я износил, наверное, пар тридцать. Они то и дело разлетались! Я рос, и их делали прямо по ноге. Изнутри специально проклеивали поролоном, тканью, иначе я ходил бы с окровавленными ногами…

- Ага, только, помнится, в одном из кадров вы по оплошности появились в белых сандалиях на микропорке…

- Да (смеется), это даже в фильм вошло. Правда, не в сандалиях, а в ботинках. Это во время обеда на полянке у Мальвины… Чтобы не ходить на площадке в сабо, я переобулся… И, в общем, это всегда более или менее проходило, а тут забыл надеть сабо, и никто даже не заметил.

- Могу себе представить, как было весело на съемочной площадке…

- Забавных случаев было много, но большинство из них не для печати. Леонид Нечаев был тогда молодым режиссером и компанию собрал ТАКУЮ жуткую!.. Тех, кого вообще больше ни в какие картины не брали. Там ТАКОЕ случалось! Один раз дорогущую камеру чуть не разбили. Она полетела со скалы под откос, благо, оператор успел схватить ее, обнять, скатиться вместе с ней и таким образом спасти.

«Дублеров у нас не было — все делали сами»

- Говорят, Басов на съемках крепко закладывал за воротник…

- В фильме «Про Красную Шапочку», где я играл Волчонка, Басов так напился, что на ногах не стоял. Должны были снимать сцену, когда игравшие волков Владимир Басов и Николай Трофимов, в женских нарядах, с кружевными зонтиками, бегали по лесу.

Басов упал, не дойдя до нужного дерева, его не смогли поднять… Съемку пришлось перенести. Но это такое дело… И Басов, и Трофимов — гениальные актеры. Слабости есть у всех!

- Вы тогда понимали, что рядом с вами великие актеры?

- Не-ет. Я тогда не знал ни истории кино, ни где эти актеры снимались…

- А Быков?

- Ну, Быков-то был очень известный! Правда, я тогда не воспринимал его как великого актера и режиссера. Вообще, Быкова я побаивался: когда я висел вниз головой, он закручивал меня до тошноты! Не понимал, что мне плохо. Он работал на себя и на результат. Он и свою жену Елену Санаеву, которая играла Лису Алису, просто загонял до смерти, доводил до истерики. Она падала без сил, а он кричал: «Ты — бездарь, бездарная актрисулька!»

Быков из тех людей, которые не щадят ни себя, ни других. И вообще был большим выдумщиком. Помните, когда кот Базилио съезжает на попе по ступенькам и говорит: «Пода-а-айте слепому коту на пропитание!.. » Эту сцену придумал Быков. Никому ничего не сказав, он снял в автобусе сиденье, сел и на нем съехал. Когда все сняли, сиденье разлетелось в пух и прах. Водитель, увидев, что испортили автобус, за который он материально отвечает, полез в драку. Их еле разняли.

А вот в Гринько и Катине-Ярцеве я просто души не чаял. Их доброта чувствовалась не только на съемочной площадке. А Этуша я не любил! Побаивался. Видимо, что-то в нем было как в человеке не очень приятное, да еще и роль такая…

Однажды я хорошенько отыгрался на Владимире Абрамовиче. Снимали сцену, когда Буратино сидит на сосне и бросает в Карабаса шишки. Настоящие большие сосновые шишки… Режиссер то и дело повторял: «Ты же не по-настоящему бросаешь». И тогда-то я отпустил коней. Это было, конечно, больно.

- Вашей партнершей по съемочной площадке была легендарная Рина Зеленая…

- Встречу Буратино с Черепахой Тортиллой снимали под Минском на натуре. Вырыли пруд, а дело к зиме — ноябрь. Холодно! Идет подготовка, устанавливают свет, настраивают камеру, а я сижу в тонкой курточке из бязи. Температура воздуха плюс 8-10, вода — плюс 4, изо рта пар идет… Кстати, за время съемок я два раза перевернулся и искупался в холодной воде.

- Зеленая ведь прилетела в Белоруссию только на один день, у нее накануне умерла единственная сестра…

- Она была такая печальная, рассказывала грустные истории… Поскольку Рина Васильевна плохо ходила, ей по рекомендации врачей надо было постоянно двигаться. Она опиралась на меня, и мы, пока устанавливали камеру, медленно гуляли вокруг пруда.

- А романы на площадке случались?

- Романов не было, симпатии — да! Таня Проценко, сыгравшая Мальвину, была просто красавица… Рома, игравший Пьеро, даже ухаживал за Таней. Она ему очень нравилась не только по сценарию. А так, какие там романы, мы ведь еще дети были: Таньке — 7 лет, мне и Ромке — по 9, Томасу — 8… Чаще всего в перерывах между съемками мы играли в индейцев (смеется).

- У вас были дублеры? Ведь наверняка приходилось выполнять опасные трюки.

- Дублеров не было — все делали сами. Пару раз, правда, действительно было не очень приятно. Например, сцена в харчевне, когда Дуремар и Карабас в кувшин, в котором спрятался Буратино, бросают кости, и кувшин разбивается. Режиссер, помню, жутко переживал, у него даже ладони вспотели.

Во-первых, никто не решался разбить кувшин… Он был огромный и тяжелый — килограммов 300! Я туда целиком залезал. Его, естественно, подпилили изнутри, иначе только кувалдой можно было разбить… Все боялись в кувшин, в котором сидит ребенок, бросать кружку с камнями на дне — для тяжести. В конце концов режиссер решился сам.

Сижу в темноте: «Камера, мотор!» Это был единственный раз, когда действительно было страшно! Мне сказали: как только услышу удар, толкать кувшин. Когда кувшин раскололся, горловина повисла на моей шее. На площадке все ахнули! Я не растерялся — догадался сбросить горловину да еще и нос показать Карабасу.

«Золотой ключик забрал себе режиссер»

- Признайтесь, золотой ключик у вас?

- Хотел забрать его после съемок, не дали… Его потом Леонид Нечаев забрал. Он у него теперь дома висит в коллекции ключей на входной двери.

- Вы ведь, помимо удовольствия, еще и зарплату, наверное, получали? Много платили?

- Копейки. Сто рублей в месяц…

- Ничего себе копейки, тогда зарплата инженера была 120 рублей.

- Ну какие это деньги были… Мне же 9 лет было. И в деньгах как таковых не нуждался… За девушками не ухаживал… Зачем мне деньги? Мороженое мне и так покупали.

- Вот-вот, давайте поговорим о девушках. Наверное, после того как наутро вы проснулись знаменитым, поклонницы письмами завалили?

- Писем приходили тонны. Мне их показывали, но я их даже не все читал. Они приходили и на телевидение, и на киностудию… Больше 70 мешков. Какие-то мне давали читать… Но я на них не отвечал.

Что же до девушек, то я не пользовался у них успехом. Тогда это была трагедия… Я же был очень маленького роста. Мне всегда с девочками было нелегко дружить… Это позже я вырос, а в детстве рос медленно, меня даже возили по врачам. Из-за маленького роста (метр пятьдесят с небольшим) меня и на актерский брать не хотели… Но на третьем курсе института я вдруг вытянулся — вырос на 22 сантиметра.

- А Буратино долго дразнили?

- До-о-олго. Всю школу — так точно. Да и потом еще, по разным причинам. Приевшаяся кличка. Я сначала обижался, потом перестал.

- Помимо Буратино вы сыграли Волчонка в «Красной Шапочке», мальчика-коридорного в «Проданном смехе», позже тоже снимались. Вы ведь не собирались посвящать свою жизнь кино?

- Думал поступать в политехнический институт и связать свою жизнь с порошковой металлургией. А в кино просто интересно было себя попробовать… Экзамены в творческих вузах были на месяц раньше. Вот и сдал документы сразу в несколько. Поступил во ВГИК, в творческую мастерскую Баталова. Но я как-то по-детски сделал выбор. Во ВГИК тогда набирал и Марк Захаров, а я даже не знал, кто такой Захаров. А Баталова знал, тогда фильм «Москва слезам не верит» только-только вышел на экраны, и Баталов был очень популярен! Отучившись в Москве, вернулся по распределению в Минск, тогда ведь с этим строго было. Там-то и закончил режиссерский.

- В конце 80-х по стране прокатился слух, мол, мальчик, сыгравший Буратино, погиб в Афганистане…

- Да, ходил такой слух. Я потом, кстати, то же и про Чечню слышал. Знаю, что Нечаев плакал, думая, что я погиб. Впоследствии многие говорили: «А мы тебя уже похоронили!»

- Долго жить будете!

Сейчас у Дмитрия счастливая семья и дом — полная чаша. Со своей будущей женой Натальей он познакомился в приемной комиссии Московского института стали и сплавов, когда сдавал за своего брата документы. Девушка поступила, но ей так и не удалось окончить вуз и стать инженером. Теперь она работает художником по костюмам в известных российских сериалах. Кстати, от жены Дмитрий полгода скрывал, что он тот самый Буратино, говорил, что работает на овощной базе. Папой Дима стал рано, в 21 год. Сейчас он воспитывает 18-летнего Андрея и 10-летнего Антона. Старший пошел по стопам отца, поступив на операторский факультет. Младший учится в школе и с выбором пока не определился.

 


Читайте нас в Telegram-канале, Facebook и Twitter

Читайте также
Новости партнеров

— Люся, а зачем столько кактусов у тебя на окне? Небось, чтобы мужики не залезали? — Нет, Катя, чтобы не выпрыгивали...