ПОИСК
Культура та мистецтво

Олег янковский: «мне не личный шофер нужен, а вертолетчик»

0:00 10 червня 2004
Інф. «ФАКТІВ»
Президент проходящего сейчас в Сочи «Кинотавра» сложил с себя полномочия

Главной сенсацией открывшегося на днях в Сочи 15-го, юбилейного, кинофестиваля «Кинотавр» стало сделанное накануне заявление «крестных отцов» феста Марка Рудинштейна и Олега Янковского. «Кинотавр» в свое время был нашей с Марком миссией, с которой мы -- с уверенностью могу сказать -- СПРАВИЛИСЬ! Сегодня вынуждены признать: мы очень устали -- и морально, и физически, мы устали ходить по минному полю кинематографа, где у каждого есть свои претензии и амбиции, -- с горечью признался Янковский. -- Так что наше решение снять с себя полномочия руководителей Кинофестиваля «Кинотавр» стало нелегким, но одновременно взвешенным и продуманным».

«В «Статском советнике» я готов был сниматься и в эпизоде»

-- У вас в последние годы, что ни лыко, то в строку. Я говорю о ролях и призах. Возьмем на вскидку: Петр Первый из ленкомовского «Шута Балакирева», граф Пален из мельниковского «Бедного, бедного Павла», главный герой «Любовника» Тодоровского-младшего, режиссура фильма «Приходи на меня посмотреть» -- за все вы получали награды на фестивалях и конкурсах. В десятку бьете, Олег Иванович!

-- Что касается призов, тут вот какая штука… Однажды мне вручали очередную премию, сейчас уже точно не скажу, за что именно… Словом, нужно было выйти на сцену и произнести полагающуюся в подобном случае речь. Говорить банальности не хотелось, и я рассказал эпизод из собственной молодости. Как мой товарищ, режиссер по профессии, решил порекомендовать меня коллеге. Мол, предложи Олегу роль в картине, пусть сыграет. Но вместо благодарности за совет услышал: «Янковский? Да он же отработанный материал!» Заметьте, это при условии, что на тот момент у меня за плечами было всего пять или шесть фильмов -- «Щит и меч», «Служили два товарища»… Помню, я страшно разозлился: отработанный?! Это мы еще посмотрим! И пошли роли: «Мой ласковый и нежный зверь», «Тот самый Мюнхгаузен», «Обыкновенное чудо», «Влюблен по собственному желанию», «Полеты во сне и наяву»…

-- А что если нам не в прошлое наведаться, а в будущее заглянуть?

РЕКЛАМА

-- Есть любопытные предложения -- «Анна Каренина», «Доктор Живаго», «Мастер и Маргарита»… Еще Бахтияр Худойназаров зовет. Сценарий по стилистике похож на «Лунного папу», роль может получиться забавная. Вопрос, как все совместить, поскольку съемки планируются примерно в одно и то же время.

-- А Филипп в новую картину не приглашал? В «Статском советнике» наверняка нашелся бы подходящий персонаж для вас, Олег Иванович.

РЕКЛАМА

-- Хотим поработать вместе, но на роль, на которую мог бы претендовать, уже утвержден Никита Михалков. Признаю: он лучше вписывается в образ. Я готов был сниматься и в эпизоде, но Филипп сказал, что у него язык не поворачивается предлагать мне такое. Словом, не сложилось, однако, уверен, нам еще представится шанс потрудиться на пару.

-- Собственные режиссерские планы отставили? Дебютный блин с картиной «Приходи на меня посмотреть» вроде не получился комом.

РЕКЛАМА

-- Да, фильм хорошо приняли критики и зрители. Значит, надо и дальше не разочаровывать. Ищу подходящую историю. Беда со сценариями на современные темы!

-- С Филиппом профессиональные беседы практикуете? Вот так, чтобы сесть у камина, закурить трубку и промолвить: «Скажу тебе, сын, как режиссер режиссеру… В этом эпизоде ты явно лажанулся». Фильм «В движении» вам понравился?

-- Почти. Есть неточности, которые Филипп мог не заметить. Например, смутило, что главный герой, кстати, человек из вашего цеха, журналист, раскатывает на новенькой «шестерке». Убедительнее было бы дать ему машину из вторых рук, может, даже слегка побитую, поцарапанную.

-- Полагаете, людям нашего цеха шестая модель «Жигулей» не по карману?

-- О чем вы, какие «Жигули»? Репортер ездил на «Audi»…

-- Это иной коленкор.

-- Вот и Филипп считает, что у его персонажа не могло быть подержанной иномарки, только новье. Я поверил сыну, он лучше знает этот круг людей.

«Сын не склонен к сантиментам. Даже обращается ко мне строго: «Отец»

-- Филипп алаверды придрался к чему-нибудь в вашей картине?

-- Ничего серьезного. Ему показалась несколько искусственной сюжетная ситуация, мол, сам бы не стал снимать кино по такой пьесе. Но это вопрос не к режиссеру, а к сценаристу. Игру актеров не критиковал, даже комплимент мне отвесил. Еще были замечания по картинке. В этом деле Филипп -- мастер, руку набил, когда клипы и рекламные ролики делал.

-- К рекомендациям прислушиваетесь?

-- Филипп посоветовал посмотреть «Гладиатора» с Расселом Кроу. Признаться, не очень люблю такое кино. Уж лучше классический «Спартак» с Керком Дугласом, хотя и это не вполне мое. По-настоящему нравится маленький смешной американец… как его? Он и играет, и ставит…

-- Вуди Аллен?

-- Ну да! Вот кто умеет снимать тонкие, изящные картины, пронизанные иронией, юмором, глубокими подтекстами!

-- А отечественные предпочтения?

-- Увидел «Возвращение» Андрея Звягинцева, пришел и сказал Филиппу: «Бегом в кинотеатр!»

-- Послушался?

-- Он меня уважает, старается учитывать мнение, хотя и собственное имеет. Я не приказываю -- советую. Филипп взрослый, у него своя голова есть. Сын не склонен к сантиментам и публичной демонстрации эмоций. Даже обращается строго: «Отец». Хотя слово «папа» иногда все же проскальзывает…

-- А вы?

-- Зову по имени. Больно уж оно мне нравится.

-- В чью-то честь нарекли?

-- Это внуку дали имя прадеда Ивана. С Филиппом все было по-другому. Как-то увидели с женой по телевизору сюжет о молодом красивом наезднике Филиппе. Авторы программы сказали, что это имя переводится на русский как «любитель лошадей». Смотрели мы с Людой на всадника-красавца и думали: вот бы нам такого! Почему-то не сомневались, что будет дочка, даже не надеялись на подарок судьбы. Но родился сын. Получается, имя уже ждало его.

-- Филипп унаследовал страсть к лошадям?

-- С этим как-то не сложилось.

-- А у вас?

-- Тем более! Я их вообще боюсь.

-- Не шутите?

-- Когда начинали с Сергеем Соловьевым снимать про Тургенева, мне надо было потренироваться в выездке, а я не смог. Честно сказал: боюсь приближаться к лошади… В первый же день предупредил тренера: верховая езда не доставляет мне удовольствия. Коня вели за уздцы, но это не помешало ему сбросить меня так, что летел и думал: «Ну вот, день мой последний пришел». И кадр ведь получался красивый: Тургенев верхом на лошади… К счастью, ничего не переломал, хотя падение вышло эффектным. Видимо, конь чувствует страх человека и ведет себя соответствующе…

-- А еще какие фобии вас мучают?

-- Долго все перечислять. Я ведь Рыба по гороскопу. Рисковать не люблю. Не то чтобы трушу, но предпочитаю проявлять осторожность. Хотя, например, на картине «Гонщики» такое вытворял, что и сейчас в ужас прихожу. Учили меня ездить настоящие профессионалы. Например, чемпион мира Брунза. Управлял автомобилем как бог, в крутой поворот входил на скорости 140 километров. Представляете? Брунза внушал: «Олег, запомни три правила. Машина -- аппарат повышенной опасности. Чтобы жать педаль, ума не надо. И последнее: верь знакам». Я внимательно выслушал, но, как показало время, ничего не понял… Снималось тогда все на уровне Самоделкина, сплошная любительщина. Даже трюки ставились на глазок. Однажды перевернулся в машине, операторы вывалились наружу, а в салон влетел аккумулятор. В миллиметре от головы просвистел. Куртка кожаная сгорела, а на теле -- ни царапинки. Но самое страшное произошло потом… На одной из дорог под Таллинном, где шли съемки, теперь есть «поворот Янковского». В обеденный перерыв я посадил в машину несколько человек, и мы с дикой скоростью понеслись по второстепенной дороге, выскочили на основную трассу, не сбрасывая обороты. А там -- не протолкнуться. Движение, как на Садовом кольце в часы пик. В последнюю секунду сообразил, что происходит, и ударил по тормозам. Идиот! Все сделал неправильно… Меня понесло прямиком на автобусную остановку. К счастью, она оказалась пуста. Улетели в овраг… До сих пор не пойму, как остались живы…

Урок пошел впрок. С тех пор езжу осторожно, строго следуя всем трем заповедям. Правда, это ничего не гарантирует. Ты можешь соблюдать правила, а тот, кто летит по встречной… С другой стороны, в Москве сейчас и лихачить особенно негде. В пробках не разгонишься.

«Ни за что не пойду в рекламу»

-- Наверное, вам по рангу положен водитель. Все-таки народный, любимый, уважаемый…

-- Тогда уж не шофер нужен, а вертолетчик. До этого в нашем театре пока не дошли… А если серьезно, то люблю машину, отдыхаю за рулем. Сидишь один, никто не досаждает. Микромир, Вселенная, сузившаяся до размеров салона… Правда, длинные переезды не жалую. Да и врожденное чувство самосохранения подсказывает, что подобные вояжи небезопасны…

-- Интересно, это природная осторожность удерживает вас от съемок в рекламе, Олег Иванович? Вас наверняка соблазнить пытались.

-- И не раз… Вот сидели мы как-то со Станиславом Любшиным, вспоминали, как работали на картине «Щит и меч», ворошили старое. Раз уж встретились, решили поговорить обо всем. В том числе и о рекламе. Сошлись во мнении, что не хотели бы видеть друг друга, расхваливающими зубные порошки или лезвия для бритья. В материальном смысле Слава совсем не шикует, лишняя копейка ему не помешала бы. Но -- отказывается. Видимо, нас так воспитали. И я ни за что не пойду в рекламу. Хотя, вы правы, предложения делали очень заманчивые. «Nescafe» звали славить, «Volvo»… И за весьма приличные -- по нашим, российским, понятиям -- деньги.

-- Тысяч сто баксов обещали?

-- Даже больше. Но дело не только в сумме. Западные звезды масштаба де Ниро, Николсона или Аль Пачино иногда снимаются в коммерческой рекламе, однако там на это реагируют иначе. Наши же люди, увидев меня в ролике «Volvo», сразу решат: ага, у Янковского нет такой машины, хочет ее заполучить.

-- Не хотите?

-- У меня есть «Toyota», «Audi», но вопрос опять же в ином. Имя в профессии я делал по другим законам, нежели звезды Голливуда. Боюсь, народ не поймет, не простит мне рекламную «халтурку». Не могу рисковать репутацией, слишком дорого она далась. Вот если бы жил в Японии, снимался бы в рекламе за милую душу. Там к этому спокойно относятся, многие местные актеры и прославились благодаря телероликам, а не ролям в кино и театре.

-- Вы в Японию по делу летали?

-- Играл в картине «Сны о России». Не вспомню, какой год был, но давно. Принимали нас замечательно! Финансировала фильм семья местных миллиардеров, и денег японцы не пожалели. Чувствовал себя настоящей звездой. Из известных европейских актеров кроме меня снималась только Марина Влади. Нас поселили в лучшем отеле Токио «Империале», разрешили столоваться в любом из тридцати гостиничных ресторанов, заказывать спиртные напитки, приглашать за столик гостей. Еще ко мне приставили двух человек, отвечавших за безопасность и досуг.

-- Гейш?

-- В принципе, и это тоже можно было заказать…

-- А если бы вы саке перебрали, приставленные бойцы до номера дотащили бы?

-- Да они первыми напивались! На халяву-то… Однажды я прилетел с женой, и мы с Людой решили пройтись по местным магазинам. Шопинговать с охраной как-то неловко, и я попросил переводчицу, чтобы нас оставили. Бедная девушка замахала руками: «Что вы! Их сразу уволят!»

Тогда же я, кстати, подсел и на японскую кухню. У нас о ней еще никто толком не слышал, а я уже знал толк во всех этих роллах, сашими. Но любимое мое блюдо -- шабу-шабу.

-- Что за зверь такой?

-- Мраморное мясо! Гурманы поймут. Вкусовое потрясение!

 


384

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів