ПОИСК
Події

Во время испытаний первой подводной лодки ее создатель преподнес царице, присутствовавшей при «показе диковинки», букет орхидей со словами: «это дань нептуна вашему величеству»

0:00 30 червня 2004
125 лет назад на одесском рейде появилась субмарина -- детище талантливого инженера-изобретателя Степана Джевецкого

История Одессы настолько богата именами великих людей, что далеко не каждому город сумел отдать должное. В отношении одного из них -- изобретателя первой отечественной подводной лодки Степана Джевецкого -- эта несправедливость восстановлена. Недавно в рамках 41-го Международного конгресса моряков-подводников прославленному инженеру-конструктору открыли памятник. А Одесса была выбрана в нынешнем году столицей мариманов неслучайно: здесь зарождалась история нашего подводного флота.

Проходя под килем яхты на «подводном минном аппарате», конструктор чуть не погиб

Именно в Одессе на частном заводе Бланшарда была построена лодка, названная «подводным минным аппаратом», проектированием которой занимался Степан Джевецкий. Выходец из богатой и знатной польской семьи, которая владела большими поместьями в Подольской губернии и обширными участками земли в Одессе, Степан Карлович Джевецкий закончил в Париже иезуитский лицей, а затем -- инженерное училище. Как изобретатель в 1873 году он участвовал во Всемирной выставке в Вене, где демонстрировался целый стенд с приборами и механизмами, созданными тридцатилетним ученым. Четыре года спустя, в 1877-м, Джевецкий записался добровольцем на флот и участвовал в сражении с турецким броненосцем «Фетхи-Буленд». После русско-турецкой войны изобретатель стал работать над созданием подводных лодок, так называемых потаенных судов.

Несколько лет спустя в Одесском заливе появилась первая субмарина. Ее испытывали здесь же, на рейде, в присутствии командующего Черноморским флотом адмирала Николая Аркаса. Длина подводной лодки водоизмещением две тонны составляла свыше четырех метров, высота -- менее двух. Она приводилась в движение гребным винтом, который вращался с помощью ножных велосипедных педалей. Лодка погружалась, когда в балластную цистерну принимали забортную воду, для всплытия воду удаляли, продувая цистерну сжатым воздухом. Для регулирования глубины погружения в передней части аппарата была предусмотрена открытая снаружи труба, внутри которой помещался поршень. От передвижения поршня изменялся объем лодки -- она всплывала или погружалась.

Пять месяцев Джевецкий испытывал свое детище у берегов Одессы. Однажды даже чуть не погиб, проходя под килем яхты. Удачные опыты инженера привлекли внимание военного министерства. По его заказу в 1879 году конструктор изготовил проект аналогичной лодки, но большего размера. Ее длина достигала шести метров, экипаж состоял уже не из одного человека, как в первом случае, а из четырех. Лодка имела два поворотных гребных винта. Кормовой винт поворачивался в горизонтальной плоскости и заменял собой обычный руль, а носовой мог поворачиваться в вертикальной плоскости и служил для управления погружением. В верхней части лодки находилась рулевая башенка, в которой располагалась оптическая труба с призмами и увеличительными стеклами, очень похожая на современный перископ. Вооружение лодки состояло из двух прикрепленных снаружи мин, которые с помощью специального устройства внутри лодки могли отделяться от корпуса и автоматически присасываться к днищу вражеского корабля.

РЕКЛАМА

Александр III приказал «спешно построить 50 лодок»

«В 1879 году Александру III было доложено о лодке Джевецкого, -- вспоминал патриарх отечественного кораблестроения академик Алексей Крылов. -- Он пожелал ее видеть. Приказали привезти лодку в Гатчину, спустить в прозрачные воды Серебряного озера и назначили день «показа диковинки» царю. Изобретатель несколько дней бороздил озеро, изучал царскую пристань, дабы не ударить в грязь лицом перед первой особой. Зная, что Александр III неразлучен с царицей Марией Федоровной, Джевецкий заказал букет самых великолепных орхидей -- любимых цветов царицы. Настал день испытаний. Царь и царица сели в шлюпку, на которой вышли на середину озера, а «подводник», пользуясь прозрачностью воды, маневрировал возле этой шлюпки, иногда проходя под нею. Наконец, шлюпка подошла к пристани, царь и царица вышли… Джевецкий с легкостью привстал, открыл горловину, вышел на пристань, преклонил колено и подал царице великолепный букет орхидей, сказав: «Это дань Нептуна Вашему Величеству». Царица пришла в восторг, царь остался очень доволен, благодарил Джевецкого и приказал дежурному генерал-адъютанту рассказать об этих опытах военному министру П. Вановскому, чтобы тот озаботился спешной постройкой 50 лодок… »

Пожалуй, это была первая победа российского подводного флота, первый в истории случай массового серийного строительства субмарин водоизмещением одиннадцать тонн. (Одна из таких лодок сейчас находится в экспозиции Центрального военно-морского музея). Целая флотилия! Но все дело в том, что их не зачислили в боевой состав флота, а подчинили Инженерному ведомству в качестве плавучих торпедных батарей для защиты береговых крепостей с моря. После модернизации несколько подлодок приняли участие в русско-японской войне 1904--1905 годов.

РЕКЛАМА

Благодаря Джевецкому к началу Первой мировой войны на Черном море находилось уже несколько отечественных подводных лодок, а к началу Великой Отечественной в состав одной только черноморской эскадры входило 57 субмарин. Воевать с врагом морякам было чрезвычайно сложно, поскольку перед самым началом войны румынский и болгарский берега противник прикрыл минными заграждениями. Несмотря на это, наши подводные лодки именно здесь сумели выполнить свои основные боевые задачи. И все же из военных походов не вернулось 26 кораблей.

-- Известно, что после 1917 года Джевецкий жил во Франции, где в свое время получил образование, -- сказал в интервью «ФАКТАМ» Жан Мария Мате, возглавлявший на конгрессе французскую делегацию и выступавший на митинге по случаю открытия памятника Степану Джевецкому. -- Причем ему удалось не только создать семь проектов подводных кораблей и первую торпедную установку, но отличиться также в области аэродинамики. Инженер-изобретатель плодотворно трудился до последних дней. За несколько суток до кончины в 1938 году Национальная академия наук Франции одобрила его очередное научное сообщение.

РЕКЛАМА

274

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів