ПОИСК
Події

Александр кривенко: «мир часто ловил меня, но не смог удержать. Даже за высокую зарплату и красивую визитную карточку»

0:00 10 квітня 2003
Інф. «ФАКТІВ»

Автокатастрофа, в которой погибли 39-летний президент «Громадського радiо» Александр Кривенко и 63-летний старший сотрудник Координатора проектов ОБСЕ в Украине сотрудник Министерства иностранных дел Грузии Гизо Грдзелидзе, произошла 9 апреля около 2. 20 минут ночи, -- рассказала «ФАКТАМ» заместитель начальника отдела мониторинга и профилактики Департамента ГАИ МВД Украины полковник Мария Власенко. -- Автомобиль «Фольксваген-Гольф», за рулем которого находился Гизо Грдзелидзе, двигался по автодороге Киев -- Чернигов. Эта государственного значения дорога -- двусторонняя (по две полосы в каждом направлении) прямая, без подъемов и спусков, с асфальтовым покрытием. Выбоин и рытвин на том участке, где произошла трагедия, нет. На дороге, которая на момент аварии была сухой, установлены все необходимые дорожные знаки и нанесена разметка.

В районе села Скибин Броварского района на 39-ом километре трассы, двигаясь по неосвещенному участку автодороги, иномарка по не установленным пока причинам съехала с трассы и врезалась в дерево. Водитель и пассажир при этом погибли на месте.

Микола Вересень: «Свет фар от машины, в которой ехал Саша, исчез. Я перезвонил ему на мобильный. Ответил милиционер

Ведущий вечерней программы «Громадського радiо» Микола Вересень, который тоже ехал в ту ночь в Чернигов, но в другой машине, рассказал:

«Мы ехали двумя машинами. Та, в которой был я, находилась впереди. В котором часу это было? Не помню. Стояла глубокая ночь. Через какое-то время мы заметили, что позади нас исчез свет фар от машины, в которой ехал Саша. Я перезвонил ему на мобильный. Тишина. Перезванивал, наверное, раз семь. Потом трубку снял представитель правоохранительных органов и сказал, что нам лучше вернуться. Причем срочно. Что мы там увидели? Лучше не буду описывать… »

РЕКЛАМА

По факту ДТП, повлекшего за собой гибель людей, ведется следствие. Однако сотрудники ГАИ затрудняются назвать хотя бы предположительные причины трагедии. Так и не известно, что заставило Гизо Грлзелидзе съехать с дороги.

Версию о том, что водителя могла ослепить встречная машина, начальник Центра общественных связей Киевского областного главка милиции Николай Жукович подвергает сомнению. По его словам, если бы это имело место, то более или менее опытный водитель либо притормозил, либо взял бы немного правее. В данном случае иномарка на большой скорости съехала с трассы и врезалась в огромное дерево, растущее метрах в 12 от дороги. О большой скорости, с которой двигался «Фольксваген», свидетельствует то, что двигатель в результате удара был вдавлен в салон. Н. Жукович отметил, что по факту аварии будет проведено несколько экспертиз, в том числе техническая и судебно-медицинская. Он также считает, что рассматривать версию о преднамеренном убийстве в данном случае нет оснований. В настоящее время правоохранители рассматривают версии технической неисправности автомобиля и внезапного ухудшения состояния здоровья водителя в момент аварии.

РЕКЛАМА

Как сообщил агентству «Интерфакс-Украина» начальник управления ГАИ ГУ МВД Украины в Киевской области Алексей Калинский, около двух часов ночи (приблизительно минут за 20 до ДТП) автомобиль с дипломатическими номерами, в котором ехали А. Кривенко и Г. Грдзелидзе, останавливали сотрудники ГАИ за превышение скорости. Дипломат, сидевший за рулем, опустил стекло и предъявил документы. Его предупредили о необходимости соблюдения скоростного режима, а через 15--20 минут после этого с автозаправки в селе Скибы поступило сообщение о ДТП…

«Был ли в организме водителя алкоголь, установит экспертиза», -- сказал А. Калинский.

По информации «Обозревателя», Александр Кривенко и Гизо Грдзелидзе сотрудничали по одному из проектов, связанному со СМИ. В представительстве ОБСЕ в Украине считают, что, скорее всего, у них была назначена деловая встреча по совместному проекту.

РЕКЛАМА

Александр Кривенко: «Хочу пожелать, чтобы весь 2003 год мы провели вместе»

В канун Нового 2003 года, Александр Кривенко обратился к слушателям «Громадського радiо» с такими словами: «… хочу пожелать, чтобы в следующем году не было трагедий, лучше пусть наши журналисты рассказывают вам о других событиях и чтобы весь год мы провели вместе». К сожалению сбыться этим пожеланиям было не суждено: в январе текущего года в Виннице умер Сергей Набока, 8 апреля в Багдаде погиб телеоператор агентства Рейтер Тарас Процюк, а девятого апреля не стало Александра Кривенко. Его друзья, соратники и коллеги вспоминают о нем, как о ярком, талантливом журналисте и менеджере.

Экс-телеведущий Даниил Яневский:

«Я познакомился с Сашей очень давно. Еще в 1991 году. Тогда он был одним из ведущих журналистов Львова, редактором знаменитой газеты «Пост-Поступ». Это был удивительный человек. С совершенно потрясающим чувством юмора. Очень тонкий и знающий. Наверное, благодаря ему наша украинская журналистика сегодня такая, как она есть. Редакторов уровня Кривенко можно перечесть на пальцах одной руки -- Александр Швец, Юлия Мостовая… »

Журналист, директор компании «Медиадом» Николай Княжицкий:

«Я пригласил Сашу Кривенко работать в нашу команду в ММЦ-Интерньюз (ныне канал СТБ). Речь шла о перестройке информационного вещания канала. Мы запускали несколько новых проектов. Тогда мы вместе с Сашей набирали новую команду ведущих. Появились Микола Канишевский, Виталий Портников. Помню, мы с Сашей ездили отбирать ведущих для «Вiкон» в Киево-Могилянскую Академию, там нашли Ирину Ванникову. Кривенко работал в нашей команде около года. Потом вернулся во Львов. На самом деле этот город не давал возможности полностью реализоваться многим выдающимся людям. Не только Саше. И он снова вернулся в Киев. Не помню, чтобы с его переездом были какие-то бытовые проблемы. В основном его интересовало творчество, новые идеи. Он этим жил… »

Ведущая ток-шоу «Без Табу» (»1+1») Ольга Герасимюк:

«Сашу я знаю очень давно. Он везде успел побывать. Был очень разным, кто-то его любил, кто-то -- нет. Мне всегда казалось, что он играет жизнью. Я до сих пор не понимаю, когда он шутил, а когда говорил то, что думал. Он всегда покорял меня своей галантностью. Так он умел шляхетно поклониться и поцеловать ручку, что я тут же переставала на него злиться. Наверное, не везде, где он работал, он разделял идеи, но его нельзя было не заметить. И не только потому, что он такой длинный и чуть-чуть сгорбленный. Последний раз я с ним виделась, когда давала ему интервью у него на радио. Он лично вел программу и удивлял меня своим восхищением. Я-то думала: мы-то чем можем друг друга удивить? Он мог быть резким, войти в раж. Но это никого не могло обидеть. А кто не пил пиво и не сидел в ресторане с Кривенко?.. Он был галицким человеком, в Киеве таких немного. Я никогда не видела его в состоянии депрессии. Он успевал сделать кучу дел. Издал энциклопедию «Українського мовознавства». Саша часто менял работу, но он человек земной. У него остались четверо детей. Он очень гордился своими дочерьми, которые жили во Львове. Саша часто туда ездил. Иной раз звонил мне и говорил: «Я сейчас со своими доцями гуляю… » Мне кажется, с уходом таких людей, как Саша, из нашей журналистики уходит лоск».

Пресс-секретарь Комитета избирателей Украины Александр Черненко:

-- Сейчас больно и тяжело говорить, но прекрасно помню, как будучи студентом, в начале 90-х впервые прочел провокационную, оригинальную и блестящую газету «Пост-Поступ», которую редактировал Кривенко. Я читал ее, как говорится, от корки до корки. Могу с уверенностью сказать, что он был не только гениальным журналистом, но и талантливым менеджером. Мы были соседями, и он очень часто заходил в гости, да и в последнее время виделись очень часто. В понедельник, после эфира на «Громадському радiо», мы с коллегами ждали Сашу с бутылкой коньяка, которую он обещал принести по случаю получения своей первой зарплаты в Институте журналистике, но он не пришел. И, к сожалению, больше никогда не придет.

Директор фонда «Демократические инициативы» Илько Кучерив:

-- Гибель Кривенко -- это большая трагедия. Кривенко и Набока были основателями и столпами современной украинской журналистики. И хоть по некоторым вопросом я был не согласен ни с одним, ни с другим, зато мне было с кем поспорить. Сейчас не с кем.

Президент Фонда свободных журналистов им. Вячеслава Черновола Дмитрий Понамарчук:

-- Сердце болит, когда начинаешь говорить о нем в прошедшем времени. Александр Кривенко всегда олицетворял новую современную украинскую журналистику. Очень талантливый, прекрасный журналист, который наряду с Сергеем Набокой входил в первую пятерку ведущих представителей украинских СМИ. Несмотря на то, что Александр Кривенко всегда критиковал Вячеслава Черновола за его умеренные взгляды, у нас всегда были добрые дружеские отношения. Страшно подумать, что судьба распорядилась жизнью Александра Кривенко, так же, как и жизнью Вячеслава Черновола.

Журналист Николай Савельев, в середине 90-х годов работавший с Александром Кривенко в в газете «Поступ»:

-- Он запомнился мне высоким, «расхристанным», немного сутулым улыбающимся человеком, который как бы стеснялся своего роста. Его приход в газету всегда вызывал всплеск энергии, поэтому к нему всегда тянулась молодежь, которую он учил не бояться авторитетов, в большом количестве появившихся на волне национального возрождения. Больше всего он любил трудоголиков, к которым и сам относился. Мне лично импонировало его слегка циничное отношение к жизни. Впрочем, наверное это был не столько цинизм, сколько информированность, знание и понимание происходящих в Украине политических и экономических процессов, отсутствие каких-то иллюзий. Помню как-то на его родной улице Тарнавского во Львове мы стояли, разговаривали и пили пиво из горлышка. Он со смехом заметил: «Мы, конечно, можем пойти в кафе и будем называться «гоноровыми галичанами», но ведь денег на пиво нет! Это совсем, как в политике… » В этой фразе -- он весь. Таким он и остался в моей памяти…

Из досье «ФАКТОВ»

Александр Кривенко родился 13 мая 1963 года во Львове. Остались жена и четыре дочери. Окончил филфак Львовского государственного университета, работал на кафедре украинской литературы. Он был одним из организаторов и активистов общества Льва. В 1989 году Кривенко организовал и стал главным редактором газеты «Поступ», принимал участие в создании организации «Мемориал», Народного Руха Украины, Товарищества украинскої молодi. В 1990 -- 1991 годах он собкорр журнала «Памятки Украины», издаваемого в Западной Украине. С 1991 по 1995 год -- редактор газеты «Пост-поступ». В 1995 году возглавлял редакции информационных программ «Вiкна», «Вiкна в свiт», Международный медиацентр «Интерньюз». В 1996 году -- главный редактор телевизионного информационного агентства «Вiкна», член экспертного совета при премьер-министре Украины и советник премьера. В 1996--1997 годах был заместителем руководителя пресс-службы Кабинета министров Украины, членом политсовета народно-демократической партии. В 1998 -- 1999 годах -- главный редактор ТСН (студия «1+1»). Член ассоциации «Нова лiтература», Ассоциации украинских писателей, Национального союза журналистов Украины. С 1999 по 2000 годы -- главный редактор журнала «ПиК». Владел польским языком, увлекался эзотерикой.

63-летний Гизо Грдзелидзе -- гражданин Грузии, работал в Министерстве иностранных дел Грузии, с 1996 года работал в структуре ОБСЕ.

«Я родился во Львове, хотя мои родители были переселенцами из Подолии. Во Львое уникальная среда со множеством стилей. Там органично создавать свой стиль. Другое дело, что, когда ты его создал, становится тесно жить. Львов выталкивает тебя, как будто защищаясь от твоего влияния».

«Для меня мой стиль упирается в две фразы, которые дополняют друг друга. Первая -- это парафраз высказывания Сковороды: «Мир ловил меня, но не поймал». Мир часто ловил меня, но он не смог меня удержать. Даже за высокую зарплату и красивую визитную карточку. И вторая мысль -- о журналисте-конкистадоре (с испанского «завоеватель»), который любит рискованные путешествия, баталии, поиски и захват новых земель. Есть две вещи, которые я умею делать -- организовавыть и рождать идеи».

«Я привык чувствовать себя двадцатилетним. Я интеллигент в первом поколении, поэтому мне сложно справиться с галстуком. Предпочитаю свитер и джинсы. Костюм надеваю лишь в праздники и когда пишу заявление об увольнении».

Из интервью Александра Кривенко «ФАКТАМ»

Президент Украины Леонид Кучма выразил глубокие соболезнования семье, друзьям и коллегам А. Кривенко. «Вклад Александра в украинскую журналистику тяжело переоценить, как на этапах ее становления, когда Кривенко был главным редактором газеты «Пост-Поступ», так и на современном этапе, когда он руководил Телевизионной службой новостей канала «1+1» и «Громадським радiо». Он запомнился человеком творческим, с крепкой целостной жизненной позицией», -- отметил Президент в свои письме-соболезновании семье Александра Кривенко.

«ФАКТЫ» скорбят по поводу гибели А. Кривенко и Г. Грдзелидзе и выражает соболезнование семьям погибших.

Полоса подготовлена корреспондентами «ФАКТОВ» Геннадием ПИОРО, Александром ГАЛУХОМ, Таисией БАХАРЕВОЙ и Сергеем КАРНАУХОВЫМ (Львов)

461

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів