ПОИСК
Події

Полет первого отечественного самолета в небе над киевом продолжался лишь 30 секунд

0:00 17 грудня 2003
Сегодня мир отмечает 100-летний юбилей авиации

Летать люди научились задолго до появления первого работоспособного самолета братьев Райт. Однако полеты воздушных шаров и планеров проходили в буквальном смысле по принципу «куда подует ветер» -- пилотам приходилось ловить потоки воздуха. «Правила игры» кардинально изменились, когда братья Райт установили на планер бензиновый двигатель. Это сделало летательный аппарат полностью управляемым. Первый полет такого аэроплана состоялся ровно 100 лет назад. С этого дня и начинается история авиации.

Самолет был придуман Можайским в Украине

Создатели первого в мире самолета «Флаер» американцы Уилбер и Орвил Райт вспоминали, что утро 17 декабря 1903 года, когда их крылатая машина впервые должна была взлететь над пляжем в пригороде Детройта, выдалось холодным и ветреным. Но братья решили не откладывать полет. Они уложили строго против ветра 40-метровый деревянный рельс, поставили на него тележку и водрузили на эту конструкцию аэроплан. Единственное место в пилотской люльке пришлось разыгрывать, подбрасывая монетку. Первым выпало лететь младшему брату, 32-летнему Орвилу. Взлетев, «Флаер» то поднимался на 3-4 метра, то едва ли не касался песка полозьями (колес у него не было). Через 12 секунд он клюнул носом и «уселся» на пляж. Старшему брату, 36-летнему Уилберу, в четвертом в тот день полете удалось продержаться в воздухе дольше всего -- 59 секунд, за которые он преодолел 300 метров. Этот результат вошел во все энциклопедии.

-- До 1903 года братья Райт, державшие веломастерскую в Детройте, построили несколько планеров, совершив на них около тысячи полетов, -- рассказывает научный сотрудник Государственного политехнического музея при Национальном техническом университете «КПИ» Анатолий Мурачев. -- Затем им пришла простая, но гениальная идея -- установить на планер бензиновый двигатель и пропеллер. Мотор удалось сделать легким и достаточно мощным -- 12 лошадиных сил.

-- Однако лет за двадцать до Райтов установить на планер двигатель додумался русский контр-адмирал Александр Можайский…

РЕКЛАМА

-- Эта мысль к нему пришла в украинском селе Вороновица на Винничине. Там было имение его брата, у которого контр-адмирал поселился, когда вышел в отставку. Там он построил змей-планер (аппарат получил название по аналогии с воздушным змеем) и летал на нем. Змей-планер разгоняла тройка лошадей. По одной из местных легенд, Можайский перелетал через Днестр. Вероятно, по аналогии с принципом движения пароходов, он придумал оснастить планер паровыми машинами и винтами. С этой идеей и отправился в Петербург.

В 1885 году в присутствии царя Можайский попытался поднять свой деревянный самолет в воздух. Но во время разбега по деревянным рельсам аэроплан завалился на бок и сломал крыло. Следующий аэроплан конструктор решил сделать трехмоторным. Он заказал еще одну паровую машину, но дождаться ее изготовления ему было не суждено. А энтузиаста, который продолжил бы дело, не нашлось. Впрочем, проведенные в XX веке расчеты показали, что самолет с паровыми машинами из-за своей большой массы и малой мощности двигателей вряд ли взлетел бы. Кстати, сохранились сведения о тринадцати аэропланах с паровыми и даже бензиновыми двигателями, созданных изобретателями из разных стран до появления «Флаера» братьев Райт, но ни один из них не мог взлететь.

РЕКЛАМА

Созданием аэропланов увлекался даже миллионер Терещенко

-- Приходилось слышать разные версии о том, где поднялся в воздух первый в Российской империи самолет. По одной из них, это произошло в Киеве.

-- Аэроплан, спроектированный и построенный профессором Киевского политехнического института князем Александром Кудашевым, поднялся в воздух 23 мая 1910 года, а самолет петербургского инженера Гаккеля -- на следующий день. Однако первенство полета в Киеве тогда официально признано не было, поскольку Кудашев не подал соответствующую заявку во Всероссийский аэроклуб, а Гаккель подал.

РЕКЛАМА

Очевидец, киевский профессор Артемьев, писал в одном из журналов: «Кудашеву удалось дважды подняться в воздух и пролететь несколько десятков саженей (сажень -- 152 сантиметра. -- Авт. ). Аэроплан Кудашева является первым русским аэропланом, поднимавшимся в воздух». Правда, продержался он там около 30 секунд. К тому же во время второго полета самолет врезался в забор Сырецкого ипподрома, где проходили испытания. Крылатая машина Кудашева напоминала аэроплан братьев Райт, однако была оснащена колесами и оригинальным винтом. «Кудашев-1» весил 330 килограммов, а его плоскости были сделаны из прорезиненной ткани.

Следующие самолеты князя были более совершенными. «Кудашев-4» был удостоен Большой серебряной медали на Международной воздухоплавательной выставке в Петербурге. Князю даже удалось совершить первый в истории ночной полет. Правда, аэроплан при этом потерпел аварию.

В 1990-е годы в технологическом университете Комсомольска-на-Амуре построили так называемую реплику -- приблизительную копию аэроплана «Кудашев-3». Но, по моим сведениям, летать на нем пока никто не решился. Кстати, в Национальном авиационном музее Украины, который открылся в октябре, представлена реплика самолета братьев Райт, собранная киевскими мастерами.

-- Сотрудничал ли Кудашев со знаменитым киевским конструктором Игорем Сикорским, эмигрировавшим после революции в США?

-- В 1910 году Сикорский был студентом Киевского политехнического института. Он помогал Кудашеву собирать самолет и конструировать винт. Параллельно с этим Сикорский с товарищами строил собственный аэроплан, который взлетел уже через 10 дней после кудашевского. Правда, «БИС-1» продержался в воздухе чуть более 10 секунд. Однако за следующие полтора года Сикорский создал еще пять более совершенных машин. На «Б-6» в Киеве Сикорскому удалось установить мировой рекорд скорости -- 111 километров в час, взяв на борт трех пассажиров. Эта машина поднималась до полуторакилометровой высоты, а максимальная продолжительность полета составила 52 минуты. Столь впечатляющие результаты сделали Сикорского знаменитым уже в студенческие годы.

Впрочем, Сикорский бросил учебу -- в 1912 году Русско-Балтийский завод приобрел у него права на производство аэроплана «Б-6А» и предложил должность главного конструктора авиаотдела. На работу в этот отдел Сикорский пригласил тех, с кем создавал самолеты в Киеве, в том числе Кудашева. Вскоре после этого под руководством Сикорского были разработаны первые в мире многомоторные тяжелые самолеты «Русский витязь», «Илья Муромец» и «Гранд». На «Илье Муромце» в 1913 году он совершил сенсационный по тем временам перелет Петербург--Киев--Петербург. Эмигрировав в Америку, авиаконструктор возобновил начатые в студенческие годы работы над созданием вертолетов. Его винтокрылые машины входили в число лучших. А Кудашев эмигрировал во Францию, после чего самолетами уже не занимался.

До революции Киев был самым крупным в стране авиационным центром: здесь создали более 40 различных моделей самолетов. Таких результатов не было даже в Петербурге. Многие конструкторы имели собственные мастерские. Они организовали Киевское общество воздухоплавания, а полеты проводились на двух аэродромах -- на Сырце и Куреневке. Сырецкий считался военным. Над ним в 1913 году поручик Павел Нестеров на самолете «Ньюпорт» впервые в мире выполнил «мертвую петлю».

Среди киевских авиаконструкторов было немало состоятельных людей, например, знаменитый сахарозаводчик, один из богатейших людей России, Федор Терещенко. В 1909 году он даже построил собственный аэроплан «Терещенко-1». Однако этот аппарат не смог оторваться от земли. Затем миллионер основал в своем имении Червоное на Волыни авиамастерские, которым было суждено «дорасти» до крупного авиационного предприятия.

498

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів