24 гравюры альбрехта дюрера, каждая из которых оценивается в сотни тысяч долларов, были увезены во время великой отечественной войны из львова
Открыв после новогодних праздников дверь маленького двухэтажного здания львовского Музея книги, что во дворе Дворца Потоцких, я спросила охранника: «А что у вас новенького?» -- и, признаться, была ошарашена его ответом: Дюрер, отпечатанный с оригинальных досок! Но еще больше была поражена замечанием научного сотрудника музея Натальи Отко: отпечатки с оригинальных досок -- это еще что, на самом деле Украине должны принадлежать 24 оригинальных рисунка Дюрера! Пани Наталя подвела меня к витрине: «Вот, видите эти репродукции? Мы их выложили, чтобы напомнить посетителям о связи немецкого мастера со Львовом -- а то разборки по поводу возвращения коллекции уже сколько лет тянутся!»
Конфискуя коллекцию, представитель рейхсканцелярии Мюльман оставил музею расписку
В то время, когда творил великий немецкий художник Альбрехт Дюрер (1471--1528), Украина была частью Польши. А когда князь Генрик Любомирский, землевладелец-аристократ, приобрел коллекцию его рисунков и передал в 1823 году музею Оссолинских, Западная Украина была частью Австрии, после 1918 года входила в состав Польши. В 1941 году, когда фашисты по специальному заказу фюрера вывезли из Львова припрятанную профессором Гембаровичем бесценную коллекцию, Галичина принадлежала Украинской ССР. Посему на коллекцию претендуют два государства: Украина и Польша. Однако разберемся с самого начала.
«Львовские» рисунки были, видимо, среди тех, которые в 1580 году приобрел Рудольф II, и более 200 лет они принадлежали Габбсбургам. Купленные князем Генриком Любомирским и переданные им в музей, они более 100 лет пролежали в музейном хранилище и были неизвестны исследователям Дюрера. Только в 1927 году рисунки «всплыли» благодаря статье, напечатанной Х. С. Рейтлингером в «The Burlington Magazine». Львов неожиданно для себя оказался владельцем коллекции рисунков Дюрера -- лучшей после собраний Берлинского Купферштих-кабинета, Венской Альбертины и Британского музея! Среди произведений был один из шедевров Дюрера -- его прекрасный автопортрет 1493 года, исполненный тушью и пером.
После пакта Молотова--Риббентропа в сентябре 1939 года Львов оккупировала Красная Армия. Советы закрыли Музей Любомирских, но историку искусства профессору Мечиславу Гембаровичу удалось спрятать в подвале ценные дюреровские произведения.
22 июня 1941 года гитлеровские войска вступили во Львов. Среди первых нацистов, прибывших в город, был Каэтан Мюльман -- специальный уполномоченный по защите произведений искусства на оккупированных территориях. Его задачей было выискивать шедевры, чтобы отправить их в Германию. Во Львове Мюльман по личному приказу рейхсмаршала Германа Геринга искал рисунки Дюрера. И нашел! Нацистский протокол свидетельствует: несчастный профессор Гембарович был «тщательно допрошен», после чего показал место, где спрятал рисунки.
Конфискуя коллекцию, Каэтан Мюльман оставил музею расписку! Зачем? Ведь можно было забрать экспонаты, не оставляя и следа, как это делалось позже. Но в первые дни войны грабители еще хотели сохранить лицо.
Гитлер пришел в восторг от Дюрера и приказал взять рисунки с собой в поездку на Восточный фронт: «Имея их рядом, я смогу смотреть на них чаще». И почти всю войну произведения великого мастера хранились в офисе Гитлера в рейхсканцелярии. Лишь когда союзники стали подходить к Берлину, работы художника в специальном сейфе были отправлены в соляную шахту Альт Аусзее под Зальцбургом (Австрия).
На вырученные о продажи коллекции деньги князь укатил на Французскую Ривьеру
Наследник основателя Львовского музея князь Георг Любомирский выехал в нейтральную Швейцарию еще во время войны. И в апреле 1947 года пришел к военному атташе США с предложением: если рисунки Дюрера будут ему возвращены, он подарит их Национальной галерее в Вашингтоне. С такой же просьбой князь Любомирский обратился в Германии к официальным представителям США по вопросам возвращения произведений искусства. За неделю дело успешно решилось -- рисунки были обнаружены, перевезены американской стороной из соляной шахты и переданы в Мюнхенский сборный пункт. В письме от 13 января 1948 года директор этого пункта Леонард Стюарт писал, как он с большим волнением открыл ящик с рисунками Дюрера, как увидел произведения, которые Гитлер держал для собственного удовольствия.
Леонард отметил, что эти рисунки «должны быть переданы в музей Львова». Поэтому князю Любомирскому вначале сказали: извините-с, но претензии на произведения искусства следует представить на рассмотрение правительствами, а не отдельными лицами, и «реституция должна совершаться в отношении наций, а не индивидуумов».
Споры, кому достанется Дюрер, закончились тем, что рисунки отдали Любомирскому -- видимо, помня, что он обещал их передать Вашингтонскому музею. Но Любомирский решил, что лучше их продать. А на вырученные деньги князь укатил на французскую Ривьеру
Свою неправоту американцы осознали уже в 90-х годах. В декабре 1991 года Линн Николас, автор исследования об украденных произведениях искусства, изданного Макмилланом, разговаривала с куратором Львовской галереи искусств Дмитрием Шелестом. Николас вспоминала: «Шелест сказал мне, что видел документы Генриха Любомирского, в которых говорится, что, передав работы Дюрера музею, князь хочет, чтобы они оставались во Львове, несмотря ни на какие политические перемены. Он сказал, что имеет надежду проследить путь рисунков, которые ушли на запад». 29 апреля 1992 года Шелест погиб, отважно защищая сокровища галереи от вооруженных грабителей
Если музеи согласятся, что произведения приобретены незаконным путем, кому же достанется коллекция?
Путь известных рисунков Дюрера проследили журналисты из лондонской газеты «The Art Newspaper»: четырнадцать работ находятся в публичных коллекциях -- четыре в Европе, одна в Канаде и девять в США. Работы «Конь» и «Мадонна», что в музее Бойманса ван Бенингена в Роттердаме (Нидерланды), куплены на аукционе в Лондоне в 1955 году. Главный хранитель музея Абрахам Мэй утверждает, что оба рисунка были собственностью Любомирских, несмотря на то, что находились во Львовском музее. Профессор Ричард Верди, директор Барберовского института при Бирмингемском университете (Англия), сказал, что рисунок «Человек с веслом» честно приобретен в 1954 году у дилера Кольнаги. «Мы хотели бы больше знать о реальной ситуации, прежде чем начнут требовать возвращения», -- добавил Ричард Верди.
В коллекции Метрополитен музеума в Нью-Йорке три работы Дюрера: «Автопортрет» (1493 год), «Фортуна» и «Святое семейство». Все они подарены «Мэту» (как фамильярно называют сокровищницу мировой художественной культуры нью-йоркцы) в 1975 году Робертом Леманом из чудесного собрания его отца-миллионера Филиппа.
Об автопортрете стоит рассказать отдельно. Это самая выдающаяся вещь из львовского собрания. 22-летний Дюрер писал его, очевидно, в Базеле или Страсбурге. Средневековые художники, закончив обучение в мастерской своего учителя, отправлялись в путешествие по городам, где работали лучшие мастера. Не нарушил традицию и Альбрехт. Существует несколько юношеских рисунков Дюрера, среди них два автопортрета -- двадцати и двадцати двух лет. Видно, как всего за два года возмужал художник, иллюстрировавший известную сатиру Себастьяна Бранта «Корабль дураков» и комедии Теренция. Первый портрет -- растерянный подмастерье, пристально всматривающийся в мир перед собой, прикрыв глаза правой рукой; второй -- задумчивый, спокойный, мудрый взгляд, уже готовый встретиться со взглядами Томаса Мора и Эразма Роттердамского Фюреру, очевидно, нужно было постоянно видеть перед собой по утрам этот немецкий взгляд из глубины веков.
Если даже музеи и согласятся, что произведения приобретены незаконным путем, кому же достанется коллекция -- Польше или Украине? Конфликт с польской стороной, как я поняла, растет из неоднозначного толкования принадлежности того самого музея Оссолинских. Некоторые сегодня пытаются утверждать, что «Оссолинеум» формировался за счет собственных денег Оссолинского и польской власти. Документы же свидетельствуют, что источником пополнения его фондов, кроме коллекции книг и рукописей самого основателя библиотеки, были многочисленные собрания ценных книг и рукописей греко-католических монастырей, дарения деятелей украинской культуры (в частности, Компаневича, Герасевича, Гриневецкого), которые считали его общенародной институцией.
Средства на развитие библиотеки граф Оссолинский получал преимущественно благодаря прибылям от имений Золотники, Гайворонцы, Брикуль, Роковец Тернопольской области, села Межгорье Львовской области. В дальнейшем библиотека частично финансировалась за счет местного украинского населения.
«Чтобы вернуть Дюрера, нужны большие деньги»
-- Сегодня для нас главный вопрос -- доказать мировой общественности правомерность притязаний Украины на эти рисунки -- а для этого есть все юридические основания, -- прокомментировал ситуацию начальник отдела Государственной службы контроля за перемещением культурных ценностей через государственную границу Украины Анатолий Волга. -- По международному договору между СССР, США И Великобританией культурные ценности, вывезенные из страны во время войны, должны быть возвращены на место. Но музеи требуют оригиналов расписки Мюльмана и завещания Генриха Любомирского, которых у нас нет.
Анатолий Петрович выложил передо мной на стол объемистую папку с документами -- переписка с посольствами. Вот что, например, пишет в ответ на запрос Посольство Нидерландов: «В запросе украинской стороны утверждается, что 25 декабря 1823 года князь Любомирский заключил договор с графом Оссолинским, согласно которому пообещал передать городу Львову в вечное пользование всю свою коллекцию, включая рисунки Дюрера. Нидерландская сторона будет очень благодарна получить копию этого договора, а также дополнительную информацию касательно взаимоотношений между князем Любомирским, графом Оссолинским и городом Львовом, чтобы определить законность требований Украины». Остальные ответы очень похожи на этот.
Подтверждение факта вывоза гитлеровскими оккупантами рисунков Альбрехта Дюрера в Германию зафиксировано и документами Нюрнбергского процесса под N ПС 1709. Однако действительно страны, где хранятся произведения немецкого мастера, имеют право потребовать больших подтверждений правомерности наших требований
Директор библиотеки имени Стефаника академик Лариса Крушельницкая говорит, что оригиналы расписки и завещания были переданы Сталиным полякам в числе других 270 библиотечных единиц, когда Оссолинеум переезжал в Польшу -- чтобы не возникало ненужных конфликтов, а в смысле культуры Украина Сталина не интересовала. Но проблему реституции коллекции Дюрера Лариса Ивановна видит в другом:
-- Нужны деньги, чтобы нанять хороших американских адвокатов. Игра стоит свеч: недавно, я знаю, купили шкитц Леонардо да Винчи за полтора миллиона долларов. В таком случае дюреровский «Автопортрет» может стоить где-то миллион долларов точно. Но, к сожалению, мы не умеем рисковать, чтобы что-нибудь получить. Для таких дел нужно быть хорошим бизнесменом. В какие бы украинские «верха» я ни писала, всюду ответ один: «нужны деньги». Мне звонят адвокаты из Америки, а потом мне из Киева попадает за то, что от своего имени веду международные переговоры
Директор львовского адвокатского бюро «Правовий радник» Валентин Кавун, который представляет Украину в международных переговорах по делу Дюрера, на мою просьбу поделиться состоянием украинских дел отреагировал весьма настороженно и почти убедил меня в том, что это «военная тайна». «Ну и пусть тайна», -- подумала я и не стала спорить. Лишь бы секреты шли на пользу дела.
1132Читайте нас у Facebook