«мы должны умереть, но победить! « — сказал в перерыве матча своим партнерам по команде камерунский футболист марк-вивьен фоэ, скончавшийся через два часа после этих слов в одной из французских клиник
На прошлой неделе спортивный мир потрясла весть о смерти полузащитника сборной Камеруна Марка-Вивьена Фоэ. За двадцать минут до финального свистка полуфинального матча Кубка Конфедераций между чемпионами Африки и командой Колумбии у него неожиданно остановилось сердце. Футболиста вынесли с поля на носилках и начали делать искусственное дыхание, но все старания медиков вернуть 28-летнего спортсмена к жизни оказались тщетными. Спустя сорок пять минут двукратный победитель Кубка Африки, участник двух чемпионатов мира, двукратный чемпион Франции Фоэ умер в клинике стадиона «Жерлан» в Лионе. Эта нелепая смерть, увы, не единственная на спортивных аренах мира
У Фоэ осталось трое детей, младшему из которых всего два месяца
С момента трагедии, разыгравшейся во Франции, прошла уже неделя, но медикам никак не удается установить истинную причину смерти футболиста. Тщательное расследование все еще продолжается. Врачи сомневаются в том, что к летальному исходу привел сердечный приступ. Существует даже версия, что темнокожий футболист скончался от применения допинга. Впрочем, вскрытие тела Марка-Вивьена Фоэ, проведенное специалистом из Женевы, не выявило никаких патологий анатомического или токсикологического характера. Как сообщила прокуратура Лиона, потребовавшая проведения экспертизы, результаты анализов будут известны в начале следующей недели. Пока же тело футболиста было передано его родным. С бывшим игроком своей команды попрощались болельщики «Лиона», а в соборе Сен-Жан состоялось отпевание. После этого гроб доставили в Париж и далее одним самолетом со сборной Камеруна — на родину футболиста, где он и был похоронен.
По словам бывшего менеджера камерунской команды Гарри Редкнэппа, проблемы со здоровьем у Фоэ были обнаружены еще несколько лет назад перед его переходом в английский «Вест Хэм». Тогда во время медобследования врачи выявили у игрока гипертрофию одного из желудочков сердца. Неутешительный вердикт насторожил руководителей команды, но медики убедили их, что это нормальное явление для африканских игроков. Контракт был подписан
Между тем жена погибшего футболиста говорит о другом. По ее словам, у Фоэ была дизентерия, которая доставляла ему много проблем. «Я не понимаю, как с человеком, спокойно игравшим 70 минут, могло вдруг случиться такое? Может, скрывают что-то? Если Марк был болен, его не должны были выпускать на поле. У человека дизентерия, а его отправляют играть Мы имеем право знать, почему такое произошло. Он плохо себя чувствовал два или три дня, у него были желудочные боли. Ему нельзя было играть!»
«Мы должны умереть, но победить!» — с таким призывом в перерыве того злополучного поединка обратился Фоэ к своим партнерам по команде. И его слова, к несчастью, оказались пророческими. Партнеры футболиста по сборной Камеруна, за которую Фоэ провел 65 матчей и забил 8 голов, и африканские журналисты встретили известие о его смерти рыданиями. Когда же перед состоявшимся несколькими часами позже полуфиналом Франция — Турция была объявлена минута молчания, а на световом табло появилось изображение футболиста, слезы навернулись на глаза и главного тренера французов Жака Сантини, и футболистов команды — Грегори Купе, Сиднея Гову, Тьерри Анри. Все они когда-то были одноклубниками Фоэ. Не остался в стороне от трагедии и президент ФИФА Йозеф Блаттер, посетивший лионское предместье Дардилли, где живет вдова покойного с тремя детьми, младшему из которых всего два месяца. Кроме того, босс мирового футбола пообещал, что следующий Кубок Конфедераций будет носить имя Марка-Вивьена Фоэ. Руководители «Ланса» и «Лиона», цвета которых защищал Фоэ, решили навечно закрепить за ним 17-й номер на футболке. Так же поступили и в сборной Камеруна. В последнем клубе африканца — английском «Манчестер Сити» — за ним навечно оставлен 23-й номер.
В последние дни кабельное телевидение Лиона постоянно передает интервью с Марком-Вивьеном Фоэ. Журналист интересуется у футболиста, о чем тот попросит Господа, когда вознесется на небо. «Спрошу о том, что я могу сделать, чтобы помочь людям на земле жить счастливой жизнью», — отвечал Фоэ
Столкновение с форвардом «Анжи» стоило жизни вратарю сборной Украины Сергею Перхуну
К сожалению, печальная история с Фоэ — далеко не единственная в футболе. Как не вспомнить матч на стадионе в Махачкале в августе 2001 года, во время которого вратарь московского ЦСКА и сборной Украины 23-летний Сергей Перхун после столкновения с форвардом местного «Анжи» Будуном Будуновым получил смертельную травму. В течение девяти дней Перхун находился в состоянии комы и был подключен к аппарату искусственного дыхания. Врачи делали все, что могли, но 28 августа Сергея не стало.
В 1993 году смерть настигла и одного из игроков немецкой бундеслиги. Прямо на поле инфаркт сразил 34-летнего румынского защитника «Байера» из Юрдингена Михаэля Кляйна. К слову, Кляйн был одним из самых опытных игроков сборной Румынии, футболку которой он надевал 89 раз.
Двадцатью годами ранее испанская лига несколько опрометчиво назначила матч «Севильи» и «Понтеведры» на первый же день нового 1973 года. Во время поединка скончался 27-летний полузащитник «Севильи» Педро Берруэсо. Через пять минут после перерыва он упал на траву и не смог подняться. Попытки врача привести игрока в чувство не увенчались успехом. В официальном бюллетене утверждалось, что причиной смерти стал сердечный приступ. Однако газеты считали иначе. Журналисты обвиняли руководство клуба в нежелании считаться со здоровьем игроков. Ровно за месяц месяц до трагедии, как выяснило журналистское расследование, Берруэсо уже терял сознание во время матча, но этот случай не был принят во внимание. С тех пор в Испании встречи чемпионата 1 января не проводятся.
Подобные случаи особенно часто происходят в Африке, чему способствуют жара, неважное физическое состояние футболистов и зачастую отсутствие медицинской помощи. Например в Мали в апреле прошлого года прямо во время матча первого дивизиона скончался игрок местного армейского клуба Сулейман Диаките. Сердечный приступ настиг его как раз в тот момент, когда он владел мячом.
В Европе же бесспорным «лидером» по этой части является Румыния, где футбольные смерти превратились в настоящую эпидемию. Когда за год с небольшим в не такой уж большой стране умирают четыре с виду здоровых и полных сил футболиста, есть повод призадуматься и, по крайней мере, попытаться найти закономерность. Но власти не только обходят таинственную череду смертей молчанием, но и всячески саботируют исследования, касающиеся этого вопроса. То ли здесь не обходится без участия духа графа Дракулы, то ли еще что, но в Румынии стало страшно играть в футбол. В конце позапрошлого года скончался 24-летний футболист сборной Румынии, участник Евро-2000 Каталин Халдан. Он умер по дороге в госпиталь от кровоизлияния в мозг, полученного во время товарищеской игры за бухарестское «Динамо». Полузащитника «Астры» из Плоешти Штефана Врабиору тоже не успели довезти до больницы. Он упал и потерял сознание спустя считанные минуты после того, как впервые вышел на поле в матче первого дивизиона с бухарестским «Рапидом». Еще двое — 18-летний Даниэл Орбяну, игрок третьего дивизиона, у которого простая травма лодыжки развилась в непонятную инфекцию, и 15-летний Даниэл Стойка, юниор бухарестского «Динамо», не переживший приступ, случившийся с ним во время тренировки.
А буквально на прошлой неделе нелепейшая смерть настигла игрока одной из любительских команд в Иране. Забив гол, футболист даже не успел ему порадоваться, так как один из игроков команды соперника подбежал к нему и нанес сильнейший удар в голову, после которого автор мяча тут же скончался. Убийца попытался скрыться, но был пойман общими усилиями игроков обеих команд и передан в руки полиции. Учитывая, что преступление произошло в известном своими строгими нравами Иране, его ждет суровое наказание. Но человека-то уже не вернуть
420Читайте нас у Facebook