ПОИСК
Політика

Разделение нацменьшинств на «защищенных» и «незащищенных» -- первый шаг к уничтожению того многонационального государственного монолита, который до сих пор позволял украине избегать любых этнических конфликтов

0:00 6 березня 2003
Інф. «ФАКТІВ»

В мае 1996 года при вступлении в Совет Европы Украина подписала Европейскую хартию региональных языков, или языков меньшинств, -- принципиальный документ, защищающий права национальных меньшинств и являющийся основой возрождения их самобытности. Но, несмотря на взятые тогда обязательства, украинский парламент до сих пор не ратифицировал эту Хартию. Вопрос внесен в сегодняшнюю повестку дня Верховной Рады, однако, по известным традициям отечественного законотворчества, может быть снят с рассмотрения: в предложенном нам тексте Закона о ратификации Хартии достаточно спорных моментов.

Документом для характеристики языковой ситуации являются результаты всеукраинской переписи населения 2001 года

Как заместитель председателя комитета по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений, уверен, что принятие Хартии, а тем более воплощение в жизнь ее положений, пойдет на пользу украинской демократии. Тем не менее есть принципиальные моменты, которые, в случае применения Хартии в украинских условиях, следует оговорить заранее. Прежде всего критерии, определяющие национальное меньшинство, чей традиционно используемый язык попадет под защиту Хартии.

Хартия устанавливает, что термин «региональные языки или языки меньшинств» употребляется в отношении тех языков, которые традиционно использует группа граждан государства, меньшая по численности, чем основное население. А территория, на которой они используются, -- географическое пространство, где такой язык служит средством общения для достаточного числа лиц.

В то же время количественные критерии, по которым можно определить необходимую численность так называемого нацменьшинства, достаточную для того, чтобы его язык попадал под защиту, Хартия не указывает. На этот счет в каждой стране своя ситуация. В украинских условиях единственным документом для характеристики языковой ситуации являются результаты всеукраинской переписи населения 2001 года: к их точности у меня есть претензии, но, как говорится, имеем то, что имеем. Согласно предложенному Закону о ратификации Европейской хартии, ее положения распространяются на тринадцать языков: белорусский, болгарский, гагаузский, греческий, еврейский, крымско-татарский, молдавский, немецкий, польский, русский, румынский, словацкий и венгерский. При этом даже согласно переписи численность армян в Украине ровно втрое больше, чем немцев или гагаузов, чьи языки внесены в украинский вариант Хартии. Та же ситуация у татар, цыган, азербайджанцев и грузин.

РЕКЛАМА

Возможно, предлогом для этой избирательности послужило одно из положений Хартии, по которому «целью Совета Европы является охрана исторических региональных языков, или языков меньшинств Европы». Но как тогда объяснить тот факт, что Германия и Нидерланды, участники Хартии, давно и последовательно защищают цыганский язык? И в чем причина отсутствия в списке армянского языка, исторического для компактных поселений во многих регионах: как известно, больше тысячи лет армяне живут в Крыму, в Каменец-Подольске, в Черновцах. Армянской церкви во Львове исполнилось восемьсот лет…

Национальный вопрос, как известно, очень тонкий и часто болезненный именно для национальных меньшинств. Так стоит ли такое демократичное и правильное дело, как ратификация Хартии, начинать с ущемления прав широкого круга украинских граждан на сохранение и использование родного языка?!

РЕКЛАМА

По всей видимости, создатели украинского варианта Европейской хартии не учли, что подобное разделение национальных меньшинств на «защищенных» и «незащищенных» -- первый шаг к уничтожению того многонационального государственного монолита, который до сих пор позволял Украине избегать любых этнических и национальных конфликтов.

Впрочем, предупредить возможное противостояние сегодня в наших силах. Мое предложение таково: установить количественный критерий отбора национальных меньшинств, попадающих под защиту Хартии, на уровне 30 тысяч человек. Согласно переписи, в самой маленькой этнической группе гагаузов, чей язык внесен в список Хартии, как раз 32 тысячи человек. И, соответственно, расширить список еще на пять языков.

РЕКЛАМА

В этом случае перечень пополнит армянский язык (армян в Украине 99, 9 тысячи), татарский (73, 3 тысячи татар), цыганский (47, 6 тысячи цыган), азербайджанский (45, 2 тысячи азербайджанцев), и грузинский (34, 2 тысячи грузин) языки. Это будет, по меньшей мере, справедливо.

Русский язык некорректно оставлять в списке Хартии как язык, требующий защиты

Назову еще одну причину, по которой до сих пор тормозилась ратификация Хартии. Она банальна -- деньги. Если государство обязуется «по мере своих возможностей обеспечивать население документами и бланками широкого пользования, составленными на региональных языках, языках меньшинств или в двуязычном варианте», выпускать СМИ на языках меньшинств и привлекать переводчиков к работе в судах и административных органах, нужны деньги. Какова эта статья расходов, еще никто не подсчитал, и в бюджете 2003 года ассигнования на подобные мероприятия не предусмотрены. То есть при всех благих намерениях воплощение положений Хартии, зависящее «от возможностей» нашего государства, может быть отложено на неопределенный срок, а поддержка национальных меньшинств снова оказаться делом самих национальных меньшинств.

И еще один принципиальный, по моему мнению, момент. Русский язык, который, по результатам всеукраинской переписи, считают родным 14,3 миллиона жителей Украины (практически треть населения), некорректно оставлять в списке Хартии как язык, требующий защиты. На мой взгляд, русский язык следует изъять из списка, но вместе с тем решить вопрос о предоставлении ему соответствующего официального языкового статуса.

Только в этом случае Закон Украины о ратификации Европейской хартии выполнит свою главную миссию: не нанося ущерба государственному украинскому языку, обеспечит уважение и понимание языковых потребностей национальных меньшинств. Или, как я предпочитаю их называть, дабы не умалять ничьих достоинств, граждан Украины неукраинской национальности.

221

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів