Снимая летом зимние эпизоды, актеры в сапогах, шапках и полушубках, изнемогая от жары, делали вид, что им холодно: притоптывали ногами и закрывали носы варежками
Сорок лет назад на экраны страны вышла одна из самых знаменитых советских кинокартин -- комедия Юрия Чулюкина «Девчата». Фильм стал лидером проката 1962 года, собрав в кинотеатрах 35 миллионов зрителей. Картина была отснята в рекордно короткие для советского кино сроки -- за три месяца. Зимний лесоповал снимали летом под Ржевом и в Ялте. Отечественная кинокритика отнеслась к картине достаточно спокойно, нашлись даже «доброжелатели», окрестившие «Девчат» «советской Лолитой». Зато за рубежом фильм оценили по достоинству: он получил дипломы МКФ в Эдинбурге и II Международной киновстречи для детей и юношества в Каннах-62, что было по тем времена совершенно беспрецедентно. Надежда Румянцева за роль Тоси Кислициной была удостоена премии на фестивале в Мар-дель-Плата (Аргентина).
Повариху Тосю Кислицину могла сыграть Алла Ларионова
Юрий Чулюкин начал работу над комедией «Девчата» в 1961 году. Фильм станет настоящим хитом -- это понимали все, кто прочитал сценарий, написанный Борисом Бедным. Пожалуй, самой главной задачей режиссера был выбор актрисы на главную роль -- поварихи Тоси, ибо от того, насколько точным будет попадание зависел, в конечном итоге, успех или неуспех картины. Мало кто знает, что сыграть Тосю могла не Надежда Румянцева, а совсем другая актриса. Дело в том, что жена режиссера, Наталья Кустинская, с нетерпением ожидала, что муж предложит эту роль именно ей. Но Чулюкин не торопился: он считал, что яркая экзотическая красота не подходит к образу смешной девчонки-подростка, покорившей сердце лесоруба-Дон Жуана. Однако отказать жене напрямую -- значило бы пойти на семейный конфликт, поэтому режиссер снял пробы с Кустинской и показал их художественным руководителям картины Юлию Райзману и Михаилу Ромму. Им пробы не понравились, и тогда Чулюкин предложил жене сыграть красавицу Анфису. Был грандиозный скандал, и от второстепенной, по ее мнению, роли Кустинская отказалась. Когда же немного успокоилась, посоветовала мужу взять на роль Анфисы Светлану Дружинину -- она тогда как раз была свободна.
Пробовались на роль Тоси Кислициной и другие актрисы, были среди них и такие, которые усиленно добивались своего, причем делали это по-разному: одни писали заявления и жалобы, другие -- флиртовали с ответственными чиновниками из Госкино. Но все решил Михаил Ромм, который, увидев пробы Румянцевой, сказал: «Будет играть эта пичуга!» Чулюкин воспринял такой поворот событий с радостью, поскольку и сам видел в этой роли только Румянцеву (они уже работали вместе на картине «Неподдающиеся», сценарий которой был написан специально для нее).
Если за главную женскую роль разгорелась настоящая битва, то с исполнителем главной мужской роли все было ясно -- Илью Ковригина должен был сыграть супермен отечественного кино Николай Рыбников, другие кандидатуры просто не рассматривались. Правда, сам актер к новой работе поначалу отнесся более чем прохладно: по словам других участников съемок, он часто говорил, что сценарий картины откровенно слабый, образы выписаны поверхностно и новую комедию ждет провал. Однако со временем Николай Николаевич свое мнение изменил. Он не только прислушался к мнению все того же Ромма, высоко оценившего сценарий картины, но и увлекся самим процессом съемок. Интересно, что отношения исполнителей главных ролей -- Румянцевой и Рыбникова, изображавших бурную страсть, сложились не сразу. Какая там любовь! Сцены ссор получались у актеров гораздо достовернее -- они ругались практически весь съемочный период. Рыбников был уже известным актером, одним из самых популярных в Советском Союзе, в то время как Румянцева, хоть и снялась уже в четырнадцати картинах, только приобрела известность. Николай Николаевич не хотел подыгрывать какой-то там «пичуге». Правда, и Румянцева в долгу не оставалась: по ее словам, характер у нее всегда был достаточно резкий и сносить высокомерное отношение, пусть даже и знаменитого артиста, она не собиралась. К тому же, говорят, Рыбников очень хотел видеть в этой роли свою жену -- первую советскую кинокрасавицу того времени Аллу Ларионову. Разумеется, это была не ее роль, и все, кроме Рыбникова, это понимали. Хотя, по словам Румянцевой, Тосю нельзя было сыграть плохо. «Любая другая актриса, -- сказала она как-то, -- сыграла бы ее хорошо. Конечно, по-своему, по-другому »
Зимний лесоповал снимали в Ялте при тридцатиградусной жаре
Одна из сложностей на съемках картины состояла в том, что Надежде Румянцевой предстояло сыграть роль молоденькой девушки, актрисе же в эту пору шел тридцать второй год и с Рыбниковым они были ровесниками. Актерам удалось изобразить изрядную разницу в возрасте (по сценарию Илья должен был быть гораздо старше Тоси), да так удачно, что недоброжелатели долго называли картину «советской «Лолитой».
Съемки «Девчат» -- классический пример того, как в советское время «делали» кино: с минимальными затратами и максимальной достоверностью. К примеру, январские эпизоды картины снимались под Ржевом в мае-июне. На искусственном снегу из самой обыкновенной соли ходили актеры в сапогах, шапках и полушубках и, изнемогая от жары, делали вид, что им холодно: притоптывали ногами, стучали себя руками по бокам и закрывали носы варежками. Когда кто-то входил в помещение с «мороза», в дверь врывались клубы пара -- это был белый газ с очень неприятным запахом, другой, более щадящий, изобрели позже. Финальную сцену, во время которой герои Румянцевой и Рыбниковой сидят на скамеечке под елкой (а с нее еще и осыпается снег), играли в Ялте в августе в тридцатиградусную жару. Надо отдать должное актерам: до сих пор в этом месте зрители ежатся от холода.
Едва выйдя на экраны, «Девчата» стали не просто очередной «жизнеутверждающей советской комедией», они произвели переворот в общественном сознании. Главная героиня «Девчат» -- смешная повариха Тося, маленькая (1 метр 51 сантиметр!) и худенькая, похожая на подростка пигалица, обойдя общепризнанных красавиц, приворожила первого парня лесоповала. Румянцева наделила Тосю собственными качествами -- уверенностью в себе, боевым характером, куражом, целиком подтвердив народную пословицу: «Не родись красивой, а родись счастливой». Девушки со скромной внешностью поверили в себя, поняли: не обязательно быть писаной красавицей, чтобы «мужчины падали направо и налево и сами собой укладывались в штабеля».
Аргентинские газеты называли Румянцеву «русской Джульеттой Мазиной», а западные киностудии наперебой приглашали ее в свои картины
А вот как сложились судьбы тех, кто создал «Девчат». Режиссер картины Юрий Чулюкин трагически погиб в 1987 году. Это случилось в столице Мозамбика Мапуту, где в то время проходила неделя советских фильмов. Чулюкин привез свою картину «Поговорим, брат». Его поселили в гостинице «Ровума» на десятом этаже. 7 марта в четыре часа утра работники гостиницы нашли тело советского режиссера на цементном полу шахты лифта. Юрий Чулюкин был мертв уже несколько часов. По свидетельству медиков, смерть наступила от падения с высоты. Официально было объявлено, что советский режиссер покончил жизнь самоубийством, хотя, что же произошло на самом деле, никто не знает до сих пор.
Роль Ковригина стала последней звездной ролью Николая Рыбникова, впоследствии он снялся в десятке картин, но ни одна из них, пожалуй, уже не встала вровень с «Девчатами». В последние годы жизни Николай Николаевич очень тяжело переживал отсутствие работы: в ролях сталеваров и монтажников-высотников его уже не снимали -- потребности в таких образах уже не было, а на возрастные роли он психологически перестроиться не мог, а, может, и не хотел. Начал выпивать. Полнел и время от времени вынужден был садиться на диету. Но ролей все равно не было Незадолго до смерти Рыбникову предложили роль в англо-русском фильме. Он очень обрадовался, похудел, начал учить роль на английском языке. Но к сожалению, ничего из этого не получилось Николай Николаевич чувствовал себя все хуже, перенес на ногах микроинсульт. Он умер так же тихо, как и жил, -- однажды просто не проснулся.
Надежда Румянцева до «Девчат» успела сняться в четырнадцати картинах, но роль Тоси Кислициной стала для актрисы этапной -- за нее она получила премию на фестивале Мар-дель-Плата. Аргентинские газеты называли ее «русской Джульеттой Мазиной» и «Чарли Чаплином в юбке». Западные киностудии наперебой приглашали ее в свои картины, но сама актриса узнала об этом много лет спустя -- от ее имени кинематографическое руководство всем отказывало. Роль Людмилы Добрыйвечер в картине «Королева бензоколонки» окончательно закрепила за Румянцевой амплуа комедийной актрисы. В последние годы Надежда Васильевна почти не снимается, и не потому, что нет предложений, -- актриса отказывается, едва прочитав сценарий. Несколько лет назад Румянцева отказала самому Эльдару Рязанову, который пригласил ее на одну из главных ролей в картине «Небеса обетованные». «Не хочу играть в фильме, который не способен вселить в людей надежду», -- сказала она тогда. Сейчас Надежда Васильевна увлеклась озвучиванием сериалов: героини «Твин Пикс», «Майкла Хаммера», «Рабыни Изауры», «Джен Эйр» и даже диснеевские утята говорят голосом Румянцевой.
Личная жизнь Румянцевой, как и у ее героини Тоси, сложилась счастливо. Уже тридцать шесть лет она замужем за Вилли Вартаняном, работником Министерства внешней торговли и армянином «московского розлива». С мужем она пятнадцать лет прожила за границей -- в Египте и Малайзии. Сейчас они снова живут в России. У мужа есть дочь от первого брака, а потому внука, которого они воспитали вместе, считают общим.
Инна Макарова, сыгравшая Надю, пропустила самое знаменательное для любого снявшегося в картине событие -- премьеру. Дело в том, что она очень обиделась на режиссера -- он вырезал из уже готовой картины самый важный для актрисы эпизод, в котором она все-таки отказывается выйти замуж за во всех отношениях положительного, но нудного Ксан Ксаныча. Чулюкин посчитал, что эпизод слишком грустный и в комедийную картину никак не вписывается, хотя актриса настаивала
Известность Макаровой принесла роль Любови Шевцовой в «Молодой гвардии». После развода с Сергеем Бондарчуком она вышла замуж за профессора-пульмонолога Михаила Перельмана, с которым живет счастливо уже тридцать лет. Она по сей день много выступает перед зрителями, а о своей жизни написала книгу с красноречивым названием «Благодарение».
Светлана Дружинина -- роковая красавица Анфиса -- после «Девчат» стала по-настоящему знаменитой, ее узнавали на улице, хватали за руки, не давали прохода и просили автограф. Однако, снявшись еще в нескольких картинах, Дружинина вдруг переквалифицировалась в режиссеры. Причиной тому стала любовь. Дружинина вышла замуж за оператора Анатолия Мукасея, родители которого служили в разведке. Актриса автоматически стала невыездной, а поскольку уходить из кино не хотела, решила снимать фильмы сама. Так появились на свет «Сватовство гусара», «Дульсинея Тобосская», «Принцесса цирка», «Гардемарины.. » и «Тайны дворцовых переворотов». Оператор почти всех ее картин -- Анатолий Мукасей. Невзирая на годы, Светлана Сергеевна сохранила прекрасную фигуру, легко может сесть на шпагат или принять позу лотоса. Не так давно при трагических обстоятельствах погиб единственный сын Светланы Дружининой. Остался внук Даня, которого она безумно любит и дружбой с которым дорожит.
На счету Нины Меньшиковой, которую героиня Румянцевой называла «мамой Верой», более шестидесяти художественных фильмов и спектаклей. А ведь во ВГИКе ей поначалу поставили «диагноз»: актриса с некинематографической внешностью. В последнее время Нину Меньшикову преследуют несчастья: летом прошлого года умер ее муж, замечательный кинорежиссер Станислав Ростоцкий, а в мае нынешнего погиб сын -- актер и каскадер Андрей Ростоцкий. Кстати, мало кто знает, что Андрея могло и не быть: у актрисы были проблемы со здоровьем и врачи запретили ей рожать, однако она решилась -- на собственный страх и риск. Единственное ее утешение сегодня -- трое внуков.
Станислав Хитров, сыгравший Филю, того самого, с которым Ковригин поспорил на Тосю, умер на больничной койке в полном одиночестве. Это случилось 24 мая 1985 года, актеру было всего сорок девять лет.
В жизни Люсьены Овчинниковой (Катя) фильм «Девчата» сыграл неоднозначную роль. Он сделал ее по-настоящему знаменитой -- она стала культовой актрисой 60-х, и он же лишил ее каких-либо творческих перспектив -- режиссеры уже просто не могли представить ее в другой роли, казалось, маска хохотушки Кати просто приросла к лицу актрисы. В последние годы она не работала в театре, почти не снималась в кино, нуждалась в деньгах и мечтала о карьере домработницы.
Актриса умерла 8 января 1999 в возрасте 68 лет. 7 января Люсьена Ивановна пришла в гости к своей давней подруге Тамаре Тур -- по случаю Рождества хотела угостить ее внучек шоколадными зайчиками. Весь вечер они проболтали на кухне, и Овчинникова сказала: «Какая же ты все-таки счастливая, Тамара, внучки у тебя хорошие, дома уютно, а мне после смерти мужа жить не хочется » Утром Люсьене Ивановне внезапно стало плохо, и она сказала Тамаре: «Я умираю » Когда приехала «скорая», актриса уже умерла -- оторвался тромб и закупорил вену. Похоронена Люсьена Овчинникова на Николо-Архангельском кладбище в Москве. После смерти актрисы осталась скромная однокомнатная квартира, кошка Симка и мешки писем от зрителей. А еще -- фильмы с ее участием. Завещание актрисы оказалось подделанным
2369Читайте нас у Facebook