Дочь палача мари тюссо отмывала окровавленные головы погибших на гильотине, чтобы срезать волосы для их восковых портретов
Одна из главных достопримечательностей Лондона -- музей восковых фигур мадам Тюссо -- существует уже 200 лет и каждый год принимает около двух миллионов посетителей. Но полная неожиданностей и крутых поворотов история создания музея не идет ни в какое сравнение с историей жизни его создательницы, которая может служить сюжетом для потрясающе интересного исторического романа. Мари Тюссо (урожденная Гросхольтц), дочь палача и талантливый скульптор из Страсбурга, учила изобразительному искусству сестру французского короля Людовика XVI, затем попала в самое пекло Французской буржуазной революции. Покинув неспокойную Францию (а вместе с ней и мужа) и перебравшись в Англию, Мари Тюссо стала первой в истории новой Европы успешной деловой женщиной, создавшей предприятие, и поныне приносящее баснословный доход.
К палачам в то время относились с суеверным ужасом и отвращением
История рождения девочки, получившей при крещении имя Мария, окутана тайной. Единственное, в чем единодушны все источники, -- будущая создательница «истории, отлитой в воске», родилась первого декабря 1761 года в городе Страсбурге, на границе Франции и Германии.
А дальше начинаются разночтения. В первом, приличном и прилизанном, варианте биографии Мари повествуется, что она появилась на свет через два месяца после того, как ее отец, гравер Иоганн Гросхольтц, погиб во время Семилетней войны. Мать девочки, Анна-Мария, вышла замуж во второй раз, снова овдовела и устроилась работать экономкой в дом Филиппа Кюртэ, доктора и большого специалиста по созданию восковых моделей. Именно доктор Кюрте обнаружил у дочери экономки незаурядные задатки скульптора и взял ее в ученицы, а юная Мари придумала для пущей схожести с живыми людьми наряжать восковые скульптуры в костюмы, сшитые из тканей.
По другим источникам, история отношений юной Мари и ее учителя Филиппа Кюртэ куда более романтична. Дело в том, утверждают они, что отец Мари Иоганн Гросхольтц вовсе не был убит на войне до рождения девочки, а ушел из семьи, узнав, что Мари -- не его дочь. На самом деле отцом ребенка был доктор Филипп Кюртэ. История эта очень многое объясняет -- а иначе зачем было доктору возиться с дочерью экономки? Да не просто возиться, а еще и сделать ее наследницей своего дела и состояния? Юридический же отец девочки, Иоганн Гросхольц, благородно оставил дочери соперника свою фамилию, а с ней и статус законнорожденного ребенка, что, с одной стороны, было вроде и неплохо. Но с другой стороны, предки Иоганна были потомственными палачами, а к людям этой профессии (и к их родным) в то время относились с суеверным ужасом и отвращением.
Существует и третий вариант биографии, по которой доктор Кюртэ приходился юной Мари дядей со стороны матери. Что ж, объясняя поистине отеческую привязанность господина Кюртэ к девочке, эта версия звучит скромно и прилично.
«Посетите восковой театр знаменитого доктора Кюртэ!»
Из Страсбурга доктор Кюртэ с домочадцами перебрался в Берн, а затем и в Париж, где забросил врачебную практику и полностью сосредоточился на создании восковых скульптур, задумав открыть в столице мира выставку.
Надо сказать, что история восковой скульптуры насчитывала к тому времени не одно столетие. Еще древние римляне делали из воска посмертные маски и держали их дома. В средневековой Европе восковыми статуями святых украшали храмы. Но мысль приспособить восковую скульптуру к интересам, если можно так сказать, шоу-бизнеса впервые пришла в голову именно Филиппу Кюртэ. В 1771 году в Париже праздновали бракосочетание будущего Людовика XVI с Марией-Антуанеттой, и Филипп Кюртэ смоделировал из воска и выставил в небольшой лавочке портреты новобрачных. Успех предприятия превзошел все ожидания, и в 1776 году Филипп Кюртэ создал постоянно действующую выставку портретов знаменитостей. По всему Парижу висели афиши: «Посетите восковой театр знаменитого доктора Кюрте! Потрясающая выставка! Все фигуры -- как живые: бал в Версале! Смерть Клеопатры! Многие знаменитые личности в полный рост: герцог Орлеанский, господин министр Фулон, философ Руссо, поэт Мольер и многие другие».
Перед кассой выстраивались очереди, а билеты на шоу продавала юная Мари. Выставку удостоили вниманием многие знаменитые люди своего времени -- Франклин, Вольтер (портрет которого стал первой самостоятельной работой 17-летней Мари Гросхольтц). Даже Людовик XVI удостоил выставку благосклонным вниманием и был настолько поражен, увидев собственное изображение, что пожертвовал для своего воскового двойника личный мундир и орден. После этого Мари пригласили в Версаль преподавать изобразительное искусство сестре монарха, принцессе Елизавете. Мари прожила во дворце десять лет, а затем грянула Французская буржуазная революция, и восковые изображения королевской семьи отправились в переплавку.
После казни Робеспьера бешеным успехом пользовалась картина «Смерть тирана»
Бывшая учительница сестры короля Мари едва избежала гибели. Ее вместе с матерью арестовали и заключили в Бастилию, где одно время Мари содержалась в одной камере с будущей женой Наполеона Жозефиной Богарнэ. Но обе через пару лет вышли на свободу. Выйдя из Бастилии, Мари вновь окунулась в семейный бизнес. Только теперь место восковых фигур членов королевской фамилии на выставке заняли изображения вождей революции и посмертные маски казненных аристократов. Из казней вождей революции Мари извлекала выгоду. Так, после казни Робеспьера бешеным успехом пользовалась созданная ею картина «Смерть тирана».
Постепенно доктор Кюртэ отошел от дел, и Мари стала заниматься бизнесом самостоятельно. Заваленная заказами, она работала, не покладая рук. Между прочим, в то время синтетических париков не было, и перед Мари встала проблема, где добывать натуральные волосы для восковых фигур. И вот тогда-то ей пригодилась фамилия отца: парижские палачи, считая ее дочерью коллеги, разрешали Мари срезать волосы с голов казненных. Хорошенькая молодая дама отмывала от крови отсеченные головы и отрезала волосы. Головы, обезображенные гримасами смерти, были лицами ее бывших посетителей. Но что поделаешь -- бизнес есть бизнес.
Филипп Кюртэ умер 1794 году, и Мари стала единственной наследницей дела. Через год после смерти благодетеля она вышла замуж за французского инженера Франсуа Тюссо, которому родила двоих сыновей.
Эдинбургский палач разрешил Мари снимать маски с преступников
Все же Франция казалась Мари Тюссо слишком беспокойным местом, и она приняла решение уехать в Англию. С собой Мари забрала все восковые фигуры и старшего сына Жозефа, оставив во Франции маленького Франсуа и мужа. Больше она во Францию не возвращалась. Целых тридцать лет Мари Тюссо кочевала по Британии со своей коллекцией, постоянно пополняя ее новыми экспонатами. Выставка пользовалась ошеломляющим успехом. Но путь Мари Тюссо не был устлан одними розами, попадались и шипы. Однажды корабль, на котором она перевозила коллекцию, потерпел крушение. Мари удалось спасти часть фигур, а самое главное -- формы, по которым они отливались, и за несколько месяцев коллекция была восстановлена, а затем и пополнена изображениями английских аристократов. В Англии Мари Тюссо тоже прибегала к помощи заплечных дел мастеров: эдинбургский палач Джон Вильямс разрешил ей снимать маски с преступников -- иногда накануне казни, а иногда и после нее. Примерно в это же время Мари Тюссо познакомилась с подающим надежды английским журналистом, сделавшим ей рекламу. Журналиста звали Чарлз Диккенс.
Когда мадам Тюссо исполнилось 74 года, у нее наконец набралось достаточно денег, чтобы купить в Лондоне на Бейкер-стрит хорошенький особнячок и оборудовать там выставочные залы. До конца своих дней (а умерла мадам Тюссо в 1850 году в возрасте 89 лет) она занималась делами музея. Ее старший сын Жозеф стал специалистом по костюмам, а младший, Франсуа, вел финансовые дела. Последней работой Мари Тюссо стал ее автопортрет в возрасте 81 года.
Но со смертью мадам Тюссо дело не заглохло. За время своего существования музей постоянно менялся, здание перестраивалось, в 1925 году выставка пострадала от пожара, а в 1940-м в здание попала бомба. Позже потомок Мари Бернард Тюссо отреставрировал здание, добавил к нему планетарий, и музей мадам Тюссо приобрел свой нынешний вид.
Восковой двойник Николь Кидман стоил 56 тысяч долларов, а в Киеве изготовление восковой фигуры для частной коллекции обходится в три тысячи
Вскоре после смерти Мари Тюссо был открыт способ сделать восковые фигуры более долговечными, а в наше время разработаны технологии, позволяющие создать движущиеся, моргающие, разговаривающие модели. Для создания экспонатов используются искусственный кожный покров, разнообразные пластмассы. Но сама суть выставки -- дать возможность простым людям поглазеть на сильных мира сего и в какой-то степени приобщиться к истории -- осталась той же, что и во времена мадам Тюссо. Особенно популярной остается «комната ужасов» -- изображения средневековых пыток, казней и портреты знаменитых маньяков-убийц. Идея, воплощенная Мари Тюссо в сцене казни Робеспьера, оказалась на удивление жизнеспособной. А с приходом современных технологий подобные сценки стали еще ярче. Теперь фигуры жертв весьма натурально стонут и хрипят. Говорят, находятся любители, которые за ночь в комнате ужасов готовы выложить 100 фунтов стерлингов. А еще говорят, что за ночь, проведенную в музее мадам Тюссо, можно вылечиться от алкоголизма.
Сегодня в музее, наряду с историческими персонажами, можно полюбоваться кинозвездами, политиками, знаменитыми музыкантами. Но если самая старая фигура выставки -- восковое изображение мадам Дюбарри, насчитывающее около 200 лет -- бережно сохраняется (как, впрочем, и другие старинные экспонаты), то еще не известно, какая участь постигнет восковые копии нынешних звезд. Ведь история и сиюминутная конъюнктура -- разные вещи.
Так, после недавнего развода Николь Кидман с Томом Крузом владельцы музея решили убрать двойника актрисы (изготовление которого, между прочим, обошлось в 56 тысяч долларов США!) из экспозиции в хранилище и поставить рядом с восковым болваном Тома статую его новой пассии Пенелопы Круз. Еще более забавная история приключилась с восковыми двойниками Джорджа Буша-младшего и Альберта Гора: перед началом нынешних президентских выборов в США руководство музея мадам Тюссо распорядилось изготовить копии обоих претендентов на президентское кресло. Дальнейшую судьбу восковых фигур решил исход выборов: Буш остался в экспозиции, а его соперник отправился в хранилище.
Одним словом, дело, начатое более двухсот лет назад, остается весьма прибыльным и сейчас. В 1970 году в Амстердаме, а совсем недавно и в Нью-Йорке, были открыты филиалы лондонского музея. Вообще же выставки восковых фигур открываются по всему миру. Есть подобная и в Киеве. На этой выставке можно полюбоваться изображениями нынешнего и первого президентов Украины, известных спортсменов и певцов. А еще отечественные специалисты предлагают всем желающим стать владельцами своего воскового двойника! Стоит подобное удовольствие около трех тысяч долларов. Так что при желании любой более-менее состоятельный человек может открыть музей восковых фигур имени себя, любимого.
Читайте нас у Facebook