ПОИСК
Культура та мистецтво

Дочь знаменитой «бесприданницы» Лариса Кадочникова: «Мама привязала меня к кровати и потребовала, чтобы я порвала с Глазуновым»

0:00 12 жовтня 2001
Сегодня исполняется пять лет со дня смерти русской актрисы Нины Алисовой

Говорят, знаменитый русский режиссер Яков Протазанов, впервые увидев восемнадцатилетнюю Нину Алисову, воскликнул: «Вот настоящая Лариса!» Уже несколько месяцев шли поиски актрисы на главную роль в фильме «Бесприданница». И вдруг -- такая удача! На следующий день после премьеры юная Нина проснулась знаменитой и… влюбленной. Помощник режиссера Валентин Кадочников сделал ей предложение. У них родились прелестная девочка Лариса и сын Вадим. Правда, история любви русской актрисы Нины Алисовой только начиналась… Интересно, что много лет спустя уже взрослая Лариса Кадочникова во многом повторила судьбу своей матери. Она стала актрисой, и история любви у нее тоже была. Причем не одна…

«Тамара Макарова мне говорила: «Не знаю, как вы будете сниматься в кино! Вы же протыкаете экран носом!»

Нина Алисова жила с детьми в Москве в высоченном сталинском доме недалеко от Киевского вокзала. В нем жили киношники. Соседом по лестничной площадке Алисовой был режиссер Марк Донской. Этажом выше жил Иван Пырьев с Мариной Ладыниной. В соседнем парадном -- Борис Андреев и знаменитая чета -- Тамара Макарова и Сергей Герасимов! Квартира у Алисовой была небольшая, двухкомнатная, но очень уютная. И гостеприимная…

-- Сколько помню, двери в нашу квартиру никогда не запирались. Я запросто бегала к Марку Донскому и дружила с сыновьями Пырьева. Мама любила пить чай с матерью Марины Ладыниной. Это была потрясающая женщина! Впрочем, как и ее дочь. Марина была милой, приветливой. Чего не скажешь о Пырьеве, тогда директоре киностудии. Очень жесткий человек. Его все смертельно боялись. Но особым ореолом была окружена семья Герасима с Макаровой. Они сами сделали из себя культ. Я училась с племянницей Тамары Федоровны Эллой. И та пару раз приглашала меня в дом Макаровой, когда хозяев не было дома. Помню, как только я переступила порог их дома, у меня просто перехватило дыхание. И так до тех пор, пока не ушла. Я -- в доме у легенды! Такое и представить себе было невозможно! Они жили не то что богато, просто все было окутано особым духом. В их спальне стояла огромная кровать с балдахином -- как в зарубежном кино. Но больше всего меня поразил портрет Тамары Макаровой на всю стену. Я никогда больше таких полотен не видела. Это было как в раю. Все в коврах…

Тамара Макарова была необыкновенной красавицей. Причем в жизни еще лучше, чем на экране. Она всех держала на расстоянии. Никто и подумать не мог запросто, по-соседски к ней подойти. Помню, когда она подъезжала к парадному на роскошной черной машине, сначала выпрыгивал ее черный пудель, а потом словно выплывала Макарова. Мы, девчонки, выстраивались в ряд и кланялись ей. А она нам бросала: «Здрась-сьте, девочки».

РЕКЛАМА

Герасимов боготворил жену. А Макарова закрывала глаза на его поклонниц. Женщины просто падали перед Герасимовым. В институте все поголовно были в него влюблены. Сергей Аполлинарьевич обладал потрясающей энергетикой. Это был умнейший человек, и, говорят, работать с ним было одно удовольствие. Когда я уже училась в институте, Макарова меня почему-то невзлюбила. Она говорила: «Не знаю, как вы будете сниматься в кино. Вы же протыкаете экран носом!» А потом недовольно выговаривала маме: «Почему ваша дочь так красится?» Мама ей резко ответила: «Она просто берет пример с вас». Зато, когда я уже сыграла в «Тенях… «, мы с Юрием Ильенко отдыхали в Пицунде вместе с Герасимовым и Макаровой. Тогда она призналась: «Я, наверное, была не права на ваш счет». А с Герасимовым мы любили ходить по грибы. Грибник он был заядлый! Помню, насобираем целый кулек, отнесем на кухню, а там девушки между собой шепчутся: «Давай, поджарим их повкуснее, ведь это Герасимов с Кадочниковой собирали… «

Когда в семье Кадочникова и Алисовой родилась девочка, никто и не сомневался, что ее назовут Ларисой. «Бесприданница» в жизни Нины Алисовой сыграла судьбоносную роль. Говорят, в очаровательную молодую актрису был влюблен сам Яков Протазанов. Правда, весьма умело скрывал свои чувства. Их платонический роман длился около двух лет. Год Протазанов водил Нину в театры, музеи, читал с ней книги. Он хотел, чтобы девушка прониклась судьбой своей героини. И ему это удалось. За Алисовой долгие годы ходили толпы поклонников. Она была потрясающе красива! Черные волосы, огромные карие глаза, выразительный рот, который, кстати, Алисова никогда не подкрашивала, и очаровательный девичий румянец…

РЕКЛАМА

«В ней был какой-то внутренний огонь, темперамент, экспрессия. Я никогда не видела ее скучающей или плачущей. Это был фонтан энергии, которой мама заряжала абсолютно всех! В маму было невозможно не влюбиться… «

«Мужчины рядом с мамой просто сгорали»

Валентин Кадочников был учеником великого Эйзенштейна. Его из многих выбрал себе в помощники Протазанов, снимая «Бесприданницу». Мог ли он знать, что молодой человек без ума влюбится в Алисову? Работе это совсем не мешало, разве что Валентин не мог отвести глаз от прелестной Ларисы. А сразу же после съемок сделал Нине предложение. И она согласилась.

РЕКЛАМА

«Папа был без ума от мамы. Я не встречала такой любви. Он ее просто боготворил. Говорил, что будет работать только с ней. Не разрешал сниматься у других режиссеров. Исключением был лишь Протазанов. А тот собирался ставить с мамой «Войну и мир». Она -- в роли Наташи Ростовой. Правда, это так и осталось мечтой… «

Кадочников умер в эвакуации в Средней Азии. Ему было всего 29 лет. Воспаление легких. Нина Алисова осталась с маленькими детьми на руках и без средств к существованию. Благо, в то время в Среднюю Азию перекочевал «Мосфильм». На «Мосфильме» Алисова снялась в «Радуге» и «Урсу». За оба эти фильма Нина Ульяновна получила Сталинскую премию. Рассказывают, что посмотрев «Урсу», Сталин спросил: «А что это за девушка, которая так прекрасно собирает хлопок?» Ему сказали, что это актриса, блестяще сыгравшая роль Ларисы в «Бесприданнице». «Дать ей Сталинскую премию!» -- такой был вердикт вождя.

«Однажды, это было уже в Москве, мама заперла нас с братом в комнате и сказала, чтобы мы не шумели. Сама нарядилась и стала ждать. Мы видели из окна, как подъехала черная машина, из нее вышел мужчина и поднялся к нам. Мама красиво накрыла стол и принимала гостя. Кто это был, мы так никогда и не узнали. Но по всему было видно, что он из правительственных кругов. Хотя никаких особых благ у нас никогда не было. Мама часто уезжала на гастроли, и нас воспитывала бабушка. Была, конечно, и домработница. Но тогда так было принято -- в семьях актеров обязательно была прислуга. Женщина приходила к нам в дом, стирала и гладила белье, ходила за покупками. Но готовила только бабушка… «

Рано став вдовой, Нина Алисова не могла быть одна. Это претило ее открытому характеру. Да и яркая внешность актрисы всегда привлекала мужчин. В дом стал часто заходить Рубен Симонов. А намного позже его сын Евгений поставил с мамой «Без вины виноватые». Алисова обладала особым женским обаянием. Первым она пустила в дом после Валентина Кадочникова актера Театра Вахтангова. Правда, он быстро спился, и его имя в доме никогда не упоминалось. Затем Алисова познакомилась с оператором «Мосфильма» Петром Кузнецовым. Он прожил с актрисой пятнадцать лет.

«Женщины на студии его боготворили. Считалось, что если в картине работает Кузнецов, актриса будет снята самым лучшим образом. Оператор от бога, Кузнецов был неказист внешне. Маленького роста, толстенький. Настоящий Санчо Панса. Он обладал удивительным даром рассказчика и очень любил нас с братом. Я была эгоистичным ребенком. Меня раздражало, что рядом с мамой находится такой некрасивый мужчина. И я этого не скрывала. Кузнецов страшно ревновал маму, а для нее главным была сцена. Поэтому, когда маме предложили поехать на три года поработать в Саратовском академическом театре, она, не раздумывая, согласилась… «

Из Саратова Нина Алисова вернулась с актером Виктором Неденталем, который был на двадцать лет ее моложе. Их разницу в возрасте никто не замечал. Алисова по-прежнему выглядела потрясающе! Она устроила Виктора ассистентом на киностудию. Он начал ездить в экспедиции, там стал попивать, а потом пристрастился к этому делу. Умер Неденталь как-то внезапно…

«Мужчины рядом с мамой просто сгорали. Она была слишком свободной и независимой. Всегда всеми повелевала. А замужем была лишь один раз -- за папой. Все остальные ее мужья были гражданскими. Мама считала, что совсем не обязательно связывать себя узами брака. А может, просто боялась зависимости… Помню, когда ей было лет 75, она приехала ко мне, в Киев. Пошла на какую-то встречу в Дом актеров, приходит -- я ее не узнаю. Стоит молодая женщина лет 25, на голове -- белая роскошная косынка. Я спрашиваю: «Мама, что с тобой?» А она восторженно: «Меня только что провожали два генерала!» Она умела покорять мужчин одним взглядом… «

Нина Алисова не отличалась идеальным вкусом. Зато потрясающе одевалась на сцене. А в жизни… Она была так красива, что никто не обращал внимания, как она одета. Алисова не любила украшений. Никогда не носила колец. После ее смерти остались только маленькие золотые сережки да янтарное ожерелье. Однажды на гастролях Алисовой пришлось играть «Бесприданницу» тридцать дней подряд. Когда закончился последний спектакль, она произнесла знаменитый монолог Ларисы и рухнула замертво. Все думали, что Алисова умерла. Ее отвезла «скорая», и врач диагностировал обострение базедовой болезни. Ее еле привели в сознание. Месяц лечили. Встал вопрос об операции. Врач сказал Алисовой: «Зоб -- это ваш талант. Удалим -- будете здоровой женщиной, но быть актрисой вы уже не сможете». Она не согласилась на операцию. И до конца жизни носила на шее большое янтарное ожерелье.

«Мама всю жизнь ждала, что вот-вот начнется новый этап в ее жизни. Последние годы она поклонялась Комиссаржевской, считала, что судьбой очень на нее похожа. Собиралась книгу писать. Но когда закрыли Театр киноактера, в котором мама работала, ее жизнь как будто остановилась. Она жила одна. Приходила домработница, каждый день заезжал брат, который к тому времени стал знаменитым кинооператором (Кстати, Вадим Кадочников был оператором «Жестокого романса» Эльдара Рязанова, снятого по «Бесприданнице». -- Т. Б.). Мама потеряла интерес к жизни. Сцена была ее жизнью. Она почти не вставала с кровати. Лежала и смотрела в потолок… «

В тот вечер, когда Нина Алисова умерла, Лариса Кадочникова играла в спектакле на сцене Театра имени Леси Украинки. Нина Ульяновна умерла тихо, будто уснула. На ее лице не было страдания…

«Наши отношения с Глазуновым были на гране истерии. У меня каждый день -- кровь из носа»

Роман с художником Ильей Глазуновым начался, когда Ларисе Кадочниковой было восемнадцать лет. Нина Алисова была в восторге -- ее дочь рядом с таким человеком! Правда, три года спустя она изменила свое мнение…

«Мы встретились с Глазуновым на его выставке. Я пришла с мамой, и жена Ильи, Нина, сразу подошла к маме, рассыпалась в комплиментах. Стала что-то рассказывать, и вдруг появился Глазунов. Откуда -- не знаю. Просто вырос передо мной, и все. Красивый, в роскошном, изящно закинутом назад белом шарфе. Я сразу потеряла голову. Я безумно влюбилась. Если и есть любовь с первого взгляда -- это была она. Мама это сразу поняла по моим светящимся глазам. Глазунов спросил: «Это ваша дочь? Какие замечательные у нее глаза. Ее надо писать непременно». Мама была счастлива… «

Три года длился роман Кадочниковой с Глазуновым. Об этом знали все. Даже его жена Нина. Глазунов безумно ревновал Ларису. Он мог ворваться в аудиторию и потребовать, чтобы она ушла с ним. Он сто раз на день звонил Кадочниковой. Если она была дома, то заезжал. Он и шагу не мог ступить без Ларисы. И рисовал ее. Каждый день. Девушку с огромными глазами.

«Он выматывал меня. Эмоционально. Я ужасно уставала. Каждый день -- кровь из носа от переутомления. Я почти не спала. Наши отношения были на гране истерии. Глазунов поклонялся Достоевскому и хотел, чтобы его окружали и страсти по Достоевскому. На пределе человеческих возможностей. Только тогда он мог работать, это вдохновляло его. Он бесконечно требовал от меня признаний в любви. К нему, гению. Мне в любви он не признавался, но я видела, как горят его глаза. Понимала, что ему необходима. Да, он любил меня. И терзал… «

Глазунов был потрясающе щедрым. Он заваливал Ларису подарками. Давал ей деньги, чтобы она могла одеваться в лучших магазинах. Однажды они вместе поехали на юг. А в соседнем санатории отдыхала его жена.

«Глазунов никогда не предлагал мне стать его женой. А я, конечно, этого хотела. Ему и дети были не нужны, главное -- творчество. Мама с ним как-то говорила, мол, определись в своих отношениях. А он ей: «Я люблю вашу дочь, но у меня есть жена. Она мне предана… «Это было сумасшествие. Я ничего вокруг не видела. Конечно, это не была платоническая любовь… Для меня Глазунов был особым мужчиной. Он открыл мне Достоевского, отношение к религии. Наша связь была болезненной и красивой. И в конце третьего года я была доведена до такого состояния, что если бы не мама, все могло закончиться трагически. Однажды мама просто привязала меня к кровати и потребовала, чтобы я порвала с Глазуновым. Сказала: «Все. Надо что-то решать. Так дальше продолжаться не может». Я рыдала, а она не давала мне подходить к разрывавшемуся от звонков телефону. Так продолжалось несколько дней, пока мама не поговорила с Ильей… Это было больно для нас обоих, но мы расстались… «

«Бог послал мне Юрия Ильенко, чтобы я не умерла с тоски»

Через несколько дней после разрыва с Глазуновым Кадочникова шла по коридору родного ГИТИСА. Навстречу ей -- студент операторского факультета Юрий Ильенко. Они знали друг друга давно, но Лариса и не подозревала, что много лет Юрий был в нее безнадежно влюблен. Когда на следующий день он пришел в гости к Кадочниковой, Нина Алисова была сражена красивым, спокойным, вежливым юношей.

«У меня началась совершенно другая жизнь -- спокойная, светлая. Ильенко -- любящий, мечтательный. Он хотел создать новое направление в кино. Наверное, Бог послал мне его, чтобы я не умерла с тоски. Очень скоро Юра сделала мне предложение, и я согласилась. К этому времени я закончила институт, и меня пригласили в «Современник». Юра получил распределение на Ялтинскую киностудию. Он безумно меня ревновал. Приезжал каждые выходные, привозил огромные букеты цветов. Просил меня уехать из Москвы. Я -- ни в какую. Пока не возникла идея фильма «Тени забытых предков». Юра сказал, что если я хочу сниматься, то должна переехать в Киев… «

Слава Ларисы Кадочниковой после «Теней… «была сродни славе ее матери после «Бесприданнице». Как и Алисова, Кадочникова однажды проснулась знаменитой. Причем не только в тогдашнем СССР. С фильмом Лариса была приглашена в США и Францию. Причем вдвоем с Иваном Миколайчуком. Говорили, что у них роман, а они всю жизнь от него открещивались.

«Я никогда не чувствовала на себе влюбленного взгляда Миколайчука. Он влюблялся в женщин красивых, порочных. Между нами была словно какая-то стенка. И с Параджановым у меня не было романа. Хотя он восхищался мной… «

Ларисе Кадочниковой становилось тяжелее и тяжелее работать с мужем. Он относился к ней требовательнее, чем к другим актрисам. Ларисе нельзя было болеть, ошибаться, капризничать. Да и бытовые проблемы навалились… Сначала они снимали жилье, потом на Киностудии им дали квартиру.

«Наша любовь с Ильенко начиналась прекрасно. А потом… многое произошло. Он видел во мне помощника, но когда у Ильенко случались неудачи в кино, решал, что виновата я. Ему казалось, что перемена в личной жизни изменит что-то и в его творчестве. Мы устали друг от друга. Стали конфликтовать. Наш разрыв был очень болезненным и некрасивым. Я считала, что он мне должен оставить все. Ведь я очень много для него сделала. Он же так не думал. Была некрасивая история… Мама, узнав обо всем, настояла на нашем разводе. Юрий решил начать все заново, но, по-моему, это ему категорически не удалось. Бог у него многое отнял. Он стал другой. Теперь я не могу себе представить, как жила с этим человеком. Мне кажется, он даже внешне изменился. Мы давно не общаемся. Просто чужие люди… «

Лариса Кадочникова, как и ее мать, не могла оставаться одна. Ей нужен был кто-то, кто бы заботился о ней. В Кадочникову был давно и безнадежно влюблен директор Театра имени Леси Украинки Михаил Саранчук. Когда узнал, что она разошлась с мужем, открылся актрисе. У него были жена и ребенок. В высших инстанциях Михаилу намекнули, мол, если хочешь остаться в театре -- порви с Кадочниковой. Он ответил: «Никогда». Разошелся с женой и ушел к Ларисе.

«Я абсолютная женщина. Обожаю, чтобы меня сопровождал мужчина. Это, наверное, от мамы. Правда, у нее характер был посильней моего. Но и я, как она, в любви проходили разные этапы. Сначала первая влюбленность, потом более осмысленное чувство. В личной жизни меня хорошо потрепало. И как награда за все -- Миша. Жаль, что мама не встретила такого мужчину. Я для него кумир, ребенок, жена, любовница. Счастлива ли я? Думаю, да… «

13192

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів