ПОИСК

Несмотря на то, что катя появилась на свет вся обвитая пуповиной и не закричала, в ее медицинской карточке об этом не говорилось ни слова

0:00 8 серпня 2001
Інф. «ФАКТІВ»
Последствия для матери девочки обернулись трагедией

Катя Мисюра удивительно похожа на свою маму Галину: большие серые глаза, точеный носик и аккуратные губки. Но в свои неполные шесть она не говорит ни слова. Зато дружит с домашней живностью во дворе их частного дома: куры и гуси при встрече с Катей кудахчут и гогочут, по-своему приветствуя маленькую хозяйку. Но это общение девочке быстро надоедает и она отправляется путешествовать. Выходит на дорогу и идет куда глаза глядят. Тогда мать зовет на помощь местных ребятишек: даст каждому по пятаку -- и через некоторое время Катя снова дома.

«В два года у дочки начались странные приступы»

Роды у Галины были стремительные: на свет Катя появилась вся обвитая пуповиной и почему-то не кричала. Это встревожило мать и она спросила врачей: почему? Те поколдовали над младенцем, и раздался первый крик. На сердце у Галины полегчало.

-- Когда нас с дочкой выписывали из роддома, Катя все еще была синюшная, но в карточке написали, что девочка родилась в срок, роды прошли без осложнений. Но радость была недолгой, -- рассказывает Галина. -- Через шесть месяцев я стала замечать, что она отстает в развитии от дочери двоюродной сестры, которая на полтора месяца младше Кати. Да и беспокойной была. Ночью то и дело просыпалась и плакала. Иногда мне казалось, что просто с ума сойду от этого крика, а наутро увижу вялое, бледное личико дочки -- и стыдно.

К невропатологу Галина впервые обратилась, когда Катюше исполнился год. Тот прописал успокоительные травы, совершенно не обратив внимания на то, что у девочки отсутствует реакция на внешние раздражители. Не вызвало у него удивления и то, что девочка даже не пыталась говорить. Катерине было уже полтора года, когда Галя обратилась к отоларингологу. Тот, сделав вывод, что у ребенка глухота, дал направление в Запорожье, где в лор-отделении поставили диагноз: тугоухость III степени, и рекомендовали слуховой аппарат. Хотя интуиция подсказывала Галине, что нарушений слуха у Кати нет, аппарат она все же приобрела и отдала Катю в садик для детей с нарушениями слуха. Но через два дня забрала ее обратно.

РЕКЛАМА

-- Я заметила, что Катюша отличается от остальных детей в группе. Те действительно плохо слышали, а Катя как будто не глухая. И слуховой аппарат отказывалась носить наотрез. А в два года у дочки начались какие-то странные приступы: она плакала, кричала, скрежетала зубами, хваталась посиневшими руками за голову. Я со скандалом добилась, чтобы в городской больнице дали направление на обследование в Днепропетровск -- тамошний психоневролог и поставил диагноз: гидроцефалия II степени (водянка головного мозга), эписиндром, задержка психоречевого развития.

После дважды пройденного курса лечения в Днепропетровске Кате полегчало: перестала плакать и синеть, спокойно ночью спала. Но она по-прежнему не разговаривала. Галина с этим уже было смирилась, когда однажды увидела по телевизору программу «Без табу», где директор «Школы жизни» Мария Щибрик рассказывала о своей дочери.

РЕКЛАМА

-- Я сразу поняла, что речь идет о таком же ребенке, как моя Катя, -- вспоминает Галина. -- Оказалось, что есть люди, которые многое уже сделали для того, чтобы жизнь таких, как моя дочка стала полней и счастливей. Я написала письмо Марии Щибрик и получила приглашение приехать в Киев в «Школу жизни». Здесь познакомилась с психологом Татьяной Островой, которая водила нас с Катюшей по врачам, искала для нас помощь в благотворительных организациях.

Из Киева Галина уехала окрыленная -- с массой литературы и твердой уверенностью создать у себя, в Марганце, информационно-координационный центр для родителей таких детей, как Катя. Ведь им, как выяснилось, можно помочь. Но не странно ли, что этого не знают медики, на чьей совести, считает Галина, несчастья ее дочери?

РЕКЛАМА

«И сейчас не поздно заняться ребенком -- научить его жить в обществе»

Заместитель директора по науке Института развития интеллекта ребенка Светлана Чередниченко, узнав историю Кати, полагает, что мать не должна пенять на медиков:

-- Что касается Кати, то скорее всего у нее не аутизм, а тяжелая задержка психического развития (ЗПР), заметить которую должна была прежде всего мать. Обратиться к специалисту следовало в течение первых месяцев жизни ребенка -- сделать томографию мозга, определить, какие его центры поражены. Думаю, что и сейчас не поздно заняться ребенком. Катю можно научить жить в обществе, при условии, что мать будет работать над ее развитием, не покладая рук. Руководством ей может стать литература, да и специалистов у нас достаточно -- если у Галины будет желание, наш институт поможет с ними связаться.

Директор Института проблем боли Владимир Берсенев реабилитации больных, пострадавших от патологий нервной системы, посвятил немало лет и убежден: армия инвалидов могла бы быть намного меньше, если бы не только медики, но и молодые мамы были просвещеннее. Что значит: ребенок синюшный, обвит пуповиной, а в справке написано, что роды прошли нормально? Выйти с таким документом из роддома может только невежественная мать. У доктора Берсенева, однако, слишком мало времени, чтобы тратить его на повторение азбучных истин, и он предлагает ознакомиться со своей брошюрой «Трудное детство нервной системы», в которой изложил то, что обязательно знать женщине, прежде чем она решится дать жизнь новому человеку.

На 21 день беременности природа закладывает первый «кирпичик» в будущий мозг -- и с этого момента чудо природы подстерегают… 400 опасностей -- именно столько причин могут спровоцировать заболевания мозга! А во время родов он может пострадать еще и от асфиксии или травмы. В утробе матери плод погружен в жидкость и получает кислород через плаценту. В момент родов этот источник «отключается», спустя две минуты ребенок должен сделать свой первый в жизни вдох.

Если роды затягиваются и этого не происходит, мозг начинает голодать. Взрослый человек в таком состоянии уже через 8--10 секунд теряет сознание, спустя 40--110 у него угасают рефлексы, через 5 минут в мозгу начинаются необратимые процессы -- гибнут нейроны. Мозг новорожденного еще более уязвим. По данным Центра медицинской статистики, в перинатальный период -- начиная с 28 недели беременности, включая роды и семь дней после них -- из-за асфиксии гибнут шесть плодов из каждой тысячи. Тех, кто остался в живых, но чей мозг пострадал от кислородного голодания, просто никто не считал. Различные патологические состояния у младенцев проявляются однотипными реакциями нервной системы, и уже поэтому их трудно диагностировать.

А медики еще и грешат, частенько замалчивая патологические роды. В советские времена потому, что экономили на «декретных», но продолжается это до сих пор. Хотя давно пора понять: «декретные» (особенно нынешние) -- это сущие копейки по сравнению с миллионами, идущими на лечение и содержание инвалидов. А ведь можно этого избежать, если бы медики имели полное представление о состоянии здоровья ребенка с первых часов его жизни. Именно с первых, потому что возможности восстановления нервной системы у младенцев, от полугода до полутора лет еще достаточно высоки, а к четырем годам резко сокращаются.

«Будущая мама с самого начала должна знать, на что ей надо обратить внимание»

-- Специалистов, которые придерживаются иной точки зрения, я приглашаю в приемный покой Института проблем боли, где они могут увидеть, во что выливается не замеченная вовремя патология, -- говорит Владимир Андреевич. -- Вот типичный пример. У Саши -- болезнь Дауна. В какие инстанции мать ни обращалась -- везде утверждали, что «даунят» не лечат. Женщина сама засела за медицинскую литературу. А когда мальчику исполнилось пять лет, пришла с ним в институт. Сейчас ему девять, и он не только ходит и говорит, но в умственном развитии почти догнал своих сверстников. А если бы мама с самого начала знала, на что ей следует обратить внимание?..

По данным доктора Берсенева, больше половины родов в нашей стране проходят с осложнениями. Поэтому в родильный зал женщины должны входить уже подготовленными к ответственному материнству.

Определить состояние новорожденного любая мать сможет по шкале Апгар

> Признак > Оценка в баллах >

> > 0 > 1 > 2

> Частота сердцебиения > Отсутствуют > Менее 100 в 1 мин. > Свыше 100 в 1 мин. >

> Дыхательные движения > Отсутствуют > Слабый крик, единичные дыхательные движения > Дыхательные движения хорошие, крик громкий >

> Мышечный тонус > Отсутствует > Незначительные сгибания в конечностях > Конечности согнуты, активные движения >

> Рефлекторная возбудимость (в ответ на раздражения конечностей или полости носа) > Реакция отсутствует > Гримаса на лице > Крик, кашель, чихания, движения >

> Цвет кожных покровов > Синюшный, бледный > Туловище розовое, конечности синеватые > Равномерный розовый цвет >

Если ребенок набирает 8--10 баллов -- его состояние хорошее; 6--7 баллов -- удовлетворительное; 4--6 -- средней тяжести; 1--3 -- тяжелое. Чем ниже оценка, тем больше вероятность гибели новорожденных, а выживших ожидает нарушение умственного и физического развития. Поэтому в случае любых отклонений матери необходимо не просто обращаться к специалистам, но и настойчиво требовать необходимых обследований.

 


405

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів