Слухи о том, что весь днепровский пассажирский флот будет распродан за рубеж по дешевке, оказались сильно преувеличенными
Расположенный на древнем пути «из варягов в греки» Киев всегда слыл портовым городом. Хотя сюда и не заходят гигантские «титаники», но раньше движение по Днепру было весьма оживленным: заполненные пассажирами «Ракеты», «Метеоры», «Восходы» по многу раз в день швартовались у набережной на Подоле, многочисленные баржи и грузовые теплоходы круглосуточно перевозили тысячи тонн грузов Увы, сейчас судоходство несколько приутихло. А недавно вообще прошел слух, что немногие оставшиеся на ходу теплоходы вскоре уйдут в чужие воды, оставив Днепр рыбацким да прогулочным лодкам. Мол, весь столичный пассажирский флот будет продан в Россию. «ФАКТЫ» решили проверить этот слух.
Сейчас в Киеве действуют две крупные судоходные компании -- акционерная АСК «Укрречфлот» и коммунальная КСК «Киев». Именно последнюю и обвиняют в попытках распродать потихоньку суда.
КСК «Киев» была создана в ноябре 1999 года. Киевсовет решив, что жизнь на реке должна продолжаться не без участия города, постановил создать свою судоходную компанию. Кабмин передал «Киеву» семь пассажирских теплоходов класса «река -- море» (»Алексей Ватченко», «Маршал Рыбалко», «Леся Украинка», «Николай Добролюбов», «Максим Рыльский», «Евгений Вучетич», «Россия»), семь судов на подводных крыльях «Восход» и четыре грузовых корабля. Все суда только находятся в управлении КСК, фактически же они принадлежат государству. В регулярных рейсах на маршруте Киев -- Одесса -- Севастополь -- Киев задействован «Рыбалко». На маршруте Киев -- Канев работают «Восходы».
Прояснить ситуацию мы попросили директора КСК «Киев» Константина Молодковца.
-- Да, на регулярных маршрутах у нас сейчас задействованы не все теплоходы. Но это не значит, что остальные мы продали. Мы вообще не можем продавать переданные нам теплоходы, поскольку они -- государственная собственность, и КСК их только эксплуатирует и содержит. Что же касается количества маршрутов, то самые главные наши проблемы -- невостребованность и техническое состояние флота.
Суда для компании были переданы «Укрречфлотом» -- из тех, которые АСК не приватизировала при акционировании. Естественно, лучший флот остался у них. Мы же в первую навигацию смогли задействовать только «Рыбалко» (он совершает круизы с иностранными туристами), а также -- на нерегулярных маршрутах -- теплоходы «Ватченко» и «Рыльский». За счет заработанных на этом денег восстановили «Лесю Украинку» и «Добролюбова», по 3--5 лет стоявших на приколе. «Россия» же и «Вучетич» сейчас находятся в плачевном состоянии (только для приведения их в мореходное состояние требуется около 1,25 миллиона долларов, не говоря уже о ремонте кают, ресторанов и т. п. ) и затраты лишь на их обслуживание на стоянке составляют почти 150 тысяч долларов в год.
Увы, с полной загрузкой работает только грузовой флот столицы. Суда задействованы на линиях порты Украины -- порты Средиземноморья. Они приносят Киеву и Украине постоянный доход. «Крылатый» флот не имеет полной загрузки -- даже два работающих на линии «Восхода» не всегда удается загрузить. Да и себестоимость перевозки, по словам работников КСК, раза в два-три выше цены на билет. Поднять цену до рентабельной, конечно, можно, но кто же за полсотни гривен в Канев поедет? Вот и катаются два убыточных теплоходика, а остальные тихо стоят на берегу -- старенькие и никому не нужные Может, и «Киев» хотел бы от них избавиться, и Фонд госимущества продал бы куда-нибудь, но модель эта уже давно спросом не пользуется -- и устаревшая, и топлива съедает уйму.
Что же касается больших пассажирских судов, то большинству наших граждан цены на их услуги просто недоступны. Иностранных же туристов в Украине на всех пока не хватает. Поэтому, как рассказал Константин Петрович, и было решено перевести часть пассажирских теплоходов «река -- море» на зарубежные линии. Что, в принципе, традиционно для большинства судоходных компаний. Наиболее выгодным оказалось сотрудничество с россиянами. Так, модернизировав совместно с Московским речным пароходством «Лесю Украинку» и «Ватченко», по согласованию с киевским мэром, КСК отдала их в годичный фрахт москвичам. Теперь они ходят между двумя российскими столицами -- Москвой и Санкт-Петербургом. Возят туристов. (Недавно, кстати, министр транспорта РФ и правительство Москвы направили благодарственное письмо Александру Омельченко -- за помощь в решении транспортных проблем. ). На один год зафрахтован саратовской турфирмой и «Николай Добролюбов» -- он ходит по Волге от Астрахани до Нижнего Новгорода. Кстати, скоро «Добролюбов» вернется в Украину, но, вероятно, на следующий год снова уйдет в «чужие воды».
А несколько месяцев назад было подписано соглашение о фрахте «Максима Рыльского». Он вскоре также на год уйдет в Россию.
Именно за счет доходов от грузового флота и фрахта пассажирских судов живет КСК, поддерживая убыточные «Восходы» (а ведь раньше каждый класс любой школы считал обязательным хоть раз в пару-тройку лет проехаться экскурсией по Днепру до Канева, побывать в музее Гайдара, на Чернечей горе у могилы Шевченко -- и было это вполне по карману). А по подсчетам специалистов, если россияне решат продолжать фрахтовать наши суда и в дальнейшем, то вскоре можно будет довести до мореходного состояния полуразобранные «Россию» и «Вучетича».
Срок использования наших пассажирских теплоходов -- 30 лет. После этого нужно делать реновацию, то есть капитальный ремонт корпуса, ходовой части и т. д. При этом иногда бывает и проще, и дешевле судно списать, чем отремонтировать. Двум стоящим ныне на приколе теплоходам до реновации осталось 5--7 лет. И если в ближайшее время их не восстановить, то скоро и восстанавливать будет незачем.
P. S. Когда этот материал был подготовлен к печати, нам сообщили, что в Херсоне начаты ремонтные работы на теплоходах «Россия» и «Максим Рыльский». Кстати, средства, вложенные ранее в «Лесю Украинку», «Алексея Ватченко» и «Николая Добролюбова», позволили довести их до европейского уровня комфортности и использовать на любых водных магистралях Европы -- будь то Волга, Днепр или Дунай.
357Читайте нас у Facebook