Киевские астрономы помогли провести первую в истории посадку космического аппарата на поверхность луны
Первое, что бросилось в глаза в кабинете доктора физико-математических наук, профессора Виталия Кислюка -- коричневый глобус Луны. «Вот в это место Селены (еще одно название спутника нашей планеты), в Океан Бурь, было направлено шесть советских космических аппаратов, -- рассказал профессор. -- И только последний из них, «Луна-9», выполнил задачу: мягко прилунился и передал на Землю «картинку» лунного пейзажа. Это было одно из наиболее весомых достижений космонавтики тех лет. Оно рассматривалось как этап подготовки к полету советских космонавтов на Луну. Я горжусь тем, что входил в группу ученых Главной астрономической обсерватории Национальной АН Украины, принимавших участие в этом проекте. »
«О своем участии в лунной программе мы узнали только из частных бесед»
-- Задание из Москвы -- сконцентрировать внимание на изучении рельефа Луны -- мы получили в 1963 году, -- продолжает заведующий отделом Главной астрономической обсерватории НАНУ профессор Кислюк. -- О том, что это необходимо для подготовки посадки аппарата, руководитель нашей группы доктор физико-математических наук Игорь Владимирович Гаврилюк узнал из частных бесед с коллегами -- тогда секретность доходила порой до абсурда. Особое внимание уделялось Океану Бурь. Выбор определялся тем, что место прилунения должно быть как можно более равнинным -- в области лунных гор, которые достигают высоты нескольких километров, очень высока опасность разбить аппарат о скалы. Другое дело лунные океаны и моря -- это покрытые камнями и слоем пыли равнины с относительно небольшими кратерами. Садиться там гораздо безопаснее.
По данным, которые мы получили при анализе фотоснимков Луны, было определено подходящее место. (Ныне оно называется Залив Прилунения. ) Мы с высокой точностью определили координаты пятисот кратеров. Создатели программы полета аппаратов «Луна» чуть ли не с руками оторвали эту информацию, поскольку она имела большое значение для расчетов маневров, особенно посадки.
Первое в истории мягкое прилунение произошло 3 февраля 1966 года в 21 час 45 минут 30 секунд по московскому времени -- спустя четверо суток после старта с Земли, как мы и рассчитывали: в самом начале рассвета. Температура в Океане Бурь тогда была наиболее благоприятной для работы станции -- ноль градусов Цельсия. При таких условиях «Луну-9» испытывали на Земле. В лунный полдень температура там выше, чем в кипящем чайнике -- 120--140 С, в таких условиях связи с Землей, наверное, не было бы. Но все прошло по плану, и «Луна-9» выходила на связь в течение четырех, если не изменяет память, земных дней. Дело в том, что сутки на Луне длятся 29 земных суток. Поэтому Солнце от восхода до заката ползет там по-черепашьи -- в течение семи наших суток. «Луна-9» выдержала повышение температуры до 40--50 градусов. Причем при каждом сеансе связи она показывала лунную поверхность в новом ракурсе.
В 1963-м пришлось снять с эфира заранее заготовленную передачу об успешном прилунении
-- Что помешало предыдущим аппаратам совершить мягкую посадку на Луну?
-- Это была очень сложная техническая задача. Но вначале у нас, похоже, этого полностью не осознавали. Причина тому -- успех первых полетов к спутнику Земли. Аппарат «Луна-1» прошел возле него задолго до полета в космос Юрия Гагарина -- 4 января 1959 года. В сентябре того же года второй аппарат «забросили» на поверхность Луны -- это было просто падение. А еще через два месяца «Луна-3» передала снимки недоступной для наблюдения с Земли оборотной стороны спутника.
Так вот, надеялись, что если одному аппарату удалось упасть на поверхность Луны, то так же легко можно будет совершить и мягкую посадку. Для этого «Луну-4» оснастили реактивными двигателями для торможения. Аппарат падает на спутник с огромной скоростью -- 2,5 километра в секунду, а работа двигателей снижает ее до приемлемых нескольких метров в секунду. На бумаге все казалось просто. Мало кто сомневался в благополучном полете «Луны-4» -- он состоялся в апреле 1963 года, на Всесоюзном радио даже подготовили сообщение о мягком прилунении. Но прозвучать этому сообщению было не суждено: аппарат пролетел мимо Луны и стал одним из искусственных спутников Солнца.
После этого промаха был взят двухлетний тайм-аут. К следующему полету стали готовиться более тщательно, в частности, подключили к проекту нашу обсерваторию. Старт «Луны-5» в 1965 году приурочили ко Дню Победы. Но и на этот раз неудача: тормозная система не сработала, и станция разбилась в лепешку. В том же году на Луну отправили еще два аппарата, имеющих ту же цель -- мягкую посадку. Но в первом случае станция пролетела мимо спутника, во втором -- тормозная система сработала с опозданием, и аппарат разбился. Только «Луне-9» в начале 1966-го удалось выполнить задачу.
Переданные станцией снимки позволили впервые увидеть поверхность Луны в мельчайших подробностях -- с Земли с помощью телескопов это невозможно. Снимки и другая информация показали, что отправка людей на Луну принципиально возможна. Ведь до этого астрономы опасались, что поверхность спутника укрыта неимоверно толстым -- до километра -- слоем пыли. На самом деле он измеряется лишь сантиметрами.
К сожалению, советской программе пилотируемого полета на Луну не суждено было сбыться -- США нас опередили. Так что «на пыльных тропинках далеких планет» пока что оказались следы только американских астронавтов. Это произошло в 1969 году. Союз взял реванш в следующем, 1970-м, запустив «Луноход-1» -- успех этого проекта был бы невозможен без опыта мягкой посадки «Луны-9».
323Читайте нас у Facebook